Слайд 1Путешествие в Город мастеров
(к уроку гражданственности в 8 кл.
по теме:
«Секреты русских мастеров» Традиционные народные промыслы )
подготовила :
Журман Н.С., учитель истории
ОШ І-ІІІ ст.с.Розовка
Слайд 4Карта «Народные промыслы центральной России»
Слайд 5« Плат Узорный…»
Павловский Посад—город в Московской области, известен с XIV века.
В XVIII веке село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производств. Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки.
В1854 году в Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел.
Слайд 6 Но настоящая слава к павловским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным,
с ярким цветочным узором, пришла во второй половине XIX века. Набойный рисунок наносился на ткань как ручным, так и машинным способом. В наши дни используется способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.
Слайд 7А ты все та же — лес да поле,
Да плат узорный до бровей...
Слайд 9 Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский
промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону.
Синие цветы Гжели
Слайд 10 Роспись часто дополнялась
скульптурными изображениями
людей, животных, птиц. В XIX
веке Гжель прославилась своим
фаянсом
и фарфором. С этого
времени преобладает роспись
синим кобальтом по белому.
Гжельская керамика
Слайд 11 Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия — море красоты!
Разнообразные изделия с
«фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции.
Сегодня гжельская керамика известна во всем мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.
Слайд 12Букеты из Жостова
Жостовский художественный
промысел — это
декоративная живопись на
металлических подносах.
Возникновение промысла
относят к
началу XIX века,
когда в деревне Жостово,
Троицкой волости (ныне
Мытищинский район
Московской области), была открыта
мастерская по выпуску
лакированных изделий из папье-
маше с живописными миниатюрами.
Слайд 13 Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными
красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.
Слайд 14 Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры,
росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Слайд 15 Сюжеты росписи — цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни,
пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Слайд 16Палехская лаковая живопись
Палех — поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение
возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше.
Слайд 17Палехские сказы
В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи: удлиненные
пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка—«насечка» золотыми линиями.
Слайд 18 Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.
Слайд 19Хохломская роспись
Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где
торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края.
Е. Мосина. Хохломская посуда
Слайд 20Золотая хохлома
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным,
зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент.
Слайд 21 Секрет «золота» Хохломы — применение алюминиевого (ранее серебряного или
оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100—120°. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия — посуду, мебель, сувениры — создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с.Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семе-
нов), что в Нижегородской области.
Слайд 22 Дымковская игрушка
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются
книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.