Слайд 1Импрессионизм
Творчество, живопись художников-импрессионистов
Выполнила: учитель истории Потапова Ю.С.
Слайд 2Содержание
Понятие импрессионизма, основные его черты в живописи;
Задачи импрессионизма;
Жизнь и творчество:
Эдгар
Дега;
Эдуард Мане;
Клод Моне;
Камиль Писсаро;
Пьер Огюст Ренуар.
Слайд 3Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX— начала XX века.
Первая картина художника экспрессиониста Клода Моне называлась «Впечатление. Восход солнца» Слово «впечатление» звучит на французском как «impression». Так и появилось название течения в живописи – импрессионизм.
Клод Моне
«Впечатление. Восход солнца»,
1872
Понятие импрессионизма, основные черты в живописи
Слайд 4Задачи импрессионизма
Выражение окружающего мира средствами искусства;
Передача в красках ускользающего, мимолетного настроения
и ощущения;
Освобождение художественного процесса от общих правил.
Основа импрессионизма – движение и живой фон.
Воздух и свет – именно этим деталям художники уделяли внимание в первую очередь. Образы на картинах как будто окутаны струящимся светом или сияют в сверкающих лучах.
Именно у импрессионистов появилась традиция писать не в помещении, а на открытом пространстве. Работа на лоне природы помогала передать впечатление от увиденного наиболее достоверно.
Слайд 5Задачей импрессионистов было увидеть и отобразить природу в красках, которые ускользают
от взгляда обычного обывателя.
Например, Клод Моне изображая туман над Лондоном, придал ему красноватый оттенок. Изначально это казалось неестественным, но при более внимательном изучении, жители Лондона понимали, что их не обманывают. Туман действительно приобретал красноватый оттенок, отражаясь от стен кирпичных домов.
Клод Моне
«Здание парламента», 1904
Слайд 6Эдгар Дега
(1834-1917)
Французский живописец, график и скульптор.
Учился в
парижской Школе изящных искусств (1855–1856), ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США и Испании;
Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, 1858, Музей Орсе, Париж);
в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (“Площадь Согласия”, 1875);
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884).
«Дега, поднимающий шляпу», 1863.
Слайд 7“Семейство Беллелли”, около 1858, Музей Орсе, Париж
Слайд 8“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей Орсе, Париж
Слайд 9“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе
Слайд 10Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во
многих балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”);
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”).
“Звезда”, пастель, 1878, Музей Орсе, Париж
“Экзамен танца”, 1880, частное собрание, Нью-Йорк
Слайд 11 Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита,
которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (“Голубые танцовщицы”)
“Голубые танцовщицы”, пастель, 1878, Москва.
«Балерины на поклонах», 1885
Слайд 12Э. Дега посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и
цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.
"Танцевальный класс", 1873-1875
Танцевальный класс в опера, 1872.
Слайд 13 В середине 1880-х гг. Э.Дега создает свои знаменитые
изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом.
«Ванная», 1885-1886.
«Причесывающаяся женщина», 1885.
Слайд 14 Одна из излюбленных тем Э.Дега - изображение лошадей
перед стартом. Для того, чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований.
«Скачки жокеев», 1862
Рысаки у трибуны, 1866-1868
Слайд 15В личной жизни Э.Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с
ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.
Слайд 16
Эдуард Мане
(1832-1883)
«Автопортрет с палитрой», 1879
Французский живописец;
Учился в
парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856);
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа;
В работах конца 1850-х - начала 1860-х гг., составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”,
Слайд 17Мане стремился внести в известные классические композиции изображение современного человека
“Лола из
Валенсии”, 1862, Музей д'Орсэ, Париж.
“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей д'Орсэ
Слайд 18В 1860-е годы Эдуард Мане обращался к темам современной истории
“Казнь императора
Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм
Слайд 19Проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно
бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости
“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен, 1868.
“Балкон”, Музей д'Орсэ, Париж , 1868.
Слайд 20портрет Эмиля Золя, 1868, Музей д'Орсэ
портрет Берты Моризо, 1872
Слайд 21
Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним
из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи
“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей
“В кабачке папаши Латюиль”, 1879
Слайд 22В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности
этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника;
Писал пейзажи и натюрморты
портрет С.Малларме, 1876, Музей д'Орсэ, Париж
“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем
Слайд 23Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом
определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.
По выражению одного из ближайших соратников Мане - Огюста Ренуара, - он был "прирожденным веселым бойцом"; он и действительно был уверенным руководителем военного наступления против всех основ духовной косности и реакционности в художественной культуре своего времени. У него было достаточно много друзей, и ему никогда не пришлось сомневаться в верности избранного пути. Особенно верной его опорой был созданный и вдохновленный им круг художников, не повторявший его, а развивавший и раздвигавший дальше его открытия и преобразования
Слайд 24Клод Моне
(1840-1926)
«Автопортрет в берете», 1886.
Французский живописец;
Учился в частных студиях
в Париже (1859-1863), изучал японскую гравюру на дереве; испытал влияние Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эдуара Мане, мастеров барбизонской школы.
Один из основоположников импрессионизма, в своих картинах художник Моне со второй половины 1860-х годов стремился передавать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы.
Слайд 25«Завтрак на траве», 1866
Сама работа до нас не дошла: художник оставил
ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин.
Полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.
Слайд 26“Бульвар капуцинок в Париже”, 1873
Слайд 29Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и
при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия полотен “Руанские соборы”).
Собор в Руане в солнце,
1894.
Руанский собор, туманная погода, 1892
Руанский собор, башня в полдень, 1893
Слайд 30«На этих зыбких поверхностях, как в зеркале, отражаются изменения окружающей среды,
колебания атмосферных условий, резкие дуновения ветерка, случайные вспышки света. Равномерно движутся вокруг них, как вокруг оси, свет и тень, солнце и темнота; они отражают последнее тепло последних лучей; они окутываются туманом, они пребывают в полной гармонии с пространством, с землей и с небом». Гюстаф Жефруа
Слайд 31Камиль Писсаро
(1830-1903)
Французский живописец;
Учился в академии Сюиса в Париже (1855-1861);
Один из ведущих мастеров импрессионизма, Писсарро в многочисленных сельских пейзажах раскрывал поэзию и очарование природы Франции, с помощью мягкой живописной гаммы, тонкой передачи состояния световоздушной среды придавал обаяние свежести самым непритязательным мотивам.
Слайд 33Крестьянка с корзиной в саду, 1881
Слайд 34Впоследствии Писсарро часто обращался к городскому пейзажу
“Бульвар Монмартр”, 1897
“Оперный проезд в
Париже”, 1898
Слайд 35Писсарро играл одну из главных ролей в организации выставок импрессионистов. В
своих работах Камилю Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного пространства.
“Снег в Лувесьенне”, 1872
«Почтовый дилижанс в Лувесьенне», 1870
Слайд 36В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря
на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.
Слайд 37Огюст Ренуар
(1841-1919)
Французский живописец, график и скульптор;
В 1862-1864 Ренуар
учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем.
Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию.
В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане.
Слайд 38“Харчевня матушки Антони”, 1866
На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи
на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду
“Купание на Сене”, 1869
Слайд 39Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал
предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия.
“Мулен де ла Галет”, 1876
Слайд 40Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы:
внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи.
“После обеда”, 1879
“Зонтики”, 1876
Слайд 41портрет актрисы Жанны Самари, 1878
“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876
В изображении
обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов
Слайд 42С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и
обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма.
“Большие купальщицы”, 1884-1887
Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты
«Купальщица», 1895
Слайд 43После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к
инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Более того, несмотря на свой почтенный возраст, он даже попытался заняться скульптурой, давая указания своему помощнику, что и как он должен лепить.
Несмотря ни на что, Ренуар никогда не терял бодрости духа и любил повторять: «Что ни говорите, а я - счастливчик».
В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».
Слайд 44Значение творчества импрессионистов в мировой культуре
В истории мировой культуры импрессионизм оставил
яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного.
Для человека XIX столетия осмысление импрессионистских открытий равнозначно, прежде всего, приобщению к тайне мгновения, к многоликому сиянию уникальных проявлений бытия.
К 1886 году импрессионизм завоевал весь мир искусства, распространился в США, Британии, Германии, Скандинавии, где существовал еще долгие годы.
Импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего послеренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой – является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественного нового его этапа – искусства XX века.