Слайд 1ОТЕЧЕСТВО МОЕ НИЖЕГОРОДСКОЕ
ГОРОД ПАВЛОВО
ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ
ЗАВОД
Пелевина Н.В.
учитель истории МБОУ школа №
24 г.Дзержинска Нижегородской области
Слайд 2
История завода
Павловский автобусный завод (ПАЗ) является основным производителем малых автобусов в России.
ПАЗ входит в десятку крупнейших автобусостроительных заводов мира.
Павловский автобусный завод специализируется на разработке и выпуске автобусов малого и среднего класса (длина 7—9 м). Их ежегодный выпуск составляет более 10 тыс. единиц. Модельный ряд ПАЗ включает базовые модели семейств малого класса ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204, низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237, а также специальные автобусы —ПАЗ-3206 с колёсной формулой 4×4, ПАЗ-32053-70 школьный, грузопассажирский ПАЗ 32053-20 и другие спецавтомобили.
За большой вклад в дело отечественного автобусостроения Павловский автобусный завод награжден Орденами Трудового Красного Знамени (1971г.) и «Знак Почета» (1982г.), а также почетным призом международного салона-конкурса автобусов в Ницце (1969).
Слайд 3
История завода
В июне 1929 года на совместном совещании представителей ВСНХ СССР
и нижегородских общественных организаций принято решение о строительстве в Нижнем Новгороде завода по производству грузовых и легковых автомобилей . Одновременно встал вопрос о заводах-смежниках будущего автогиганта, которые бы оснастили выпускаемые автомашины комплектующими изделиями и инструментом. Шоферский инструмент пока покупался за золото в капиталистических странах. Дискуссии о том, где строить завод по производству инструмента для автомобилей и тракторов, не было: определенно, в Павлове. Там и люди мастеровые, и река рядом, железная дорога только что проведена.
5 августа 1930 года в северной части Павлова, неподалеку от села Большая Тарка, собралось множество народа не только из города, но и окрестных селений, чтобы присутствовать на торжественной закладке завода автотракторного инструмента - ЗАТИ. С помощью лопат да ломов, кувалд и пил, топоров, тачек, лошадей с телегами для перевозки грузов и единственного бортового автомобиля шла ударная стройка.
В начале 1932 года завершено возведение первой очереди предприятия. На январь следующего года уже выдано производственное задание по изготовлению шоферского инструмента и кузовной арматуры. Шоферский инструмент был основной производственной номенклатурой предприятия вплоть до 1952 года с перерывом на 1941-1945 г.г.
В военные годы предприятие производило боеприпасы.
Слайд 4
ПАЗ-651
В послевоенные годы Советский Союз переживал острейший дефицит общественного транспорта, особенно
в сельской местности. 24 апреля 1952 года постановлением Правительства СССР Завод автотранспортного инструмента в городе Павлово был перепрофилирован и переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ). Утверждается план реконструкции завода и программа выпуска 10 тыс. автобусов.
Новую машину, предназначенную для использования в качестве служебного транспорта, а также для городских и загородных пассажирских перевозок, спроектировали, используя шасси грузовика ГАЗ-51. Кузов сделали вполне современным, но по старой технологии: деревянный со стальной обивкой. В салоне были предусмотрены места для 23 пассажиров, из них сидя могли ехать 19.
Первый ПАЗ-651 собирали вручную чуть ли не неделю, пятый был готов за день.
Слайд 5
Уже 5 августа 1952 года первые пять автобусов первой производственной модели
капотной компоновки ПАЗ-651 на шасси массового грузовика
ГАЗ-651 вышли из заводских ворот.
Слайд 6
ПАЗ-652
В 1958 году начато производство первой разработанной на заводе новой базовой
модели ПАЗ-652 вагонной (бескапотной) компоновки с двумя многостворчатыми дверьми.
Автобусы ПАЗ-652 были предназначены для районных и пригородных маршрутов.
Автобусы ПАЗ-652 выпускались с 1958 годаАвтобусы ПАЗ-652 выпускались с 1958 года. ПАЗ-652 приобрёл 90-сильный форсированный двигатель, база увеличилась до 3 600 мм. В 1964 году его сменил модернизированный ПАЗ-652Б. Производство автобуса ПАЗ-652Б прекратилось в 1968 году.
Было выпущено 62 121 штук автобусов всех модификаций.
Сидячих мест: 23
Общая пассажировместимость: 42 человек
Максимальная скорость: 80 км/ч
Слайд 7
ПАЗ-672
12 ноября 1968 года впервые в истории отечественного автобусостроения без остановки
главного конвейера завода ПАЗ переходит к выпуску разработанной на базе ПАЗ-652 новой базовой модели предприятия — ПАЗ-672, производившейся вплоть до 1989 года. Среди его модификаций была в том числе и полноприводная однодверная модель повышенной проходимости ПАЗ-3201.
В 1960-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия — удовлетворение самых широких слоёв потребителей путём создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в эти годы завод впервые участвует в международных выставках.
Слайд 8
Разработка автобуса ПАЗ-672 началась в 1957 году. Это было дальнейшее развитие
модели ПАЗ-652Б. На автобусе применён 8-цилиндровый V-образный двигатель и ходовая часть от грузовика ГАЗ-53Разработка автобуса ПАЗ-672 началась в 1957 году. Это было дальнейшее развитие модели ПАЗ-652Б. На автобусе применён 8-цилиндровый V-образный двигатель и ходовая часть от грузовика ГАЗ-53, рулевое управление с гидроусилителем. Параллельно разрабатывался пассажирский прицеп ПАЗ-750 (серийно не выпускался). Технический проект был готов в конце 1958 года. Первый прототип, внешне мало отличавшийся от ПАЗ-652, изготовлен в ноябре 1959 года. В процессе дальнейшей работы над автобусом учитывались выявленные недостатки ПАЗ-652Разработка автобуса ПАЗ-672 началась в 1957 году. Это было дальнейшее развитие модели ПАЗ-652Б. На автобусе применён 8-цилиндровый V-образный двигатель и ходовая часть от грузовика ГАЗ-53, рулевое управление с гидроусилителем. Параллельно разрабатывался пассажирский прицеп ПАЗ-750 (серийно не выпускался). Технический проект был готов в конце 1958 года. Первый прототип, внешне мало отличавшийся от ПАЗ-652, изготовлен в ноябре 1959 года. В процессе дальнейшей работы над автобусом учитывались выявленные недостатки ПАЗ-652, а также новые наработки по грузовикам ГАЗ-52 и ГАЗ-53. В декабре 1960 года появился новый вариант ПАЗ-672. Основание кузова было использовано от ПАЗ-652Б, тормозная система получила раздельный привод на передний и задний мосты. В 1961 и 1963 годах построены три прототипа. После проведения ведомственных испытаний в конце 1963 года автобус был рекомендован в серийное производство.
В 1964 году каркас кузова был полностью переработан, его масса снизилась, увеличился размер боковых окон. Новый вариант автобуса был воплощён в металле к первомайским праздникам. Планировалось до конца года выпустить пятьсот автобусов. Но подготовка к производству сильно затянулась. И в 1965, и в 1966 годах начать производство не удалось. Первые серийные ПАЗ-672 увидели свет только в 1967 году. Тем временем разрабатывались новые модификации автобуса. Всего было построено около двух десятков опытных образцов. В июле 1966 года пять автобусов совершили автопробег по маршруту Павлово — Ереван — Павлово.
Первые два кузова серийных ПАЗ-672 были сварены в сборочном цехе № 2 25 октября 1967 года. Через месяц с конвейера сборочного цеха № 1 сошли четыре автобуса, а всего до конца года сдали десять машин. В ноябре 1968 года было прекращено производство ПАЗ-652Б и завод полностью перешёл на выпуск ПАЗ-672.
В декабре 1969 года было принято решение о модернизации автобуса. Был увеличен ресурс двигателя, повышена надёжность гидроусилителя руля и тормозов, проведена герметизация кузова. Изменения вносились постоянно. Однако на индексе автобуса это никак не сказывалось. Бытует ошибочное мнение, что модернизированный в начале 1970-х автобус стал называться ПАЗ-672Б, однако на самом деле такой модификации 672-го не существовало. С 1975 года ресурс до капремонта был увеличен до 320 тыс. км, с 1979 — до 330 тыс. км. В 1980 году на полигоне НАМИ прошёл испытания модернизированный автобус ПАЗ-672М, имевший ресурс до капремонта 350 тыс. км. Производство ПАЗ-672М началось в декабре 1982 года. До конца 1989 года было выпущено 90 645 автобусов этой модификации. Отдельно стоит упомянуть и про особенности внешней светотехники автобуса. Ещё одно крайне ошибочное мнение заключается в том, что новые передние указатели поворота и габариты, а также задние фонари квадратной формы, собранные в единую вертикальную секцию стали устанавливаться на автобусы ПАЗ-672М, то есть с 1982 года. На самом деле установка новой светотехники соответствующей правилам ЕЭК ООН осуществлялась поэтапно в 1978 году. Вначале установили задние фонари, оставив передние поворотники без изменений, а затем и новые передние поворотники, совмещённые с габаритами.
Производство автобуса ПАЗ-672М прекратилось 30 ноября 1989 года. Он уступил место на конвейере более современному автобусу ПАЗ-3205. Всего было выпущено 190 150 автобусов ПАЗ-672, а вместе с модификациями — 288 688.
Слайд 9
МОДИФИКАЦИИ ПАЗ-672
ПАЗ-672 (1967—1982) — базовый серийный автобус.
ПАЗ-672А — прогулочно-экскурсионный (опытный), с облегчённой
крышей, без бокового остекления.
ПАЗ-672В (1970) — шасси. Представляло собой основание кузова с двигателем, радиатором, КПП и рулевым управлением.
ПАЗ-672ВЮ (1973—1989) — шасси в тропическом исполнении. Поставлялось на Кубу, где использовалось для производства автобусов марки Giron. Изготовлено 21 100 шасси.
ПАЗ-672Г (1983—1986) — горный. Отличался двумя топливными баками по 105 л, ремнями безопасности на каждом сиденье, гидроусилителем рулевого управления и усиленными тормозами, отсутствием задней пассажирской двери и остекления в скатах крыши. Выпущено 575 автобусов.
ПАЗ-672Д (1972) — дизельный (опытный). Построено 2 автобуса.
ПАЗ-672Ж (1985—1989) — газобаллонный. Разработан совместно с Рязанским заводом газовой аппаратуры. Отличался газовыми баллонами, установленными в задней части крыши. Некоторые автопредприятия самостоятельно переоборудовали автобусы под использование газового топлива.
ПАЗ-672М (1982—1989) — модернизированный. Часть автобусов выпускалась с одной пассажирской дверью, за счёт чего было добавлено два сидячих места.
ПАЗ-672С (1969—1989) — в северном исполнении. Отличался окнами с двойным остеклением и без форточек, отсутствием окон в скатах крыши, дополнительным отопителем салона, более мощным генератором, наличием второго аккумулятора. Выпущено 7 147 автобусов.
ПАЗ-672Т (1975-?) — туристский. Отличался распашными пассажирскими дверями, мягкими сиденьями с регулируемыми по наклону спинками, откидными багажными сетками, удлинёнными рессорами. Выпускался мелкими партиями.
ПАЗ-672ТЛ (1978—1979) — передвижная лаборатория для комплексного исследования спортсменов на двух автобусах. Изготовлено 10 комплектов.
ПАЗ-672У (1969—1981) — экспортный. Поставлялся в европейские социалистические страны и Монголию.
ПАЗ-672УМ (1981—1989) — модернизированный экспортный.
ПАЗ-672Ю (1970—1989) — экспортный тропический. Отличался применением коррозиостойких материалов, специальной резины и пластмасс, отсутствием остекления в скатах крыши, дополнительным бензобаком. Поставлялся в страны Африки, Юго-Восточной Азии и на Кубу.
Слайд 10
ПАЗ-3205
1 декабря 1989 года был начат серийный выпуск самой массовой в
1990—2000-х годах базовой модели завода — автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения (специализированные и люксовые), предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях. Из них серийно выпускается около десяти.
Слайд 11
ПАЗ
В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов
среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора»В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234, ПАЗ-4223В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234, ПАЗ-4223, ПАЗ-4228В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234, ПАЗ-4223, ПАЗ-4228, ПАЗ-5220В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234, ПАЗ-4223, ПАЗ-4228, ПАЗ-5220, ПАЗ-5271В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234, ПАЗ-4223, ПАЗ-4228, ПАЗ-5220, ПАЗ-5271, ПАЗ-5272В конце 1990-х — начале 2000-х годов были разработаны новые модели автобусов среднего и большого классов: ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234, ПАЗ-4223, ПАЗ-4228, ПАЗ-5220, ПАЗ-5271, ПАЗ-5272, а также первый в России низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237.
В 2000 году в эксплуатацию были введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего классов — трёхдверного ПАЗ-5272 и двухдверного ПАЗ-4230 «Аврора»В 2000 году в эксплуатацию были введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего классов — трёхдверного ПАЗ-5272 и двухдверного ПАЗ-4230 «Аврора». Ввиду конкуренции с основными российскими производителями полноразмерных автобусов — ЛиАЗВ 2000 году в эксплуатацию были введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего классов — трёхдверного ПАЗ-5272 и двухдверного ПАЗ-4230 «Аврора». Ввиду конкуренции с основными российскими производителями полноразмерных автобусов — ЛиАЗ и НефАЗ — производство больших автобусов ПАЗ-5272 и других большими сериями налажено не было. Также средний ПАЗ-4230 не стал основной моделью завода ввиду бо́льшего спроса на рынке на малые автобусы.
В 2000 году ПАЗ вошел в состав машиностроительного холдинга «Группа ГАЗ», объединяющего основных производителей автобусной, грузовой и прочей автомобильной техники в России.
Слайд 12
Школьный автобус
С 2006 года ПАЗ участвует в национальном проекте «Образование» производством
специальных школьных модификаций автобусов ПАЗ-3205 и ПАЗ-3206 унифицированной жёлтой окраски.
Слайд 13
ПАЗ
В конце 2000-х годов завод создал первый российский низкопольный автобус малого
класса ПАЗ-3237В конце 2000-х годов завод создал первый российский низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237 «Лужок», а также на смену семейству ПАЗ-3205 было разработано новое семейство малых автобусов на рессорной подвеске — ПАЗ-3204.
ПАЗ-3204 был запущен в серийное производство в январе 2009 года, был признан «Лучшим автобусом года в малом классе» в 2009—2010 годах, но по ряду причин базовой моделью завода пока не стал. Также в 2009 году разработана модификация ПАЗ-3204 с газобаллонным оборудованием.[2]
На рубеже 2000—2010-х годов на заводе также разработаны перспективные модели автобусов ПАЗ-3202 «Валдай»На рубеже 2000—2010-х годов на заводе также разработаны перспективные модели автобусов ПАЗ-3202 «Валдай» и ПАЗ «Сити».
Слайд 15
Создание автобуса, которого в народе называют просто «ПАЗик» ведётся во множестве
цехов. Начиная там, где производят металлические детали для кузова, кстати, и для других автобусных гигантов страны, и продолжая в сварочном цеху. Именно здесь делают каркас кузова, и «ПАЗик» становится более или менее похожим на самого себя.
Дальше дело доходит до покраски. Новое немецкое оборудование позволяет делать это весьма качественно и что не маловажно быстро. Цвет будущего автобуса может быть абсолютно любой.
Сборочный цех, площадью почти в двадцать одну тысячу квадратных метров - и вот практически готовый автобус. Новые машины здесь выходят каждые пятнадцать минут. Ежегодно завод выпускает более девяти тысяч автобусов малого класса. И это почти восемьдесят процентов годового объёма производства подобной техники в России.
Слайд 19
Сборочный цех
На сборочном конвейере собирают различные модификации автобусов ПАЗ
Слайд 20
Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные и
проворные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ). «Пазики» пробирались через лютые морозы Якутии, экспортировались в страны Азии и Африки, где успешно работали в самом тяжелом климате и без должного сервиса.
Слайд 21
Музей Павловского автобусного завода
Слайд 22
Музей Павловского автобусного завода
Слайд 23
Памятники автобусу ПАЗ
Памятник "Первый автобус ПАЗ" установлен рядом с проходной ООО Павловский
автобусный завод. Именно с этой модели в 1952 года началась история Павловского автобусного завода, производителя автобусов ПАЗ – самого массового на сегодняшний момент российского автобуса. Особенностью конструкции автобуса были деревянный кузов и шасси одного из самых массовых грузовиков 50-70 годов ГАЗ 51. С 1952 по 1961 г.г. было выпущено 34475 экземпляров ПАЗ-651 и модификаций.
Слайд 26
Источники:
Автор: Dobrypups - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47144378.
Автор: Pjotr Mahhonin
- собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=38723553
Автор: Pbedge - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12638608
Автор: Sandro09496 (Александр Бубнов from fotobus.msk.ru) - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15436133
http://fotobus.msk.ru/
http://go.mail.ru/redir?q=ооо%20«павловский%20автобусный%20завод»&via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXL8kvKCkqTc7WKyrVL0vNS8kvKtYvSKxiuLAPBBUOrb6w_8KGC5su7AZyN11svLDrwo4LOxVAQhebgEIbLzYDBfde7AYJbger3Hdhy6HdDIYmlkaG5mZmRkYMb07v3bp6Hm9s7bO55SaLv50HAPgYRK8
http://dalnoboi-russia.blogspot.com/2011/12/paz.html
Полную статью Вы можете прочитать: http://www.gruzovikpress.ru/article/9070-muzey-pavlov..
http://go.mail.ru/redir?q=фотография%20проходной%20Павловского%20автобусного%20завода&via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y8vL9dLKcosSzXSKyrVT9I3MrQwN7OwZLjYcmHfxaYL-y5svthwYQOQt-Niv8KF_UDOvoutQOEtF_YCyZ0KF-Zf2HBh04XdQM6mi40XdoF0XNinABIEa994sRkovBcmvB2sGqR9A4OhiaWRubm5gaEhw4rM2Rw__96ec5Td0r8r3bwIAEnHWjY
Г.Спиридонов, А.Хавкин. Павловские легенды. Нижний Новгород. Кириллица. 2013г.
http://parm.mybb.ru/viewtopic.php?id=618 История ПАЗ
Источник: http://fishki.net/auto/1231090-avtobusy-sssr.html © Fishki.net
http://bartrans.net/bus-paz651.ru.shtml (фото первые пять автобусов)