Слайд 1 ”Традиционный
народный
костюм
Воронежской губернии”
Слайд 2Цели урока:
Получить представление об особенностях орнамента, цвета, который использовали женщины Воронежской
губернии;
Понимать значение этих элементов;
Уметь раскрывать выражение отношения человека к природе в народном костюме.
Слайд 3
В русском традиционном костюме было и остается
многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местности и основных комплексов.
На фотографии современный стилизованный воронежский костюм, который создали в Борисоглебске в 2001 году.
Слайд 4Традиционные символы орнамента
Геометрический ромб (“Репей”) – знак солнца,символизирующий плодородие, огонь, жизнь
Круг, Квадрат – символ солнца
Крест – символ человека, мужчины
Двойной крест – символ семьи (муж, жена)
Точка – символизирует зерно
V – символизирует растения
Слайд 5Традиционные символы цвета
- символизирует чернозем (излюбленный)
-
«клетка» символизирует земельные наделы
- символизирует связь с небом, радость, возрождение
- символизирует воду, небо, верность;
- символизирует растительный мир;
- символ кратковременной разлуки
Слайд 6Традиционные символы цвета
- символизирует закат, восход солнца
- (не
применялся) назывался грязным, чумным, т.е. несущим какую-либо заразу
- красиво разбросанные луга, леса
- (использовался мало) символ холода, ненастья, страха. В виде полосок, квадратиков
- символ горя, смерти
Слайд 7“Эти знаки, не просто немые свидетели давно минувших веков,а своеобразная хроника
бурных дней и событий, ценнейшие документы прошедших эпох, разгадка которых поможет приоткрыть завесу над многими сторонами жизни, быта ,культуры древнерусского народа.”
(Сергей Наровчатов)
писатель
Слайд 8Название
элементов
мужского
народного
костюма
Слайд 9Мужская народная одежда
Воронежской губернии
Мужская рубаха.
С. Новая Усмань Новоусманского района
(Усмань Собакина Воронежского уезда).
Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной. Она состояла из рубахи, штанов, пояса, головного убора, украшений.
Зимой носились: шуба или полушубок, тулуп, малахай, шапка-куркуль, шарф, валенки.
Рубахи различались положением разреза горловины, оформлением ворота, украшением.
Рубахи туникообразного покроя шили длиной до колен, с прямыми или сужающимися к кисти рукавами. Носили ее навыпуск, поверх штанов, подвязывая узким пояском, нередко с напуском -«пазухой». В конце XIX - начале XX века стали шить более короткие рубахи и подпоясывали их по талии.
Слайд 10Рубахи различались положением разреза горловины, оформлением ворота, украшением.
У русского населения бытовали
рубахи с разрезом ворота на левой стороне. Горловину отделывали узкой обшивкой из холста или другого материала. Позднее появляются рубахи с небольшой стойкой. Разрез ворота украшали тесьмой, небольшой вышивкой.
Мужской праздничный костюм. Деталь рубахи.
Конец XIX-начало XX века. С. Лесное Уколово Коротоякского уезда.
Слайд 11Мужская рубаха украинских
переселенцев, с. Залиман
Богучарского уезда.
В украинских селах
разрез ворота делали прямым, горловину оформляли узкой обшивкой, небольшой стойкой или делали отложным. Ворот застегивался на пуговицу или завязывался тесьмой.
В некоторых украинских селах под влиянием русского населения появились рубахи с левосторонним разрезом ворота. В конце XIX - начале ХХвека как русские, так и украинцы носили рубахи, у которых разрез ворота прикрывается красиво вышитой планкой («манишкой»).
Слайд 12Рубахи шили из домотканого льняного или конопляного холста белого цвета, иногда
из синей или красной пестряди. В каждой местности их украшали в соответствии со сложившимися традициями. Как правило, украшения располагали на подоле, по низу рукавов, иногда на плечах. Особенно красиво отделывали свадебные рубахи и праздничные - для молодых мужчин.
Рубаха мужская. Деталь. Первая треть XX века.
С. Никольское Воронежского уезда.
Слайд 13Мужскую поясную одежду - порты или штаны - шили из холста,
пестряди или набойки. Порты состояли из двух штанин (русское -«колоши», украинское - «холошни). Порты различались шириной и длиной штанин.
У русского населения были распространены порты с узкими «колошами», состоявшими из перегнутого по основе ткани прямого полотнища. Штанины соединялись двумя трапециевидными или прямоугольной вставками. В верхней части порты собирали на вздержку - «гашник», позднее на пояс.
Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи. В Воронежских актах XVII века упоминаются теплые «штаны козлиные».
Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Афанасьевка Бирюченского уезда
Слайд 14Мужской праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Клеповка Павловского уезда.
Мужской праздничный костюм. Начало XX века.
С. Балахна Задонского уезда
Слайд 15Мужской свадебный костюм.
Свадебная рубаха.
Конец XIX-начало XX века.
С. Пчелиновка
Бобровского уезда
Воронежской губ.
Слайд 16Мужской
свадебный костюм
Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд
Слайд 17понёва
рубаха (блуза)
(юбка)
кокошник
монисты
бусы
запан (фартук)
покромка (пояс)
платок
Женская одежда понёвного типа
поясная набедренная одежда
Слайд 18На территории Воронежской
области бытовала преимущественно распашная одежда, представленная несколькими типами:
Туникообразная одежда;
Халатообразная
одежда
(плащ, халат, тулуп, шуба);
Одежда расширенного покроя;
Одежда прямого покроя.
Слайд 19Поневый комплект предназначен только для замужней женщины.
Полный набор поневого
костюма состоял из поневы, рубахи, запана, фартука, покромки, гаруса, каскада бус, серег, головных уборов.
Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии поясом.
Костюм пожилой женщины,
поневый тип одежды.
Слайд 20
В Воронежской губернии самой распространенной была понева с черными клетками, редко
встречалась с синими клетками. Размер клетки указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе.
Женская крестьянская одежда поневого типа, село Клеповка.
Слайд 21
Рукав рубахи замужней женщины украшали
богаче и ярче, чем рукав девичьей рубахи.
Каждая женщина в своем сундуке имела целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи, полики, рукава, манжеты, подол, воротник украшали вышивкой, блестками, тканьем
Слайд 22Девичьи венчальные костюмы
Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд
Отправляясь к
венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.
Слайд 23Девичьи венчальные костюмы
Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд
Нагрудная часть
сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.
Черный шерстяной сарафан в этих местах использовался не только как венчальная, но и вообще как девичья одежда. Если женщина не выходила замуж, она носила сарафан, дополненный передником и поясом, всю жизнь.
Слайд 24Костюм новобрачной
Начало XX в. Воронежская губерния,
Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка
Костюм
новобрачной южнорусских губерний состоял, как правило, из рубахи, поневы, передника, пояса, закрытого головного убора или платка, шейных украшений, серег, вязаных чулок, кожаной обуви.
Полики рукавов девичьей рубахи не ткались, а вышивались. И вышивать должна была сама девушка.
Слайд 25
Это праздничная понева, которую носили женщины
в первый год замужества до рождения ребенка. Она украшалась ярко-красной вышивкой, а по подолу – широкая полоса лент.
Праздничный костюм молодой женщины, начало 20 века.
Слайд 26Праздничный женский костюм
Рубаха, понева, фартук, пояс-«покромки», нагрудные украшения «монисты»,
платок сатиновый.
Павловский уезд Воронежской губ., конец XIX - начало ХХ вв.
Слайд 27Праздничный женский костюм
Рубаха, понева, фартук, пояс-«покромки», нагрудные украшения «монисты»,
платок ситценабивной «заграничный».
Павловский уезд Воронежской губ., конец XIX – начало ХХ вв.
Слайд 28Праздничный женский костюм
Рубаха, понева, фартук, пояс-«покромки», нагрудные украшения «монисты»,
платок ситценабивной «французский».
Слайд 29Праздничный женский костюм
Рубаха, понева, фартук, пояс-«покромки», нагрудное украшение «лопух»,
головной убор «сорока».
Павловский уезд Воронежской губ., конец XIX - начало ХХ вв.
Слайд 30Костюм девочки. Начало XX века.
С. Россошь Нижнедевицкого уезда.
Слайд 31Девичий праздничный костюм.
С. Клеповка Павловского уезда.
Девичий костюм. С. Новая
Ольшанка Нижнедевицкого уезда.
Слайд 32Девичий будничный костюм. С. Дьяченково Богучарского уезда.
Девичий костюм. Конец XIX-начало
XX века.
С. Афанасьевка Бирюченского уезда.
Слайд 33Девичий костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда.
Девичий праздничный костюм с запаном с рукавами. Конец XIX-начало XX века. С. Клеповка
Павловского уезда.
Слайд 34Девичий праздничный костюм. Конец XIX - начало XX века.
С. Клеповка
Павловского уезда.
Девичий костюм. Начало XX века. С. Липовка Бобровского уезда.
Слайд 35Женский праздничный костюм украинских переселенцев. С. Красногоровка Богучарского уезда.
Женский праздничный
костюм. Конец XIX-начало XX века.
С.Россошь Нижнедевицкого уезда.
Слайд 36
Праздничный костюм молодой женщины. Рубаха с «золотым ремнем». Конец Х1Х-начало XX
века.
С. Афанасьевка Бирюченского уезда.
Слайд 37Женский праздничный костюм. Начало XX века. Хут. Дивногорье
Острогожского уезда.
Женский праздничный
костюм. Начало XX века.
С. Медово Богучарского уезда.
Слайд 38Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С.Россошь Нижнедевицкого
уезда.
Женский
праздничный костюм. Начало XX века. С. Ерышовка Павловского уезда.
Слайд 39Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Кондрашкино Воронежского уезда.
Женский
праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Левая Россошь
Коротоякского уезда
Слайд 40Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Никольское Воронежского уезда.
Женский праздничный костюм. Конец XIX- начало XX века.
С.Краснолипье Коротоякского уезда.
Слайд 41Женский праздничный костюм. Начало XX века.
С. Пчелиновка Бобровского уезда
Женский праздничный
костюм. Первая треть XX века.
С. Кочетовка Нижнедевицкого уезда.
Слайд 42 Женская верхняя одежда, конец 19 века.
Верхняя одежда
Верхнюю одежду шили
из сукна, меха или бархата. В весенне-осенний период наиболее распространенной одеждой были "кохты", "зипуны" и "куцинки". Во многих уездах женщины ходили в туникообразных шушпанах, сшитых из толстого белого сукна. В зимнее время носили тулупы из овчины мехом внутрь. Для утепления использовали распашную плащевидную одежду, которую накидывали поверх тулупа или зипуна. Одежда из овчины была обязательным атрибутом свадебного обряда. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты. Молодожен сажали на шубу с пожеланиями богатства и счастья.
Слайд 43Украшения
Разнообразными были шейные и нагрудные украшения: ажурная сетка из
бисера, она плотно облегала шею и ложилась на грудь широким воротником.
Своеобразным украшением была длинная цепочка из бисера или длинный шнур. Они одевались на шею петлей и спускались спереди до пояса, к ним часто прикрепляли иконку или крест.
Слайд 44Нагрудные украшения
Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху
которых надевали монисту с поджерельем. Монисто — женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье — полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок.
Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.
Рисунок орнамента нагрудного украшения из бисера — хрестовки — перекликается с орнаментом, украшающим низ передника.
Слайд 45Свадебный головной убор «сорока»
из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX
в.)
Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы.
Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку».
Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его.
Слайд 46Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на
заказ или покупали на ярмарках.
Затылок прикрывают позатыльнем (позатыльником)— прямоугольной полосой расшитого золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем.
И наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сложное сооружение.
Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди располагается «очелье», по бокам — «кружки», сзади по «позатыльню» спускаются «крылушки».
Слайд 47С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни
на улице, ни даже дома.
Слайд 48Праздничный женский головной убор «сорока»
Слайд 49Головной убор “кичка”
Древнего происхождения. Верхняя часть шилась из яркой
ткани, украшалась бисером, каменными пуговками, стеклярусом, тесьмой. Поверх кички надевался платок
Слайд 50Обычай, запрещающий женщинам ходить и работать с непокрытой головой, к девушкам
был менее строг.
Девушки носили венцы - повязки из легких тканей с твердым парчовым налобником, сложенные в форме обруча платки.
Девушка в головном уборе. "Венец" - девичий головной убор.
Конец XIX- начало XX века. С. Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда.
Слайд 51Женский головной убор “кокошник”
Этот головной убор был завезен сотни лет назад,
так переработан на местный манер, что обрел в конце концов - воронежский тип.
В разных селах он имел некоторые различия, главным образом по высоте, аксессуарам и украшениям. Если сороку делала для себя, для дочери или внучки, то кокошник изготовляли только редкие мастерицы.
Носили его мещанки, купчихи, потом он полюбился крестьянкам, прижился у них.