Презентация, доклад по истории: Церковный раскол. Никон и Аввакум

Содержание

В чем трагичность судеб Никона и Аввакума? ?Почему раскол стал драматичным явлением русской истории?

Слайд 1ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ.
НИКОН И АВВАКУМ.

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ.НИКОН И АВВАКУМ.

Слайд 2В чем трагичность судеб Никона и Аввакума?



?
Почему раскол стал драматичным явлением

русской истории?
В чем трагичность судеб Никона и Аввакума?  ?Почему раскол стал драматичным явлением русской истории?

Слайд 3Кружок священнослужителей
(30-е годы XVII в.)
Место: с. Кириково близ Лыскова.


Руководитель: священник Ананий.
Члены: Иван Неронов,
Павел Коломенский,
Никита Минич,
Авраамий, Агафоник,
Иван Курочка,
Аввакум Петров.
Цель: борьбы за очищение духовной жизни России.




Кружок священнослужителей (30-е годы XVII в.) Место: с. Кириково близ Лыскова. Руководитель: священник Ананий. Члены: Иван Неронов,

Слайд 4Кружок «ревнителей древнего благочестия» (1646 – 1648 г.г.)
Место: Москва
Руководитель: духовник царя Стефан

Вонифатьев
Члены: царь Алексей Михайлович
Никон
окольничий Ф. М. Ртищев
протопоп Казанского собора Иван Неронов
дьяк Благовещенского собора Федор
протопоп Аввакум Петров
Никита Пустосвят
Цель: выявить и устранить появившиеся в результате многократного переписывания неточности в священных книгах.
Разногласия: какие образцы должны лечь в основу переписывания церковных книг – новогреческие или древнерусские.




Кружок «ревнителей древнего благочестия» (1646 – 1648 г.г.)Место: МоскваРуководитель: духовник царя Стефан ВонифатьевЧлены: царь Алексей Михайлович		Никон		окольничий Ф.

Слайд 5Церковный раскол (1653 – 1667 г.г.)
Причина:
реформы по обновлению церкви
1653 – 1656

г. г.




Патриарх Никон – инициатор и руководитель церковных реформ

Протопоп Аввакум – расколоучитель, борец за сохранение старой веры

Церковный раскол (1653 – 1667 г.г.)	Причина:реформы по обновлению церкви1653 – 1656 г. г.Патриарх Никон – инициатор и

Слайд 6

РЕФОРМЫ НИКОНА
Единый для всех православных церквей культ богослужения
Креститься тремя перстами
Слово «аллилуйя»

произносить трижды

Ходы посолонь заменялись крестными ходами навстречу солнцу

Единогласие во время церковной службы

Литургия совершалась на пяти просфорах

Земные поклоны заменялись поясными




Замена икон. Исправление ошибок в богослужебных книгах
по греческим образцам

РЕФОРМЫ НИКОНАЕдиный для всех православных церквей культ богослуженияКреститься тремя перстамиСлово «аллилуйя» произносить триждыХоды посолонь заменялись крестными ходами

Слайд 7


Скиты в Нижегородском крае
«…в том же 7180 году (1672) в Нижегородском

Закудемском стану во многих селах и деревнях крестьяне церкви божии не ходили…и во всем от раскольников развратилися и многие по раскольничей прелести с женами и детьми на овинах пожигались…».
«Нижегородский летописец»

«За 28 лет число «добровольно» сгоревших нижегородцев перевалило за 2 тысячи…»
Д. Смирнов

Скиты в Нижегородском крае«…в том же 7180 году (1672) в Нижегородском Закудемском стану во многих селах и

Слайд 8Точки зрения



… С 1666 года раскол перешел из сферы церковной в

сферу…. народной жизни, и здесь принял характер народно-демократической оппозиции против преобразования России в европейское государство.
Щапов А. П.

Раскол составлял протест против иноземных нововведений, особенно тех, которые явились стеснением свободно развивающейся жизни и нисколько не гармонировали с духом народа.
Аристов Н. Я.

…в расколе привыкли видеть одну тупую любовь к старине, бессмысленную привязанность к букве; его считают плодом невежества, противодействием просвещению, борьбою окаменелого обычая …с наукою. Раскол не есть старая Русь… Раскол является крупным явлением умственного прогресса.

Костомаров Н. И.

Точки зрения… С 1666 года раскол перешел из сферы церковной в сферу…. народной жизни, и здесь принял

Слайд 9Кроссворд
По вертикали:
4. Поселения общин старообрядцев.
5. Патриарх, проводивший церковные реформы.
6. Самосожжения.



По горизонтали:

1. Люди, не принявшие реформы церкви.
2. Великий расколоучитель.
3. Преобразования
КроссвордПо вертикали:4. Поселения общин старообрядцев.5. Патриарх, проводивший церковные реформы.6. Самосожжения.По горизонтали: 1. Люди, не принявшие реформы церкви.2.

Слайд 10Ответы:


По горизонтали:
Раскольники
Аввакум
3. Реформы
По вертикали:
4. Скиты
5. Никон
6. Гари

Ответы:По горизонтали:РаскольникиАввакум3. РеформыПо вертикали:4. Скиты5. Никон6. Гари

Слайд 11Проверь себя. Правильно распредели картинки




Проверь себя. Правильно распредели картинки

Слайд 12Патриарх Никон (1605-1681 г.г.)
В миру Никита Минов (Минин) – русский патриарх

родился в семье мордовского крестьянина в с. Вельдеманове Княгининского уезда. Принял постриг в Соловецком монастыре, был священником Нижегородского уезда, затем игумен Кожеозерского монастыря в Поморье.
1646 г. – Никон приехал в Москву, участник кружка «ревнителей благочестия». Архимандрид Новоспасского монастыря.



Отличительные черты:
-решительность
-непреклонность
-фанатическая вера
-проницательный ум
-слава чудотворца

Патриарх Никон (1605-1681 г.г.)	В миру Никита Минов (Минин) – русский патриарх родился в семье мордовского крестьянина в

Слайд 131648 г. – митрополит Новгородский.
1652 – 1667 г.г. – патриарх всея

Руси.
1653 - 1656 г.г. – проводит церковные реформы.
Влияние Никона на царя было неограниченным.
Никон начал отстаивать идею преобладания духовной власти над светской.
1658 г. – открытый разрыв между царем и патриархом. Никон покинул Москву, уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
1666 г. – суд над Никоном, обвинялся:
в самовольном оставлении своего поста;
в хуле на царя и церковь
в жестокости с подчиненными.
1667 г. – с Никона снят сан патриарха, отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь.
1676 – 1681 г.г. – переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.
1681 г. – царь Федор Алексеевич разрешил перебраться Никону в Воскресенский монастырь. Умер на пути, в Ярославле.
Погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.



1648 г. – митрополит Новгородский.1652 – 1667 г.г. – патриарх всея Руси.1653 - 1656 г.г. – проводит

Слайд 14Патриарх.
Патриарх (греч. - родоначальник) - глава, старейшина рода, общины, семьи. В

Русской православной церкви - высший духовный сан, глава самостоятельной (автокефальной) церкви в 1589-1703. В 1589 при деятельном участии Годунова Б.Ф. учреждено патриаршество в России: митрополит Дионисий, порицавший поступки Годунова Б.Ф., был низложен, а на его место возведён преданный Борису ростовский архиепископ Иов (1598). Иов стал первым русским патриархом. Одновременно введение патриаршества укрепляло и позиции государства по отношению к церкви - было составлено "Уложение о патриаршестве", предусматривавшее обязательное утверждение патриарха, митрополитов и епископов царём. Патриаршество восстановлено в 1917.


Патриарх.	Патриарх (греч. - родоначальник) - глава, старейшина рода, общины, семьи. В Русской православной церкви - высший духовный

Слайд 15Аввакум Петров (1620/21-1682 г.г.)
Отличительные черты:
-угрюмость
-строгий нрав (даже к самому себе)
-фанатичность
-беспощадность к

отступлениям от церковных правил
-начитанность.

Автограф Жития протопопа Аввакума с припиской в круглой рамке старца Епифания. Рукопись Российской национальной библиотеки.


Аввакум родился в семье бедного священника. «Рождение же мое в Нижегороцких пределах, за Кудмою – рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати - Мария, инока Марфа…».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».





Аввакум Петров (1620/21-1682 г.г.)Отличительные черты:-угрюмость-строгий нрав (даже к самому себе)-фанатичность-беспощадность к отступлениям от церковных правил-начитанность.Автограф Жития протопопа

Слайд 16Аввакум - ревнитель православия, отчего пришлось бежать ему от возмущенной паствы

в 1651 г. в Москву. Участник кружка «ревнителей благочестия». Участвует в «книжном исправлении» при патриархе Иосифе.
1653 г. сентябрь – брошен в тюрьму за ревностное отстаивание старой веры, сослан в Тобольск.
1659 г. – состоял при воеводе Афанасии Пашкове. Доходил до Нерчинска, до Амура.
1663 г. – возвращен царем в Москву, продолжал возводить хулу на реформы.
1664 г. – сослан в Мезень, где продолжал фанатичные проповеди.
1666 г. – привезен в Москву, на Церковном соборе пытались увещевать, затем расстригли и прокляли. Среди народа, знатных людей – недовольства за расстрижение Аввакума, ходатайство перед царем.
1667 г. - В Чудовом монастыре восточные патриархи пытались переубедить протопопа. Сообщников казнили. Аввакума наказали кнутом и сослали в Пустозерск.


Аввакум - ревнитель православия, отчего пришлось бежать ему от возмущенной паствы в 1651 г. в Москву. Участник

Слайд 17

В Пустозерске просидел 14 лет в земляной тюрьме, продолжал свои

проповеди, рассылал грамоты с хулой на царскую семью.
14 апреля 1682 г. – сожжен в Пустозерске вместе со своими сообщниками.
Аввакум – талантливый проповедник, публицист-писатель. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе и его автобиографию («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).
В Пустозерске просидел 14 лет в земляной тюрьме, продолжал свои проповеди, рассылал грамоты с хулой на

Слайд 18

Церковный раскол – религиозно-общественное движение в России, возникшее в XVII веке,

направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект (старообрядчество) (Ожегов С. И.).

Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. (Лишь в 1971 г. Церковный собор признал гонения старообрядцев ошибкой).

Скиты – поселения общин старообрядцев.

Гари – самосожжения.

Церковный раскол – религиозно-общественное движение в России, возникшее в XVII веке, направленное против официальной церкви и закончившееся

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть