Слайд 1Возникновение земледелия
и скотоводства
Слайд 21. Мотыжное земледелие.
Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю
зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Слайд 3Собирательство
Земледелие
Земледелие возникло более десяти тысяч лет назад.
Слайд 4Подготовить участок земли для посева было нелегко — приходилось рубить деревья
каменным топором, выжигать кустарники, выкорчевывать пни.
Слайд 5Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком — деревянной
мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.
Слайд 6Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя
в расщеп острые камешки.
Слайд 8Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках ), получали муку. На углях
очага женщины пекли лепешки.
Слайд 9Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь
раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны.
Слайд 102. Приручение животных.
Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их
можно было выкормить и приручить. Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.
Слайд 11Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так
из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.
Слайд 13Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели
добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своем хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.
Слайд 143. Глиняная посуда и одежда из ткани.
Первобытные люди научились плести
из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в нее можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя — глина размокнет.
Слайд 15Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины,
следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твердой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
Слайд 16На полу в жилище обычно расстилали циновку — коврик, сплетенный из
соломы, травы или тростника. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки.
Слайд 17Был изобретен ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления
тканей пряли, то есть скручивали, из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.
Слайд 184. Родовые общины и племя.
Сородичи собирались вместе для решения общих
дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и песнями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.
Слайд 19Все сородичи считали, что происходят от одного предка — человека или
животного.
Слайд 20Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой
порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом роды заключали между собой нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.
Слайд 21Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял
наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.
Слайд 235. Духи, идолы и жертвы.
Мы сейчас считаем, что есть живые
существа, а есть неодушевленные предметы. Для первобытных людей все в природе было живым и одушевленным. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева».
Слайд 24Такие же духи обитают в любом растении или камне, в туче,
молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Если все вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождем. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу — молитву.
Слайд 25 А еще нужно духам принести подарки, чтобы они стали добрее.
Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Ее и приносили в жертву духам.
Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называются идолами.
Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями.
Слайд 26Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы,
на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами.
Слайд 27Задание на урок!
Рабочая тетрадь:
Стр. 10 № 10,11
Проверь себя
Стр. 13 №
14
Слайд 28Домашнее задание
§ 4,
Стр. 25 «Проверь себя»