Слайд 1
« Культура и искусство первой половины
XX века»
Слайд 2Цели урока:
Познакомитесь с основными направлениями развития западного искусства XX века.
Познакомимся
с открытиями в области естествознания;
Определим место культуры в жизни человека.
Слайд 3 В начале XX века утвердилась семерка ведущих
капиталистических стран.
В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио.
Англия
Франция
Германия
Россия
США
Италия
Япония
Слайд 4КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ
XX ВЕКА ?
Слайд 5Урбанизация.
1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5
млн. человек.
1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.
Нью-Йорк
Слайд 6Разница быта.
Человек, веками привязанный к
труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.
Слайд 7Маргинализация.
Очень скоро оказывается, что
надежды на богатую жизнь не
оправдываются
– из сельской
бедности человек переезжает в
городскую нищету. В городе у
него нет своего дома, нет
единого сообщества
односельчан, помощи ждать неоткуда.
В сознании рушатся идеалы призвания.
Слайд 8Миграция.
К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше –
рост городов, расстройство привязанностей.
Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни.
Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам
и создавал угрозу
социальных потрясений.
Слайд 9Социальные потрясения.
Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров,
капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.
Слайд 10 Научно – технический прогресс.
Особенность XX века – скорость,
глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.
Слайд 11Выводы:
На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:
Урбанизация.
Миграция.
Разница быта.
Расстройство привязанностей.
Социальные потрясения.
Научно – технический прогресс.
Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
Слайд 12План урока:
Революция в естествознании.
Особенности художественной культуры.
Символизм
Литература
Слайд 13Открытие элементарных частиц
Проникли в тайны материи
Раскрыли строение атома
( электрон, нейтрон, протон, позейтрон, кванты)
В конце 30-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии.
Революция в естествознании
Слайд 14Теория относительности Энштейна изменила понимание пространства, времени и движения.
Были заложены основы
науки о передаче наследственных признаков ( генетика)
Получила распространение биохимия, физическая химия, геофизика, электрохимия.
Революция в естествознании
Слайд 15Революция в естествознании
Больших успехов достигла микробиология и фармацевтическая промышленность.
Популярными стали произведения
сторонников философии жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше
А. Шопенгауэр
Ф. Ницше
Слайд 16
Популярность приобретают работы Зигмунда Фрейда о психоанализе
Революция в естествознании
З. Фрейд
Слайд 17Большое значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение
французского философа А. Бергсона.
Революция в естествознании
А. Бергсон
Слайд 18В конце XIX – начале XX ВЕКА В Европе и США
получает популярность социология – наука о развитии общества и общественного поведения людей. Популярными становятся труды
М. Вебера
Революция в естествознании
М. Вебер
Слайд 19В начале 20 века по- иному были поставлены проблемы изучения человеческого
сознания
В конце 19 – начале 20 века в странах Европы и США получила развитие социология – наука о различных сторонах развития обществ и общественного поведения людей.
Революция в естествознании
Слайд 20 1 период
( 1900-1914 гг.):
Получил название
« декаданс» - упадок
Кризис – это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового
Время взлётов, талантов, новых идей
2 период
20-30- е годы:
Влияние оказали совершенно новые явления и события;
Фашизм и нарастающая угроза войны способствовала оттоку творческой интеллигенции
Худ. мир переселился в Нью - Йорк
Особенности художественной культуры
Слайд 21Направления в искусстве в первой половине XX в.:
Слайд 22Модернизм -
Это условное обозначение периода культуры конца XIX – середины
XX века от импрессионизма до театра абсурда
Слайд 23одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее
наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков
Символизм
Слайд 24 Представители символизма
М. Вагнер –
музыка
Ш. Бодлер
П. Верлен
Литература
Слайд 251) Предполагает сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к
мифам, поиск мистического откровения
2) В основе – символ
3) Центром был культ Вечной Женственности – как символ и земной образ высшего совершенства
Черты символизма:
Слайд 26 Художники – символисты:
Одри Бердслей
( Англия)
« Павлинья юбка»
«Пещера сплина»
Слайд 27 Художники – символисты:
Пюви де Шаванн
( Франция)
«Смерть и девушки»
Слайд 28 Художники – символисты:
Густав Климт
( Австрия)
Слайд 29 Художники – символисты:
Арнольд Бёклин
( Германия)
«Остров мёртвых»
«Весна»
Слайд 30Модерн – (франц. moderne – новейший, современный) стиль искусства конца XIX
в. – начала XX. Он стремился, используя новые технические и конструктивные средства, создать предметы искусства, необычные по внешнему виду и замыслу.
Слайд 31Черты стиля
Декоративная и динамичная, гибкая и подвижная волнистая линия
Орнаментальность
Функциональность
Источник идей-
природа
Интерес к экзотике
Востока, особенно
к японскому искусству
Слайд 32Виктор Орта – «совершенный зодчий искусства модерн»
Дом Тасселя,
Бельгия
Слайд 33Дом купца Б.Оганова во Владикавказе. Архитектор И. Рябикин.
Слайд 34- направление, появившееся в последней трети XIX века, стремящееся передать неуловимые
изменения в природе, движение света в воздухе, писали дробными мазками
Импрессионизм
Слайд 35Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.
Время
возникновения: вторая половина XIX в.
Место возникновения: Франция.
Наиболее развит в живописи.
Особенности:
- отражение реального мира в движении;
- многоцветие.
Слайд 36 Импрессионист Э. Мане
« Портрет Эмиля Золя»
« Мальчик в красном »
Слайд 37 Импрессионист Э. Дега
«Голубы́е танцо́вщицы»
« Урок танцев»
Слайд 38французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей
импрессионизма. Ренуар известен в первую
очередь как мастер светского портрета, не лишённого
сентиментальности;
Огюст Ренуар
Слайд 40французский
живописец, один из первых и наиболее
последовательных представителей
импрессионизма.
Камиль Писсарро
Слайд 42французский
живописец, один из основателей
импрессионизма.
Клод Моне
Слайд 43" Пляж в Пурвиле"
" Руанский собор"
Слайд 44Дальнейшие поиски привели к появлению нового направления
От импрессионистов они унаследовали чистоту
цвета
Работы отличались одухотворённостью, эмоциональностью
Постимпрессионизм
Слайд 46французский художник-живописец, яркий представитель
постимпрессионизма
Поль Сезанн
Слайд 49Кубизм
Авангардное направление в живописи начала XX века, представители которого изображали мир
в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов
Слайд 50 Пабло Пикассо.
1881-1973
Испания.
Художник, скульптор,
график, керамист, дизайнер.
Основатель кубизма.
Слайд 52Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.
П.Пикассо «Голубь
мира». 1950г.
Слайд 53Фовизм
Течение во французской живописи начала XX века, в основе которого используются
яркие контрастные цвета.
Слайд 54Фовизм
Представители: А. Матисс, П. Гоген, П. Сезанн.
Слайд 55Экспрессионизм
Художественное направление XX века, для которого характерно субъективное восприятие действительности, деформированное
изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием
Слайд 56Экспрессионизм
Представитель: Э. Мунк
Слайд 57Неопримитивизм – характеризуется интересом к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней
наскальной живописи
Представители:
А. Руссо, Н. Гончарова
Слайд 58Абстракционизм - отказ от изображения реальных предметов и создание образа на
основе самодостаточной выразительности цвета. Линий, форм.
Основатели: В. Кандинский и П. Мондриан
Слайд 59Супрематизм – одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической
абстракции
Представители: К. Малевич
Слайд 60Дадаизм – крайнее авангардное течение отрицающее классические традиции
Представители: М. Дюшан,
М. Эрнст, Т. Тцара
Слайд 61Сюррелизм
Авангардное течение в искусстве XX века, представители которого обращались к сновидениям,
автоматическому сознанию, подсознательному
Слайд 63Литература
Психологический реализм
У.Фолкнер Э.Хемингуэй Г.
Бёлль С. Цвейг
В центре внимания их творчества – личность, её судьба в меняющемся мире, поиск ею смысла жизни. Их герои, как правило – человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к любви. Главная его победа – это победа над самим собой.
Слайд 65Эрнест Хемингуэй
«Фиеста»
«Прощай, оружие!»
Слайд 66Эрих Мария Ремарк
«На Западном фронте без перемен»
Слайд 68Что такое массовая культура?
Это такой тип культуры, который адресован самым широким
слоям населения.
Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XXв., но как явление зародилась на рубеже XIX – XXвв.
Слайд 69Факторы, способствующие возникновению массовой культуры:
Развитие техники.
Всеобщее школьное образование.
Рост доходов населения.
Высокая концентрация
людей в городах.
Освобождение времени.
Слайд 70США – страна, где наиболее развита массовая культура.
Голливуд – символ всевластия
массовой культуры
Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.
Слайд 72КИНО.
1895г. – изобретение кинематографа.
1930-н гг. – появление звукового кино.
1935 г. –
в США снят первый цветной фильм.
1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.
Слайд 74Макс Линдер
Гарольд Ллойд
Андре Дид
Первые комики
Слайд 75Выводы:
Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый виток
в развитии общества потребления).
Реклама, звёзды кино, эстрады стали навязывать массам определённый образ жизни и стиль поведения.
В массовой культуре отчётливо выразилась тенденция к шаблону и однообразию. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной аудитории.