Презентация, доклад по краеведению. Тема: Неолитические культуры Сахалина и Курил. Сусуйская стоянка

Посвящается Орловой Ольге Иосифовне - Величайшему Учителю МХКЦели : сформировать у учащихся представление о неолитической культуре Сахалина и Курил . Сусуйской стоянке; познакомить учащихся с жилищами.керамикой

Слайд 1 5 класс Краеведение. Тема урока: «Неолитические культуры Сахалина и

Курил. Сусуйская стоянка.»


Ткаленко Галина Анатольевна

5 класс Краеведение.  Тема урока:

Слайд 3Посвящается
Орловой Ольге Иосифовне

- Величайшему Учителю МХК

Цели :
сформировать у учащихся представление о неолитической культуре Сахалина и Курил . Сусуйской стоянке; познакомить учащихся с жилищами.керамикой ,
орудиями труда древнего человека :
формирование умений работы с картой . формирование
понятийного аппарата , умение описать иллюстрацию ;
заложить основы поисковой деятельности . развитие тонкой подвижности пальцев Воспитывать чувство любви к Родине , родному краю , стремление познавать историю родного края

Оборудование:
компьютерный проектор , отсканированные материалы : археологическая карта Сахалинской области ,схема размещения неолитических культур на Сахалине и Курилах ; иллюстрации : Сахалин - берег моря ,мыс Круглый. Вид с ручья Бушмакина .; люди неолита , стоянка - мастерская первобытных охотников , процесс изготовления глиняной посуды ; раннеолитические изделия , каменный инвентарь п. Белокаменная - часи ,имчинской культуры ; керамика : i имчинской
неолитической культуры , мыса Круглый , типа Западное , Островное ; Контурная карта - путевой лист аудиозаписи - шум моря композиция группы ,; Space" Magic fly1,; доска для лепки . пластилин .стек .

План занятия :

Вводная беседа .
Археологические стоянки Сахалина и Курил .
Жилища древних людей .
Орудия труда .
Керамика .
Сусуйская стоянка .
Подведение итогов .

Посвящается    Орловой Ольге Иосифовне        - Величайшему Учителю

Слайд 4 1. Вводная беседа.

У нас сегодня необычный урок, урок путешествия на машине времени.Наш класс -это борт машины времени.
Введем в бортовой компьютер дату : неолит.
Место :Сахалин и Курильские острова .
Цель нашего исследования : изучить неолитические культуры Сахалина и Курильских островов, Сусуйскую стоянку.
Запишите в свои бортовые журналы - это ваши тетради: Неолитические культуры Сахалина и Курильских островов. Сусуйская стоянка.
Каждому из вас выдан путевой лист, запишите на нем свое имя и в этом путевом листе вы будете отмечать места, которые мы будем посещать.
Попросим у компьютера справку.
Неолит = ( от греч. нео - новый , литос - камень ), новый каменный век. На Сахалине и Курилах период с 6 в до н.э. до 5 в н.э.
Записали это в свои бортовые журналы .
С т а р т .
И вот мы в неолите.
( показывается иллюстрация берега моря , звучит шум моря ).
1.  Вводная беседа.       У нас сегодня необычный

Слайд 5 Как здорово в неолите . Красота какая

! Стоп.
А где же люди ? Что - то наша машина времени не пробилась сквозь глубину веков. Будем копать ! Юные археологи , на какую глубину будем делать раскоп ? Ответы учащихся.
Учитель : Нет.Культурный слой всюду залегает сразу же под дерновым . Мощность его обычно 30 - 45 см . А вот мощность культурных отложений побольше : Ловецкое ( Невельск ) - 110 см ., Сусуйская - 140 см., и т.д.
Вот и прокопали . Подождите , а мы ведь точно не указали места стоянок . Вот и машина времени нас везти не хочет .
Как здорово в неолите . Красота какая ! Стоп.    А

Слайд 6 2 . Археологические стоянки Сахалина и Курил .

Посмотрим археологическую карту Сахалина и Курил
2 . Археологические стоянки Сахалина и Курил .   Посмотрим археологическую карту Сахалина и

Слайд 8 Как много здесь стоянок !

Чем же наши родные края привлекали древних людей ?
Ответы учащихся .
Учитель : Стоянок много, а время ограничено . Возьмем свои путевые листы и отметим на них места нашего путешествия .
(на экране схема расположения неолитических культур па Сахалине и Курилах, учащиеся заполняют путевой лист).
Как много здесь стоянок !     Чем же наши родные

Слайд 10 А теперь мы готовы к путешествию

. И пусть машина времени отправит нас на отмеченные нами стоянки Сахалина и Курил .
( звучит композиция группы „Space''|(Magic fly)


Вслед за зверем, спеша в неизвестность,
Предок мой, ты пришел сюда…
Ветром смята, разметана в клочья
Просоленная борода…
Иван Белоусов
А теперь мы готовы к путешествию . И пусть машина времени отправит

Слайд 11
3 . Жилища древних людей
(на экране

иллюстрация : стоянка - мастерская первобытного охотника )
3 . Жилища древних людей (на экране иллюстрация : стоянка - мастерская первобытного

Слайд 12

Здесь жили люди и стоял их дом ...

Склонись над ним , взгляни на камни эти .
И ты поймешь , как человек велик ...
В .Рябчинский
Здесь жили люди и стоял их дом ...       Склонись над ним

Слайд 13 Древние люди жили в полуземлянках округлой формы

. По краям сохранились ямки от опорных столбов , на которых крепили боковые стены и крышу . В некоторых жилищах выходом служило дымовое отверстие в крыше , что было довольно удобно при снежных заносах . Для обогрева жилища в центре был очаг;
Это имчинская культура . Обычно на стоянках Сахалина и Курил было от 8 - 60 землянок . А вот на Сусуйской стоянке были большие жилища шестиугольной формы или стоянки на скалах или отдельных сопках .
( на экране иллюстрация первобытных людей )
Древние люди жили в полуземлянках округлой формы . По краям сохранились ямки от

Слайд 15 4. Орудия труда Учитель:

какие орудия труда были у первобытного человека? Ответы учащихся. (на экране ранненеолитические изделия)
4. Орудия труда   Учитель: какие орудия труда были

Слайд 17
Учитель: А из каких материалов делали древние люди

свои орудия ?
Ответы учащихся .
Человек уже умеет пилить и сверлить камень, у него расширился набор наконечников стрел; появились каменные топоры , тесла . Люди стали мастерить плоты , лодки , делать лыжи .
Учитель: А из каких материалов делали древние люди свои орудия ?  Ответы учащихся

Слайд 185 . Керамика .
Представим , что мы сидим

вместе с людьми неолита у первобытного огня . Изготовим вместе с ними глиняную посуду .
Одним из первых способов изготовления глиняных сосудов был ленточный , или жгутовый . Из мягкой и пластичной глины раскатывали ленту ( жгут ), а мы возьмем с вами пластилин , сделаем ленту , уложим ее спиралью , придадим форму сосуда . Ленту загладим , уплотнив ее руками . Украсим стенки сосуда узором - орнаментом . У каждого племени был свой орнамент. У вас на сосудах орнамент будет тоже разный . Все зависит от вашей фантазии .
5 . Керамика .    Представим , что мы сидим вместе с людьми неолита у

Слайд 19 Посмотрите как украшали керамику люди неолита. (показ на экране керамики).

Посмотрите как украшали  керамику люди неолита.  (показ на экране керамики).

Слайд 21 Были различные типы орнамента – это резной

(«елочка», «сетка», насечки , линии ), геометрический , крестовидный , овальный , фигурный , гребенчатый . шнуровой .
Затем сосуды обжигались в костре .
Зачем это делали первобытные люди ? Ответы учащихся .
Учитель.

А теперь приступим к работе

Были различные типы орнамента –  это резной («елочка», «сетка», насечки , линии ),

Слайд 22Прекрасен мир . История стара .
И на глазах истории веками
Не знающими

устали руками
Все в мире создавали мастера .
Михаил Дудин .
Прекрасен мир . История стара .И на глазах истории векамиНе знающими устали рукамиВсе в мире создавали мастера

Слайд 236 . Сусуйская стоянка .
У нас на Сахалине

была удивительная культура , название которой - культура раковинных куч это были поселения морских зверобоев и охотников , живших па морском побережье .
Суеуйская стоянка . Отметим ее в нашем путевом листе ,
Как вы думаете , почему эта культура называется «КУЛЬТУРА РАКОВИННЫХ КУЧ»?
Учитель . Интересные предположения .Эта стоянка находится в устье реки Сусуя . Она располагается на берегу Анивского залива . Поселение лесных и морских охотников .
На стоянке еще в 1882 году русский ученый И . С Поляков обнаружил богатый каменный и костяной материал , и раковинные кучи толщиной 165 см , в них каменные и костяные орудия , кости морских животных , а в 1955 году в одном из откосов раковинной кучи было обнаружено погребение человека .
6 . Сусуйская стоянка .   У нас на Сахалине была удивительная культура , название которой

Слайд 247 . Подведение итогов .
В

неолите человек научился изготавливать сосуды из глины , шлифовать и полировать , резать камень . Неолитическая культура нашей области Формировалась под влиянием нескольких культурных течений : из Приморья и Приамурья ,Охотского побережья и Камчатки.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке ?
Что вам запомнилось ?
Ответы учащихся .
Наш путевой лист еще не заполнен , остался кроссворд. Это ваше домашнее задание.
А нам пора обратно .
Путешествуя сегодня мы почерпнули новые сведения , ощутили себя частичкой
огромного мира , научились изготавливать посуду , узнали какие были жилища
у древнего человека , какими орудиями труда он пользовался .
Надеюсь , что знания , полученные в сегодняшнем путешествии помогут вам в
выполнении домашнего задания , и расширят ваш кругозор .
7 . Подведение итогов .      В неолите человек научился изготавливать сосуды из

Слайд 25Чтоб с днем грядущим быть на высоте ,
Преодолев веков и свет

, и тьму ,
Цените , люди , тягу к красоте
Не менее , чем красоту саму .
В . Фирсов .
Чтоб с днем грядущим быть на высоте ,Преодолев веков и свет , и тьму ,Цените , люди

Слайд 26Запись в бортовом журнале - тетради учащихся :
НЕОЛИТ-(от

греч . нео - новый , литое - камень ), новый каменный век . На
Сахалине и Курилах с VI в до н.э.до V в н.э.
Культурный слой,30~45 см. Мощность культурных отложений 110- 140 см . На стоянках от 8,- 60 землянок. Орудия труда : каменные топоры, тесла, ножи, наконечники, костяные гарпуны.
Керамика.Способ изготовления ленточный или жгутовый. Орнамент: резной, геометрический, крестовидный, овальный , фигурный, гребенчатый, шнуровой. Культура раковинных куч. Сусуйская стоянка.
Запись в бортовом журнале - тетради учащихся :    НЕОЛИТ-(от греч . нео - новый

Слайд 27Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 1.Неолит ; 2.Гарпун.
4 .Орнамент.5. Раковины. 6

Кремень .
По вертикали: 3. Очаг. 7. Ленточный .
Ответы на кроссворд.По горизонтали: 1.Неолит ; 2.Гарпун. 4 .Орнамент.5. Раковины. 6 Кремень .По вертикали: 3. Очаг. 7.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть