Слайд 1Зарождение китайского национализма
Слайд 2ПЛАН
1. Социально-экономические и мировоззренческие сдвиги в традиционной структуре Китая.
2. Умеренное направление
раннего китайского национализма:
а) Кан Ювэй: личность и идеи;
б) программа реформ, выдвинутая либеральными помещичье-буржуазными кругами;
в) «100 дней реформ»;
3. Радикальное направление китайского национализма:
а) революционная деятельность Сунь Ятсена. Формирование его политических взглядов;
б) создание «Объединенного Союза»;
в) «Три народных принципа» Сунь Ятсена.
Слайд 4Социально-экономические и мировоззренческие сдвиги в традиционной структуре Китая
Социально-экономическое положение
Китая в конце XIX века испытывало бесспорное влияние европейцев. Насильственное «открытие» страны, крах политики «самоусиления» - способствовали иностранному закабалению страны. Одряхлевшая китайская империя не могла оказывать какое-либо сопротивление колонизаторам и делала одну уступку за другой в ограничении своего суверенитета.
К началу XX века в Китае явственно определилась неравномерность экономического развития различных его районов.
Характерной чертой Китая на рубеже веков была большая эмиграция лиц, которые осознавали невозможность добиться успеха на родине и уезжали в другие страны тихоокеанского региона, где формировалась китайская буржуазия зарубежья. Она сохранила связи с родиной и, находясь вне пределов Китая, осознавала с особой ясностью, насколько пагубным является для страны сохранявшийся режим Цинской монархии.
Среди факторов, оказавших влияние на формирование антицинской оппозиции, следует отметить отзвуки тайпинского движения. Память о тех событиях жила в народе. Например, Сунь Ятсен был родом из деревни, где практически каждый ее житель старшего поколения так или иначе принимал участие в тайпинском движении. Идеи равенства, справедливости, создания нового счастливого общества, почерпнутые из тайпинской идеологии, находили свое отражение в политических программах начала XX века.
Слайд 5Личность и идеи Кан Ювэя
Кан Ювэй (1858-1927)
был крупным ученым, изучавшим древнюю китайскую литературу, историю, философию. Он являлся одним из наиболее ярких представителей реформаторского крыла. Но при этом выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены императором. В 1888 году Кан Ювэй, тогда еще молодой ученый из Гуандуна, опубликовал меморандум, в котором предлагал изменить существующие законы и предпринять преобразования в экономике и культуре. Меморандум не имел никаких последствий, но имя Кан Ювэя получило известность. Через несколько лет его идеи оформились в определенную программу реформ (см. док.№1)
В апреле 1895 г. Кан Ювэй и 1200 его сподвижников составили коллективный меморандум императору. В этом документе осуждалась неспособность двора отстоять интересы Китая перед лицом японской агрессии и содержался призыв к проведению неотложных реформ, которые позволили бы подготовить национальную техническую интеллигенцию, назначить талантливых людей на чиновничьи должности, ввести конституционное правление и тем самым предотвратить дальнейшее закабаление Китая иностранными державами. Обращает на себя внимание использование авторами меморандума конфуцианских концепций для обоснования необходимости реформ. Все трудности и беды Китая, по мнению реформаторов, исходили из пренебрежения к заветам Конфуция, а сами реформы – это последовательное выполнение заветов древнего философа.
Главные свои надежды реформаторы связывали с молодым императором Гуансюем, который проявил интерес к их прожектам. Против реализации реформ выступала императрица Цыси, вокруг которой объединились все реакционные силы.
Слайд 6Документ №1.Программа реформ, выдвинутая в 1892 г. либеральными помещичье-буржуазными кругами
Извлечения
1. Открыть
школы, прежде всего Пекинский университет.
2. Учредить китайский банк, главное управление сельского хозяйства, промышленности и торговли, поощрять различного рода производство, вплоть до разрешения частным лицам открывать арсеналы.
3. Награждать новые литературные произведения и изобретения.
4. Учредить издательско-переводческое бюро, издавать книги и другие печатные издания, освободить их от налогов.
5. Разрешить свободно открывать газетные издательства, свободно организовать литературные организации.
6. Составить государственный бюджет, публиковать доходы и расходы за год помесячно.
7. Широко открыть дорогу мнениям; как чиновникам, так и людям из простого народа разрешить подавать доклады трону и обсуждать политику; правительство не должно этому препятствовать.
8. Разрешить создание крестьянских организаций и торговых союзов (гильдий) для защиты интересов крестьян и купцов.
Слайд 7«Сто дней реформ»
В течении 103 дней, с 11 июня
по 21 сентября 1898 года, которые вошли в историю Китаю под именем «100 дней реформ», реформаторы опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы. За это время были изданы указы, предусматривающие организацию государственного аппарата и сокращение численности «знаменных» войск. В указах говорилось о поощрении железнодорожного строительства, фабрично-заводской промышленности и ремесла, об улучшении техники сельского хозяйства. Они предусматривали преобразования в области культуры: реорганизация школ, открытие спец.технических училищ, разрешение свободной организации издательств и научных обществ, освобождение всех газет от налогов. Подготавливалось открытие Пекинского университета.
Эти реформы не были реализованы в полной мере. Но несмотря на поражение реформаторское движение конца XIX века имело важное прогрессивное значение. Его целью было создать необходимые предпосылки для независимого капиталистического развития страны.
Слайд 8 Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда
Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Центральная Гора» — данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский диалект китайского. Несколько лет ходит в местную школу, затем уехал на Гавайи, куда раньше переселился его старший брат. Учился в медицинском колледже в Гонолулу. В 1883 году вернулся в Китай.
В 1892 окончил Гонконгский медицинский институт. В 1894 году основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая». После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, США, Канаде и Японии, собирая деньги на революционную борьбу. В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций — Китайский революционный объединённый союз, «Тунмэнхой». После победы Учанского восстания в октябре 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден был оставить этот пост в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1912 создал партию Гоминьдан. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.
В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна. Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав.
Сунь Ятсен умер от рака печени 12 марта 1925 года в Пекине. Похоронен в Нанкине.
Слайд 9Революционная деятельность Сунь Ятсена, формирование политических взглядов
Сунь Ятсен имел
смелый взгляд на пути преобразований, отсутствие упования на благоразумность деятелей цинской администрации. Но последовательно революционные взгляды у них сформировались не сразу.
В этой связи характерно послание Сунь Ятсена одному из высших сановников Китая Ли Хунчжану (см. док.№2). При чтении этого письма важно обратить внимание на аргументы, приводимые Сунь Ятсеном в пользу высказываемых им мыслей. Хотя это писал человек, который вскоре приступит к подготовке вооруженного восстания, по логике, стилю и сущности высказанных предложений это письмо мало чем отличалось от идей реформаторов. Его петиция осталась без ответа. Эта неудача с петицией Ли Хунчжану, личное знакомство с коррумпированной администрацией в Центральном Китае, куда Сунь Ятсен попал во время поездки с целью передать письмо высшему сановнику — все это укрепило осознание необходимости более решительных действий для реализации своих планов.
Во второй половине 1894 г. происходит практическое слияние двух кружков, возглавляемых Сунь Ятсеном и Ян Цюйюнем, завязываются контакты с китайскими эмигрантами на Гавайях. И на основе этих трех групп создается Союз возрождения Китая. Декларация Союза (см. док.№3), принятая в конце ноября 1894 г. на Гавайях, ставила цели решительного преобразования Китая на основе использования опыта западных держав.
Слайд 10Документ №2.
Сунь Ятсен. Письмо к Ли Хунчжану
Извлечения
Итак, если
люди могут полностью проявить свои таланты, то все начинания процветают; если земля может приносить наибольшую пользу, то народу хватает пищи; если вещи могут найти исчерпывающее применение, то материальные средства имеются в изобилии; если товары могут беспрепятственно обращаться, то средств достаточно. Вот почему я говорю, что эти четыре условия — первопричина богатства и могущества, основа управления государством. И только после того как будут выполнены эти четыре условия, мы сможем усовершенствовать законы управления страной, придать размах нашим делам, укрепить войско, сохранить вассальные владения. Разве сможет Европа соперничать с нами?
Уже в течение тридцати лет Китай перенимает методы Запада. Для воспитания талантов у нас созданы школы, где преподавание ведется на местных наречиях при единой китайской письменности, имеются мореходные и военные училища. Чтобы было изобилие, ведется разработка горных недр, создаются текстильные предприятия; для развития торговли учреждена «Торговая пароходная компания», построена Тайпинская железная дорога. Ныне они уже показали свои достоинства. В чем же причина того, что мы все-таки не может соперничать с Европой? Ее надо искать в том, что мы не сумели выполнить великую программу четырех условий.
Я не раз размышлял о судьбах мира и чувствую себя вправе сказать, что Китай - страна, население которой огромно, а природные богатства неисчерпаемы, - следуя Западу и применяя новые методы, несомненно настигнет Европу и обгонит ее менее чем за двадцать лет. Взгляните на Японию. Она стала торговать с Западом позже нас, позднее нас стала учиться у Запада, совсем недавно осуществила новую реформу. Но уже сегодня успехи ее внушительны, и это потому, что знаменем своим она сделала великую программу четырех условий, сумела поднять народ на ее претворение и ни один человек не мешал этому. Подлинным бедствием для Поднебесной является не то, что мы неспособны действовать, а то, что у нас нет деятельных людей.<...>
Учитывая Ваше, господин Великий советник, стремление воспитывать таланты и Вашу любовь к образованным людям, а также насущность проблем, возникающих ныне при управлении, полагаю, что я и лица, подобные мне, должны быть в рядах тех, кого воспитывают и используют на службе. Поэтому я, чувствуя свое невежество, осмеливаюсь добиваться Вашего внимания. Я обеспокоен положением страны, вижу трудности нынешней обстановки и не могу сидеть сложа руки.
И если выше я уже говорил, что смею обеспокоить Вас сейчас, пока предлагаемое мною выполнимо, и надеюсь, что среди тысячи мыслей глупца найдется хотя бы одна, которую двор примет с одобрением, - это не было пустыми словами, способными лишь оскорбить Ваш просвещенный слух, и вызывалось отнюдь не стремлением присоединиться к тем просителям, которые добиваются у Вас приема, а исключительно желанием отдать свои силы на осуществление изложенной программы и непременно добиться изобилия для всего народа.
Я полагаю, что среди нынешних задач нет более насущной, чем осуществление великой программы четырех условий. Однако мне не удалось установить последовательность их проведения, хотя в числе предложенных мер одни должны претворяться в жизнь скорее, а другие - медленнее.
Слайд 11Документ №3. Декларация Союза Возрождения Китая
Извлечения
Уже не первый день
ржа разъедает Китай! Верхи погрязли в косности и бесчестии, выдают пороки за добродетели, преисполнены чванства и кичливости; низы пребывают в темноте и невежестве, и редкий способен проникать мыслью в будущее. После недавнего позора, покрывшего нашу страну, и разгрома, постигшего армию, враг отторг вассальные владения и угрожает рубежам отечества. Некогда величественному Китайскому государству нет достойного места среди соседних держав, а культура и обычаи наши снискали презрение иноплеменников. Может ли это не вселять тревогу в сердца мужей чести? А ведь с нашим 400-миллионным огромным населением, с нашей необъятной землей в десятки тысяч ли Китай несомненно мог бы расправить крылья и гордо стоять, не зная себе равных в мире. Однако презренные рабы навлекли на родину такую беду, причиняют народу такой вред, что, единожды оступившись, мы не можем воспрянуть. Ныне сильные соседи окружили страну они смотрят на нас глазами тигра, нацелились, словно ястреб на добычу, с вожделением зарятся на наши рудные богатства на обилие производимых у нас продуктов. И если до сих пор они, подобно червям, объедали нашу землю, как акулы, глота ли кусок за куском, то теперь готовы разрезать Китай, как тыкву, разделить на доли, как бобы. Всякий, в чьей груди бьет ся честное сердце, не может сдержать крика боли и спеши избавить наш народ от страшных бедствий, поддержать наг великий Китай и не дать ему пасть окончательно. Вот почем собираемся мы в Союз, чтобы возродить Китай, вот для чего объединяем талантливых и мужественных, чтобы совместно прийти к нему на помощь, избавить его от страданий и утвердить наше Китайское государство. Мы надеемся, что единомышленники не пощадят своих сил ради этой великой цели! Ниже следуют составленные нами статьи Устава Союза. Настоящий Союз учреждается исключительно с целью возродить Китай и поддержать его государственный престиж. Уже не первый день наша родина подвергается оскорблениям и терпит обиды от иностранных государств, виной чему разобщенность соотечественников в стране и за ее рубежом, отсутствие понимания между верхами и низами, а также то, что страна пребывает в неведении в то время, когда престижу ее наносится ущерб, и народ безмолвствует, когда над ним вершат насилие. С каждым днем усугубляются страдания и муки, и нет предела творимому злу! Ныне, исполняя волю народа, мы объединяем китайцев в стране и за границей и создаем настоящий Союз, чтобы помочь нашей священной родине.
При вступлении в Союз каждый вносит в учредительный фонд по 5 юаней. Кроме того, в пополнение кассы Союза желающие могут делать добровольные взносы, сумма которых зависит от возможностей вступающего в Союз. Человек, пожертвовавший деньги, должен гордиться тем, что они послужат правому делу.
Для ведения дел общее собрание членов Союза избирает председателя и его заместителя, секретаря и его заместителя, казначея, восемь членов правления и двух связных.
Собрания Союза проводятся каждый четверг вечером. Они могут состояться лишь в присутствии председателя Союза или его заместителя.
Учредительный фонд Союза надлежащим образом хранится казначеем либо кладется в банк и расходуется по мере надобности. Казначей представляет поручительство двух состоятельных купцов.
Добровольные взносы предназначены исключительно для помощи государству и хранятся в кассе. Лишь в чрезвычайных случаях небольшие их суммы могут быть истрачены на другие цели, но только с согласия общего собрания членов Союза. <...>
Решение по любому обсуждаемому в Союзе вопросу принимается простым большинством голосов. Члены Союза обязаны строго соблюдать положения, изложенные в вышеприведенных статьях. Поправки и добавления к Уставу или изъятия из него могут быть сделаны в любое время по решению большинства.
Слайд 12Создание «Объединенного Союза»
Летом 1905 г. под руководством Сунь Ятсена
произошло объединение различных китайских буржуазно-демократических и буржуазно-помещичьих организаций, ставивших своей целью свержение цинской монархии и учреждение республики. В Токио был создан Чжунго гэмин тунмынхуэй (Китайский революционный объединенный союз). В него вошли «Союз Возрождения Китая», имевший к тому времени свыше 40 отделений на родине и за границей, а также Союз Возрождения славы Китая (Гуанфу) – организация революционеров провинций Чжэцзян и Цзянсу и «Союз обновления Китая» (Хуасин). Среди китайской студенческой молодежи. учившейся в Японии, были широко распространены антиманчжурские настроения. Там издавались антиманчжурские газеты и журналы.
Деятельность различных антиманчжурских организаций и революционная публицистика подготовили создание «Объединенного Союза». В основу его программы были положены сформулированные Сунь Ятсеном в ноябре 1905 года «три народных принципа» - национализм, народовластие и народное благоденствие. Центральный орган «Объединеного Союза» журнал «Миньбао» выступал активным пропагандистом «трех народных принципов».
Через год после своего создания «Объединенный Союз» насчитывал до 10 тыс. членов. Между 1906 и 1911 гг. эта организация подготовила и провела свыше десяти антиправительственных вооруженных выступлений в различных провинциях Южного, Центрального и Восточного Китая. Наиболее крупными из них были восстания в шахтерском центре Пинсяне в 1906 г. и в Гуанчжоу в 1911 г. Хотя все эти выступления и оканчивались поражением, они все же оказывали большое влияние на складывание в стране революционной ситуации.
«Объединенный Союз» и другие действовавшие параллельно с ним революционные антиманчжурские организации, например Литературное общество и Союз всеобщего прогресса, уделяли все больше внимания революционной пропаганде в армии, где среди офицеров было немало членов этих организаций. После неудачи восстания в Гуанчжоу в марте 1911 г. для подготовки нового крупного революционного выступления было создано центральное отделение «Объединенного Союза» в Шанхае.
Слайд 13«Три народных принципа»
Сунь Ятсена
Три народных принципа впервые были
провозглашены в 1905 году. Из трех принципов Сунь Ятсена первый — народное правление (часто переводимый как "национализм") — подчеркивал необходимость восстановления равенства Китая с западными державами и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип — народные полномочия (часто трактуемый как "демократия") — аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, неспособен сразу ею распоряжаться, к власти его должна подготовить национальная элита — Гоминьдан. Сунь предполагал дать народу четыре инструмента — выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Развивая третий принцип — народное жизненное достояние (что иногда переводится как "социализм"), — Сунь доказывал, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае (см. док. №4).
Слайд 14Первый принцип - национализм
Для Сунь Ятсена этот принцип заключался
прежде всего в возрождении национального духа и свержении маньчжурской династии. Борьба за это, в понимании Сунь Ятсена, есть продолжение традиционной борьбы китайского народа за возрождение своей родины. Вместе с тем борьба за национальное возрождение в новых условиях носит иной характер, она наполнена демократическим содержанием:
«Предшествующие революции были революциями героев, нынешняя же совершается всей нацией».
Объективно принцип национализма был направлен и против иностранного империализма, так как свержение маньчжуров должно было заложить основу сильного Китая, недоступного для захватнических поползновений империалистов. Но Сунь Ятсен не выдвигал в тот период антиимпериалистических лозунгов: революционеры, как и реформаторы, опасались, как бы в момент революции не произошла интервенция и не последовал полный раздел Китая между державами.
Слайд 15Второй принцип - народовластие
Принцип народовластия, по мнению Сунь Ятсена,
составляет основу политической революции:
«Несколько тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобный режим. Чтобы его уничтожить, одной национальной революции недостаточно…Следует подчеркнуть, что при существующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бы необходимой даже в том случае, если бы монархом был ханец».
Идею создания демократического правительства Сунь Ятсен выдвигал еще в 1895 г. как один из пунктов присяги при вступлении в члены Союза возрождения Китая. Это положение затем в 1903 г. было уточнено в лозунге учреждения республики.
До создания конституционной и парламентской республики, по мнению Сунь Ятсена, должно пройти три периода:
· Первый период - управление на основе законов военного времени (три года).
· Второй - управление на основе временной конституции (шесть лет). После отмены законов военного времени власть на местах передается в руки местного населения, которое избирает членов местных учреждений парламентского типа и чиновников местной администрации.
· Третий - управление на основе постоянной конституции. Военное правительство слагает с себя военную и административную власть. Вырабатывается постоянная конституция для всей страны, все граждане избирают президента и депутатов парламента.
«Такое постепенное осуществление программы дает возможность гражданам нашей страны научиться пользоваться свободой и равенством. Это заложит основы китайской республики».
Кроме исполнительной, законодательной и судебной власти, обычных для Европы и США, Сунь Ятсен предлагал еще две: независимые экзаменационную и контрольную власти. Попытки Сунь Ятсена при помощи экзаменационной системы и независимого государственного контрольного органа устранить ограниченность буржуазного республиканского государства в действительности не достигали цели. Экзаменационная система для подбора государственных административных должностных лиц, в сущности, не отличалась от образовательного ценза, принятого в ряде буржуазных государств; наличие же контрольного органа, составленного из служителей той же буржуазии, не меняло состав политической элиты государства.
Слайд 16Третий принцип – народное благоденствие
Принцип народного благоденствия, по словам
Сунь Ятсена, содержал учение о социализме. Могущество капиталистических стран, считал он, не дало счастья народу, развитие производительных сил не избавило народные массы Европы и Америки от обнищания, и Китаю не следовало идти по их стопам.
Сунь Ятсен считал, что, поскольку в Китае капитализм еще не укрепился, машинного производства нет и экономика основана на земледелии, социализм может быть введен в этой стране скорее, чем где бы то ни было. По мнению Сунь Ятсена, в Китае эксплуатация имела место лишь в земледелии. Он считал, что в стране нет крупных капиталистов, что для Китая характерна всеобщая бедность, а аграрный вопрос можно разрешить уравнением прав на землю.
«Все граждане имеют равные права на пользование благами цивилизации. Необходимо улучшить экономическую организацию общества и установить твердую цену на землю в стране. Нынешняя цена земли во всех случаях останется собственностью ее владельца. Дополнительная же цена, которая явится следствием прогресса общества после революции, поступит в распоряжение государства и… станет общим достоянием народа. Так будет заложен фундамент государства социальной справедливости, в котором каждая семья будет жить в достатке и каждый будет получать то, что ему положено».
Слайд 17Документ №4. Сунь Ятсен. Три народных принципа и будущее Китая
Извлечения
Смысл термина «национализм» понятен без особых разъяснений.Следует, однако, понять один очень важный момент: принцип национализма отнюдь не предусматривает изгнания из нашей страны каждого иноплеменника, а предполагает лишь положить предел захвату иноплеменниками власти, принадлежащей нашей нации. Ведь мы, ханьцы, обретем свое государство лишь тогда, когда возьмем власть в наши руки, в противном случае государство, хотя и будет существовать, останется по-прежнему не нашим, не китайским, государством. Давайте подумаем: в чьих же руках наше государство? Наша власть?
Мы стали народом без родины. На земле сейчас живет немногим более миллиарда человек, нас же, ханьцев, - 400 миллионов, то есть свыше четверти населения земного шара. Мы - нация самая большая в мире, самая древняя и самая культурная. Так не чудовищно ли, что ныне мы стали народом без родины ?<...>
Мне приходилось, однако, слышать высказывания, будто целью национальной революции является уничтожение маньчжуров как нации. Это большая ошибка. Причина национальной революции в том, что мы не желаем, чтобы маньчжуры уничтожали нашу государственность и управляли нами. Мы стремимся свергнуть их правительство и возродить наше национальное государство. Таким образом, мы питаем ненависть не ко всем маньчжурам, а лишь к тем из них, кто чинит вред ханьцам. Если во время революции маньчжуры не будут мешать нам, то нам незачем враждовать с ними.<...>Переходя к принципу народовластия, надо сказать, что он составляет основу политической революции. В будущем, после осуществления национальной революции, нынешняя прогнившая система управления, конечно, может быть разрушена одним ударом. Однако сохранятся еще корни этой отвратительной системы, которые также необходимо вырвать. Несколько тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобного режима. Чтобы его уничтожить, одной национальной революции не достаточно. <...>
В результате политической революции будет установлен демократический конституционный режим. Следует подчеркнуть, что при существующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бы необходимой даже в том случае, если бы монархом был ханец. В великой французской революции и в русской революции национального вопроса не существовало, решались вопросы чисто политические. Во Франции демократический строй уже установлен, в России нигилисты стараются добиться этой же цели. Всем и каждому понятно, что такой же строй будет наиболее подходящим и для Китая.<...>
В последнее время принципиальные и решительные люди высказывают опасения, что иностранные державы могут победить Китай. Я придерживаюсь другого мнения. Иностранцам такая задача не под силу. Вот если сами ханьцы разорвут на части свою страну положение станет непоправимым! Поэтому мы и должны осуществить революцию силами простого народа и создать национальное правительство. И это не только цель нашей революции, но и необходимое условие, чтоб ее совершить.
Перейдем теперь к принципу народного благосостояния. Это очень сложный вопрос, составляющий отдельный предмет исследования, вопрос, который нельзя объяснить, не изучив его досконально. Со всей остротой социальная проблема встанет перед нами лишь в будущем; сейчас она не является для нас столь острой, как национальный вопрос или вопрос народовластия. Поэтому очень немногие обращают на нее внимание. Тем не менее мы должны смотреть далеко вперед. Всегда легче заблаговременно принять меры против угрозы большого несчастья, чем устранять его, когда оно уже свершилось. Социальный вопрос в Европе и Америке - застарелая болезнь, в Китае же она еще в зародыше, однако в будущем этот вопрос непременно встанет перед нами во весь рост. Если к тому времени мы не справимся с социальными проблемами, то произойдет новая великая революция. К революции же следует прибегать лишь в самых крайних случаях, чтобы не подрывать многократно здоровье нации. Осуществляя национальную и политическую революцию, мы в то же время должны найти способ улучшить нашу социально-экономическую систему и тем самым предотвратить социальную революцию в будущем. В этом, поистине, и заключается наша величайшая задача.<...>
Слайд 18Продолжение
Люди сведущие понимают, что для Европы и Америки социальная
революция теперь уже неизбежна. Для нас же это наглядный урок: если Китай приступит к осуществлению принципа народного благосостояния лишь в будущем, когда он окажется в таком же положении, в каким ныне находятся страны Европы и Америки, то будет уже поздно. В Китае пока нет указанных выше явлений, и, может быть, мы на своем веку их и не увидим. Однако наши дети и внуки с ними обязательно столкнутся. Так лучше уж принять предупредительные меры сегодня, чем думать о новой разрушительной революции в будущем, когда мы окончательно зайдем в тупик. Тем более, что в Китае провести в жизнь принцип народного благосостояния гораздо легче, чем в Европе или Америке, ибо, если социальные проблемы рождены прогрессом цивилизации, то пока цивилизация развита невысоко, решение их не представляет труда.<...>
Социальные явления никогда нельзя предоставлять естественному течению. Они подобны дереву, которое разрастается хаотически, если не вмешиваться в его развитие. Так и с социальными вопросами. В Китае пока капиталистов нет, поэтому, в отличие от других стран, на протяжении нескольких тысячелетий цена земли там никогда не поднималась, однако после революции положение не сможет остаться прежним.<...>
Приходилось слышать, будто осуществление принципа народного благосостояния сопряжено с уничтожением половины нашего 400-миллионного населения и экспроприацией земель богатых. Это безответственная болтовня людей, не уяснивших сути принципа, и на нее не стоит обращать внимания. Социологи по-разному представляют себе методы решения социального вопроса. Я же убежден, что его можно решить установлением твердой цены на землю. Предположим, у землевладельца имеется участок ценой в тысячу юаней. На него устанавливается цена в тысячу или максимально в две тысячи юаней. Если вследствие развития путей сообщения цена на эту землю поднимается до десяти тысяч юаней, то землевладелец, получив за нее положенные две тысячи, не будет в убытке и даже окажется в выигрыше. Остальные же восемь тысяч должны поступить государству, что принесет большую пользу стране и поднимет благосостояние народа. Что касается такого зла, как монопольное право кучки богатых на эти доходы, то оно, разумеется, должно быть уничтожено навсегда. Предложенная мера является самой простой и наиболее легко осуществимой.<...>
По моему мнению, конституция будущей Китайской Республики должна быть основана на новом принципе - принципе разделения на пять властей. Это значит, что, кроме исполнительной, законодательной и судебной власти, необходимо выделить еще две.
Первая из них - экзаменационная власть. Равенство и свобода всегда были правом народа, чиновники должны быть слугами народа. В Америке часть чиновников выбирается, а часть назначается правительством. Первоначально здесь не существовало системы экзаменов, поэтому как при выборах чиновников, так и при их назначении всегда наблюдались большие злоупотребления .<...>
Однако если экзаменационная власть будет подчинена исполнительным органам, то служебные права последних окажутся чересчур широкими, а это в свою очередь приведет ко многим злоупотреблениям. Поэтому единственный правильный выход - учредить независимый орган экзаменационной власти.
Вторая из них - контрольная власть. Она будет ведать контролем и наблюдением за исправным несением чиновниками их обязанностей. Такой орган обязательно существует в каждом государстве, и назначение его понятно всем. Однако в конституции Китайской республики следует предусмотреть, чтобы этот орган был независимым. В Китае с древнейших времен существовал институт императорских цензоров, следивших за правами и соблюдением чиновниками законов. Но цензоры эти были всего лишь рабами монарха, а потому институт в целом не отвечал своему назначению. Даже теперь нет такой страны с конституционным строем, в которой законодательному органу не придавалась бы дополнительно и контрольная власть. Но хотя в одних странах права контроля шире, в других — уже, однако ни в одной стране контрольная власть не является независимой, а это порождает бесчисленные злоупотребления... Вот почему контрольные органы также должны быть независимыми.
Так приходим мы к идее о разделении на пять властей. Такого строя не существует еще ни в одной стране; более того, о нем редко встретишь упоминания и в теоретических трудах. Это политический строй, в подлинном смысле слова, доселе невиданный. Я пока разработал лишь самые основы этого строя. Что же касается подробностей, то здесь потребуется ваше общее согласие, настойчивое изучение вопросов и исправление того, что пока недоработано, что и приведет к созданию конституции будущей Китайской Республики. Наше государство станет национальным, гражданским и социальным, в нем воцарится полный и идеальный порядок. И тогда 400-миллионный народ Китая обретет великое счастье. Я думаю, что вы согласитесь взять на себя эту задачу, чтобы общими силами завершить начатое. Таково мое самое большое желание.
Слайд 19Программные установки революционного и реформаторского направлений буржуазно-национального движения в Китае
Слайд 20Тесты
1. Кан Ювей известен тем, что:
а) возглавил восстание тайпинов
б) разработал программу политических реформ в Китае
в) возглавил восстание сипаев
г) стал императором Японии под именем «Мэйдзи»
2. Название кратковременного периода умеренных буржуазных реформ в Китае при императоре Гуансюй:
а) «Движение за свободу и народные права»;
б) «свадеши»;
в) «100 дней реформ»;
г) «канн выонг».
3. Лидер либерально-реформистского направления китайского буржуазного национализма:
а) Сунь Ятсен;
б) Кан Ювэй;
в) Юань Шикай;
г) Тан Шой.
4. Основные положения, характеризующие либерально-реформистское направление в Китае:
а) они выступали за широкое заимствование западного опыта не только в области экономических, но и политических отношений;
б) свержение манчжурской власти;
в) их идеал – конституционная монархия по образцу той, которая была установлена в Японии после реставрации Мейдзи;
г) выступили за полную внешнюю изоляцию страны.
Слайд 21 5. Радикальное направление китайского национализма характеризует следующее:
а) выступили за
установление в Китае республики;
б) были сторонниками внешней изоляции Китая;
в) требовали свержения правящей династии;
г) получали материальную помощь со стороны Запада.
6. «100 дней» реформ в Китае:
а) способствовали быстрой модернизации общества
б) изменили государственное устройство Китая
в) привели к самоизоляции страны
г) не привели к кардинальным изменениям
7. Реформаторы обуславливали необходимость реформ:
а) господством иностранного капитала;
б) закрытием страны, замкнутостью и изолированностью от внешнего мира;
в) военными успехами во внешней политике;
г) превращением Китая в полуколонию;
д) произволом властей, ростом бюрократизма.
8. «100 дней» реформ Гуансюя закончились:
а) изгнанием колонизаторов
б) провозглашением Китайской Народной Республики
в) отстранением императора от власти
г) полным разрушением традиционализма
9. Причина поражения реформаторского движения в Китае:
а) смерть императрицы Цыси
б) полный отказ от традиционализма
в) отказ императора Гуансюя поддержать реформы
г) отсутствие у правительства решительной программы реформ
Слайд 22Ответы к тестам
1. б
2. в
3. б
4. а, б
5. а, в
6. г
7.
а, г, д
8. в
9. г
Слайд 24Кан Ювэй и его сторонник
Лян Цичао
Слайд 25Музей Сунь Ятсена
Он построен в память о великом революционере-демократе в современной
истории Китая Сунь Ятсене в 1931 году, занимает музей 60 тыс. кв. м, высота здания 49 м , здание железобетонной конструкции в дворцовом стиле. Главный зал отделан золотом и яшмой, удивительная архитектура представляет собой прекрасное произведение зодчества. В 1963 году были проведены крупномасштабные реставрационные работы, перед главным залом заново установлена бронзовая статуя Сунь Ятсена.
Слайд 26Сунь Ятсен и его жена Сунь Ятсен
Сун Цинлин, Шанхай 1922
Слайд 27Административное здание и вход в университет Сунь Ятсена
Слайд 29Источники и литература
Китай: История в лицах и событиях / Под общ.
ред. С.Л. Тихвинского.- М.: Политиздат, 1991.- 254 с.
Ма Сян. Десять лет с Сунь Ятсеном // Вопросы истории.-1966.-№12.-С. 125-138.
Мясников B.C. Реформы и революции в Китае: историография // Новая и новейшая история.- 1997.- № 3. - С. 208-215.
Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая: 1894-1914.- М.: Наука, 1980 - 367 с.
Никифоров В.Н. В.И. Ленин о Китае и китайской революции // Вопросы истории.- 1952.- № 1.- С. 65-81.
Новая история стран Азии (вторая половина XIX - начало XX вв.): Учеб. пособие для самостоятельной работы студентов вузов / Под ред. В.И. Овсянникова,- М., 1995.- С. 167-218.
Общественно-политическая мысль в Китае: конец XIX -начало XX веков.- М., 1988.
Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая,- М.: Наука, 1985.-301 с.
Симоновская Л.В. Очерки истории Китая.- М., 1956.-424 с.
Сунь Ятсен. 1866-1960: К 100-летию со дня рождения: Сб. воспоминаний, материалов.- М., 1966.
Тихвинский С.Л. Борьба за реформы в Китае в конце XIX зека // Вопросы истории.- 1953- № 6.-С. 86-107.
Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера: Сунь Ятсен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов.- М.: Политиздат, 1986-224 с.
Тихвинский С.Л. Мемуары экс-императора Пу И // Вопросы истории.- 1968.- № 3.- С. 98-118.
Тихвинский СЛ. Правление в Китае маньчжурской династии Цин // Вопросы истории.- 1966,- № 9.- С. 71-90.
Тихвинский С. Л. Современная зарубежная историография о Сунь Ятсене // Вопросы истории - 1985.- № 11.- С. 36-49.
Уразов Ф. Последний император Пу И // Генералиссимусы мира XVI - XX вв.- Уфа, 1993.- С. 317-319.
Фицджеральд СП. Китай при маньчжурах // Китай: краткая история культуры - СПб., 1998.- С. 397- 438.
Хохлов АН. Социально-экономическое развитие Китая с середины XVII до середины XIX века // Социально-экономические и политические проблемы Китая в Новое и Новейшее время.- М., 1991.
Энциклопедия нового Китая I Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989.-509 с.