Слайд 1МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ
и КОЛОМЕНСКИЙ
ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ)
Прокофьева Н.В., методист МКУ г.Иркутска «
ИМЦРО»
Посвящается 220-летию со дня рождения и 40-летию его канонизации
Слайд 2«…Имя его сделалось славным и почтенным как у нас, так и
в чужих краях. Не только всякий Русский, ревнующий о чести и славе своего отечества, но и всякий образованный
человек, Англичанин, Немец, Француз, Американец, кто только уважает науку и человечество, почтительно преклоняется пред
величавою личностью нашего Камчатского и Алеутского апостола…»
Иван Барсуков
Слайд 4 Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов)
Преемник Святителя Филарета (Дроздова) по Московской
кафедре.
Митрополит Московский и Коломенский для многих является не только примером подражания и образцом того – каким должен быть православный человек, занимающийся преимущественно интеллектуальной деятельностью. Не только добрым пастырем, заботящимся о своих чадах и выдающимся русским иерархом, миссионером девятнадцатого столетия – просветителем Сибири и Америки, благодетелем и мудрым церковно-государственным мужем, но и незаурядным ученым, с чьим именем связывают развитие в нашей стране научной дисциплины этнографии, которую сейчас чаще называют этнологией.
Преемник-
Этнография-
Этнология-
Слайд 5Будущий митрополитБудущий митрополит московский родился 26 августа 1797 года в глухом
селе Ангинском Иркутской губернии, в маленьком домике Будущий митрополит московский родился 26 августа 1797 года в глухом селе Ангинском Иркутской губернии, в маленьком домике в бедной семье пономаря местного храма Илии Пророка, Евсевия Попова и при крещении был наречен Иоанном, в честь Иоанна Постника, Патриарха Цареградского. С детства он был поставлен в борьбу с суровой природой и людьми, с нуждами и лишениями, он приучил себя к терпению и труду, к мужеству и стойкости, к самообладанию и находчивости, к воздержанию и довольству малым.
(посмотреть выставку и
познакомиться с документами
можно в библиотеке
им.Молчанова-Сибирского)
Слайд 6Запись в метрической книге о рождении
В Ангинской Ильинской церкви за 1797г.
О рождении сына Ивана у пономаря Евсевия Попова. Рукопись ОГКУ ГАИО, ф.50,от 3, д.222, л.95об.
Слайд 9В 1806 году девятилетний отрокВ 1806 году девятилетний отрок Иван (Иоанн)
был определен в духовную семинарию города ИркутскаВ 1806 году девятилетний отрок Иван (Иоанн) был определен в духовную семинарию города Иркутска. В семинарииВ 1806 году девятилетний отрок Иван (Иоанн) был определен в духовную семинарию города Иркутска. В семинарии Иван учился хорошо. После каждого обычного ежемесячного собрания у него всегда стояла отметка: eleganter, egregie, eximie (т.е. прекрасно, превосходно, отлично). Вспоминая свою школьную жизнь Иван Попов говаривал впоследствии: «учился я хорошо, но чистого ржаного хлеба (без мякины), до выхода из семинарии, не пробовал».
Во время учебы в семинарии дважды менялась фамилия Ивана. Чтобы различать многочисленных Поповых, к родовой фамилии делалось добавление по месту рождения.
Слайд 10После женитьбы 13 мая 1817 года Иоанн Евсеевич Вениаминов был рукоположенПосле
женитьбы 13 мая 1817 года Иоанн Евсеевич Вениаминов был рукоположен во диакона для служения в том же храме, а после четырехлетнего диаконского служения – во иерея.
20 октября 1823 года корабль «Константин» вместе с семьей молодого священника благополучно прибыл в порт Новоархангельск, в то время – столицу Русской Америки.
Отец Иоанн в течение нескольких месяцев изучал язык алеутов, знакомился с жизнью народов Америки, читал имевшиеся в богатой библиотеке Российско-Американской Компании книги и периодику.
Дом, в котором расположилось семейство нового уналашкинского священника, был больше похож на землянку – обычное жилище островитян.
Слайд 11В то время, когда невозможны были поездки по приходу, отец Иоанн
писал ученый труд – «Записки об островах Уналашского отдела» (1840 г.). Это было собрание его многолетних путевых дневников, которые он вел во всех своих путешествиях. Все, что занимало живой ум уналашкинского священника, вошло в эту книгу: географическое описание островов, климат и природа, многолетние сводки погоды, описание жизни алеутов: их быт, нравы, сказки.
Слайд 12Именно в первый период миссионерской деятельности отца Иоанна он ведет активнейшую
научную жизнь. Предметами исследования и наблюдения отца Иоанна становятся география, климат, язык, образ жизни, нравы, характер, верования, песни, антропологические данные, промыслы (изготовление байдарок, шитье и др.), легенды, умственные способности. Сам Святитель – создатель первых грамматик и переводов священных книг на местные языки, друг и собеседник крупнейших ученых своего времени именовал себя лишь «смиренным деятелем нивы Христовой, учителем младенцев и младенчествующих в вере».
Слайд 13Интересной страницей жизни будущего митрополита Московского в Ситхе стало его посещение
в 1836 году Калифорнии, где в 1814 году по приказу Баранова к северу от нынешнего Сан-Франциско был выстроен Форт Росс. Основное время своего пребывания в Калифорнии отец Иоанн уделил православному приходу Форта Росс.
Слайд 14После пятнадцатилетней службы на островах о. Иоанн отправляется в Петербург, т.
к. его переводы проповеди на алеутско-лисьевский язык Священным Синодом к печати не разрешены, по той простой причине, что в Синоде никто алеутского не знает. Необходимо было разрешение Священного Синода, чтобы его получить нужно отправляться в Петербург, а это в другом конце земли!
Слайд 15Отправив свою семью на родину в Иркутск, оставив при себе одну
пятилетнюю дочь Фёклу, которая и была его спутницей, в 1838 году на корабле «Николай» будущий митрополит отправляется через Тихий и Атлантический океаны к берегам России, в Кронштадт. Переход на корабле «Николай» из Новоархангельска в Кронштадт был совершен в короткий срок: за семь месяцев и четырнадцать дней.
22 июня 1839 года фрегат «Николай» с маршрутом: Новоархангельск – Гонолулу (Сандвичевы острова [11]) – о. Таити – Рио-де-Жанейро – порт Фальмут (Великобритания) – Копенгаген – Кронштадт, бросил якорь в порту Кронштадта.
Слайд 16Отец Иоанн хотел побывать и в древней столице – Москве. Первым,
кого посетил он еще не в знакомом городе, был Митрополит Филарет (Дроздов). Святитель предложил отцу Иоанну остановиться у него, в Троицком подворье, на Самотеке. В воскресные и праздничные дни отец Иоанн нередко сослужил митрополиту Филарету в главном российском храме – кремлёвском Успенском соборе. Вечера отец Иоанн проводил в беседах со Святителем, на Троицком подворье и у своих новых московских друзей Шереметевых, Потемкиных, Свербеевых.
После четырёх месяцев пребывания отца Иоанна в Москве и Петербурге, пришла скорбная весть о кончине супруги отца Иоанна в Иркутске. Это печальное событие решило дальнейшую его судьбу. Святитель Филарет стал убеждать священника Иоанна Вениаминова принять монашество.
Слайд 17 29 ноября, на Троицком подворье, отец Вениаминов
был пострижен 29 ноября, на Троицком подворье, отец Вениаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монашество, причем имя его Иоанн было переименовано, по его собственному желанию, на Иннокентия, в честь св. Иннокентия, первого епископа Иркутского.
30 ноября (в день восстановления Камчатской епархии) новопостриженного монаха30 ноября (в день восстановления Камчатской епархии) новопостриженного монаха Иннокентия митрополит30 ноября (в день восстановления Камчатской епархии) новопостриженного монаха Иннокентия митрополит Московский посвятил во архимандрита.
На следующий день у Иннокентия состоялась встреча с императором, Николаем I. «При первом взгляде моем на Государя и свидании, я не мог не сробеть. И кто не сробеет при Нем!» [1:122], так вспоминал эту встречу Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский. В том же году (1840-м) архимандрит Иннокентий был наречен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.
Слайд 18Наряду со своей миссионерской деятельностью и огромным вкладом в этнографические лингвистические,
географические и другие исследования, архиепископ Иннокентий оказал серьезное влияние на многих деятелей администрации Восточной Сибири.
«Это влияние было основано,
во-первых, на его личном авторитете и чёткой гражданской позиции;
во-вторых, на его активном участии в жизни церкви и её отношениях с государством;
в-третьих, на взаимной поддержке и сотрудничестве с генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым-Амурским; и,
в четвертых, на личных контактах Иннокентия с чиновниками и офицерами, служившими в крае».
Слайд 19Продажа Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам (договор 18 марта
1867 года)
Продажа Аляски Соединенным Штатам вызвала в русском обществе противоречивое отношение. Наряду с отдельными деятелями Российско-Американской компании, противниками продажи Аляски в свое время называли адмирала Ф. П. Врангеля и архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова), которые много потрудились в русских колониях в Америке.
Известно, насколько глубоко волновала святителя судьба устроенной там православной паствы. Святитель Иннокентий написал письмо митрополиту Московскому Филарету, в котором высказал свое мнение насчет вышеозначенного договора России и США. «Письмо архиепископа Камчатского Иннокентия митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету» так и не дошло до своего адресата. Митрополит Московский и Коломенский Филарет скончался 19 ноября 1867 г., а письмо было составлено Иннокентием 1 декабря 1867г. из Благовещенска на Амуре.
Слайд 20Назначение Высокопреосвященного Иннокентия митрополитом Московским и Коломенским в январе 1868 года
было неожиданным для духовной и светской частей московского общества. Опасались непонимания им нужд и потребностей новой, столичной паствы. Жизнь показала, что эти опасения были напрасны.
18 января 1868 года в Благовещенск прибыло с эстафетой срочное послание из Санкт-Петербурга от обер-прокурора графа Д. А. Толстого: «Государь Император Всемилостивейше назначил Ваше Высокопреосвященство митрополитом Московским, - читал архиепископ Иннокентий поданную ему телеграмму, - искренно поздравляю Вас и с Вами московскую Вашу паству; желательно было бы, если бы Вы скорее прибыли в Москву, если здоровье позволит».
Святитель был поражен такому ходу событий. Для святителя в возрасте семидесяти лет настало время прощания с его последним детищем – Благовещенском.
Слайд 21Стиль управления епархией святителем Иннокентием характеризовался открытостью, доступностью, простотой обращения, мягкостью
и терпимостью по отношению к людям, стремлением дать простор их творчеству и инициативе, желанием окружить себя талантливыми сотрудниками и яркими личностями. В этом ряду выделяются имена епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), протоиерея Алексея Ключарева (впоследствии архиепископа Харьковского Амвросия), церковного историка, протоиерея Александра Иванцова-Платонова, ректора Московской Духовной Академии Александра Горского.
Слайд 22Среди светских сотрудников его окружали по разным делам Помпей Батюшков и
князь Владимир Черкасский, писатель Иван Аксаков, купцы-предприниматели Федор Чижов, Иван Четвериков, историки Сергей Соловьев и Михаил Погодин.
Характерно высказывание митрополита при вступлении в управление епархией: «раньше вы сюда ездили за советами, а теперь вы будете приезжать ко мне с советами».
На прием к Владыке мог запросто прийти любой мирянин. В общении святителю Иннокентию была свойственна любовь к длинному задушевному разговору, склонность к иронии, юмору и шутке.
В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.
Слайд 23Служение Святителя Иннокентия в Москве запомнилось выдающимися подвигами на ниве благотворительности,
духовного просвещения Москвы.
Плохо изучена его деятельность в качестве почетного Попечителя Московского Общества любителей духовного просвещения.
Помощь Митрополита Иннокентия славянам, страдавшим от турецкого ига, выражалась в учреждении Сербского митрополичьего подворья в Москве, а также в сотрудничестве с возглавляемым Иваном Аксаковым и Михаилом Погодиным Славянским благотворительным комитетом.
Последние годы жизни Святителя совпали с русско-турецкой войной 1877 – 1878 гг.
Слайд 24ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ИННОКЕНТИЯ (ВЕНИАМИНОВА)
Слайд 34II научно-практическая конференция, посвящённая наследию Святителя Иннокентия
Работа конференций была направлена
на активизацию и координацию научного изучения наследия св. Иннокентия, освещение отдельных периодов его жизни и деятельности, а также
миссионерской деятельности церкви в Сибири, рассмотрение проблем сибирской агиологии, историографии и источниковедения истории русской церкви на сибирских окраинах.
Слайд 35Конференция приобрела международный уровень,
в ее работе принял участие исследователь из
Норвегии. Всего был заслушан 21 доклад исследователей из Иркутска, Якутска, Владивостока, Читы и Санкт-Петербурга.
Слайд 39
В декабре 2015 г. была проведена III межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная
наследию святителя Иннокентия (Вениаминова) и его православной миссионерской деятельности в Сибири, Русской Америке и на Дальнем Востоке. В конференции приняло участие более 80 ученых, преподавателей, музейных, архивных и библиотечных работников, священнослужителей, учащихся православных гимназий из 12 субъектов РФ.
Кроме Иркутской области, которая была представлена городами Иркутском, Братском, Саянском и Качугским районом, были участники из Камчатки, Чукотки, Сахалина, Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Забайкальского краев, Магаданской и Амурской области, городов Москвы, Белгорода и Новосибирска.
Слайд 40ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ
Выступление кандидата исторических наук, заместителя директора Государственного архива
Забайкальского края Т. А. Константиновой «Святитель Иннокентий как духовный наставник амурской политики» состояло как бы из двух частей. В первой половине автор подробно останавливается на участии св. Иннокентия в подготовке и реализации амурской политики и заключении Айгунского договора с Китаем. Перед нами предстает нестолько просветитель, сколько деятельный политик и дипломат, сподвижник и духовный вдохновитель всех планов генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева.
Обстоятельный доклад представила доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Московского государственного педагогического университета Г. В. Аксенова. Ею были проанализированы материалы десятков личных архивных фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, в которых удалось обнаружить документы, связанные с именем св. Иннокентия (Вениаминова), и даже его автографы, в основном относящиеся к московскому периоду его жизни.
Слайд 48Большой интерес представляют церковно-педагогические сочинения святителя Иннокентия (Вениаминова), написанные в разные
годы его жизни и состоящие из следующих произведений: «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования. обращенных в христианскую веру», «Записка о детском воспитании», «Духовенство и народное образование», «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества».
Все произведения объединены одной мыслью, которую развивал святитель Иннокентий Вениаминов: воспитание подрастающего поколения. Вопросы педагогики неоднократно поднимались
святителем Иннокентием в его этнографических и богословских трудах, в частных письмах и официальной переписке. Управляя своей епархией, святитель Иннокентий тщательно следил за тем, чтобы священники в
своих приходах регулярно проводили занятия с прихожанами, особенно с молодежью и детьми. Прибыв на остров Ситха 26 сентября 1841 года и поселившись во вновь выстроенном для него епархиальном доме, при
котором была устроена малая церковь, в свободное от
занятий делами епархии время он сам преподавал уроки христианской нравственности детям.
Слайд 49Обзор эпистолярного наследия святителя Иннокентия свидетельствует о том, что его письма
к современникам неоценимы и актуальны для нашего времени.
Они позволяют воссоздать во всей многогранности живой, подлинный, можно сказать уникальный образ выдающегося сына России, мыслителя, гуманиста, церковного иерарха. Они проливают свет на многие стороны социально-экономической, политической и культурной истории Дальнего Востока и Русской Америки.
Они имеют большой заряд воспитательного воздействия, вызывают размышления и сопереживания, учат моральной чистоте и духовной стойкости.
Велико значение созидательной личности святителя Иннокентия в истории русской культуры. Патриотическое служение Отечеству, забота о будущей духовности России, любовь к людям, трудолюбие, непоколебимая вера и его труды оказали неоценимое влияние на
развитие образования Северо-Востока России.
Слайд 50Восхищенные современники еще при жизни именовали его апостолом. Государь Император за
верность Богу и Отечеству наградил святителя всеми высшими наградами того времени.
Просветительская и литературная деятельность святителя Иннокентия помогла правильному духовно-нравственному воспитанию целого поколения XIX века, в основе которого лежат: мудрость и смирение, мужество и кротость, целеустремленность и простота, доступность в обращении и отсутствие какого-либо превозношения.
Слайд 51Оформление слайдов с сайта: http://pedsovet.su/
Фото с конференции автора презентации
Дорогие ребята!
Мы закончили с вами изучение, но, наверняка, кто-то из вас продолжит исследование и подготовит интересное выступление.