Слайд 1Реформация в Германии в XVII в.
Слайд 3Ведущая идея: Реформация в Германии как способ преобразования общества и церкви.
Фактологические
знания
Главные факты:
1. Католическая церковь в XVI в. теряет свое былое влияние
2. Октябрь 1917-знаменитые 95 тезисов
3. Крестьянская война 1524-26 гг.
4. Аугсбургский мир 1555 г.
Неглавные факты:
1. Социально-мировоззренческая обстановка в Западной Европе в XVI в.
2. Предпосылки реформации, кризис католической церкви в XVI в.
3. Деятельность М. Лютера (1521-1525 гг.)
4. Восстание в Швабии, Франконии, Тюрингии, Саксонии, Тироле (1524-1525 гг.)
5. Образование Мюнстерской коммуны 1534 г.
Слайд 4Ученик должен знать и уметь применять следующие понятия:
Известные понятия:
Вера
Библия
Икона
Обряд
Папа Римский
Епископ
Христианство
Крепостное право
Новые
понятия:
Ватикан
Поломничество
Индульгенция
Проповедь
Лютеране
Протестанты
Кальвинисты
Слайд 5Объективно-исторические связи
1) Причинно-следственная связь – всеобщее негодование в стране, вызванное деятельностью
католической церкви, ускорило процесс созревания реформации.
2) Временная связь – время реформации в XVI в. как период ослабления католической циркви и возникновения новых течений: Лютеранство, кальвинизм, протестентизм.
3)Пространственная связь – Германия как центр событий реформаторского движения.
Обобщающие связи:
1) В результате всеобщего негодования населения Германии, вызванного деятельностью католической церкви, движение за реформацию католической церкви находило поддержку среди различных слоев населения.
2) Благорадя четким ядеям, выраженным в знаменитых 95 тезисах, Германское общество быстро взяло курс на преобразования
3) Реформационное движение не ограничилось преобразованием церкви, а вылилось в крестьянскую войну за улучшение социально-экономического уровня жизни низших слоев населения
Слайд 6Объективно-исторические связи
1) Причинно-следственная связь – всеобщее негодование в стране, вызванное деятельностью
католической церкви, ускорило процесс созревания реформации.
2) Временная связь – время реформации в XVI в. как период ослабления католической циркви и возникновения новых течений: Лютеранство, кальвинизм, протестентизм.
3)Пространственная связь – Германия как центр событий реформаторского движения.
Обобщающие связи:
1) В результате всеобщего негодования населения Германии, вызванного деятельностью католической церкви, движение за реформацию католической церкви находило поддержку среди различных слоев населения.
2) Благорадя четким ядеям, выраженным в знаменитых 95 тезисах, Германское общество быстро взяло курс на преобразования
3) Реформационное движение не ограничилось преобразованием церкви, а вылилось в крестьянскую войну за улучшение социально-экономического уровня жизни низших слоев населения
Слайд 7
В середине минувшего тысячелетия Европу потрясли
события, которые изменили все течение истории. Серьезные перемены в устоях средневекового Pax christiana — «христианского мира» — затронули не только образ жизни людей, но и образ Бога. В переменах этих рождался иной человеческий тип, менялось понимание назначения человека и смысла его жизни.
Начиналось Новое время, «наше время» для поколений, создавших современное общество с его рыночной экономикой, техникой, демократией, новой верой — в прогресс и науку, свободу и разум. Оплотом этой веры стал протестантизм, рожденный в 95 тезисах доктора Мартина Лютера.
Слайд 8Реформация – это широкое движение за духовное обновление и реформу католической
церкви.
Накопление церковью богатств, вопреки идеалам первоначального христианства.
Ведение службы на латинском языке, дороговизна церковных обрядов, продажа индульгенций.
Сомнения по поводу необходимости посредника в лице католической церкви между верующими и Богом.
причина
причина
причина
Слайд 10Мартин Лютер
В 1517 году в Германию прибыли папские послы
и стали торговать индульгенциями, что вызвало негодование горожан. 31 октября 1517 года Лютер прибил на дверях церкви Виттенберга документ « 95 тезисов против индульгенций». Он хотел устроить научный диспут, но Рим усмотрел в его действиях вызов власти папы. В 1520 году Лютер был отлучен от церкви.
Лютер считал, что каждый человек спасается лишь только своей искренней верой в Бога и не нуждается в посреднике в виде церкви. Предлагал из 7 таинств оставить только 2- крещение и причащение, поскольку их описания были в Библии.
Слайд 11Портрет Мартина Лютера около 1520 года
Дом Лютера
в Эйзенахе,
в
котором он прожил с 1498 по 1501 год
Слайд 12
31 октября1517 г.- М. Лютер выступил с 95
тезисами против продажи индульгенций. Он считал, что: 1) человек спасается только верой; 2) он обретает её только через милость Божию; 3) единственный авторитет в делах веры – Священное писание.
Слайд 14М.Лютер
на Вормском
рейхстаге
Мартин Лютер прибивает к дверям собора лист со
своими знаменитыми тезисами. Так было положено начало Реформации в Европе.
Слайд 15
В 1520 году Лютер сжёг папское послание об отлучении его от
церкви.
1517 1521 гг. – слова и действия Лютера получили широкую поддержку во всех слоях немецкого общества.
Слайд 16Немецкие «иконоборцы» разоряли церкви
и сжигали священные изображения
Слайд 17Немецкая гравюра эпохи Реформации наглядно и доходчиво живописует расправы...
Слайд 18Немецкие иконоборцы разоряли церкви
и сжигали священные изображения
Слайд 19В 1521 году император Карл V вызвал Лютера на рейхстаг в
городе Вормсе, где папские послы потребовали от Лютера отречения от своих еретических взглядов.
Лютер твердо заявил:
«На этом я стою
и не могу иначе».
Слайд 20 Мартин Лютер и герои Реформации.
Репродукция из архива Библиотеки Конгресса
США.
Слайд 21 Вождём народной Реформации стал Томас Мюнцер (1493-1525)
Его заявления, что «власть
должна быть отдана простому народу», призывы «совершить свой суд» – свергнуть господ, находили отклики среди горожан и крестьян. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви.
Слайд 22Цели различных социальных слоев в Реформации :
Дворянство
Крестьяне и городская беднота
Мечтало увидеть Германию сильным государством, свободным от власти Рима, где ему принадлежало бы ведущая роль.
Надеялись, начав с реформы церкви, переустроить мир и сделать его справедливым.
Слайд 23
Томас Мюнцер -руководитель
крестьянского восстания в Германии
Титульный лист программы
-
«12 статей»
Слайд 24Крестьянская война в Германии
1524-1525 гг.
Причины
Захват дворянством общинных угодий; Увеличение
феодальных повинностей (барщины и оброка); ограничение личной свободы крестьян
Состав участников,
их цели
Крестьянство – требовало возвращения захваченных дворянами общинных земель; сокращение оброка и барщины; уничтожение личной зависимости; отмены церковной десятины.
Горожане и дворянство – требовали положить конец всевластию князей, сделать императора реальной главой единой Германии.
Итоги
Руководитель крестьянского восстания –
Томас Мюнцер был казнен.
Восстание было подавлено, положение немецкого крестьянства еще более ухудшилось
N. B!
Слайд 27Программные документы повстанцев:
12 статей
1) Отмена личной зависимости.
2) Возврат общинной собственности.
3) Ограничение
барщины, оброка.
4)Разрешение каждой деревни выбирать себе священника.
Гейльброннская программа
1) Централизация страны, ограничение самовластия князей, подчинение всех власти императора.
2) Лишение духовенства власти в светских делах, конфискация церковных земель.
3) общеимператорское законодательство и выборный суд.
Слайд 28Причины поражения Крестьянской войны:
1) Разрозненность крестьянских выступлений.
2) Неумение всех слоёв оппозиции
возвыситься над местными и провинциальными интересами.
Слайд 29Главные результаты:
1555 год – Аугсбургский религиозный мир (признание равноправия католиков и
лютеран).
1) Была сломлена духовная диктатура католической церкви.
2) Экономическая основа церкви была подорвана секуляризацией.
3) Возникновение новых христианских вероисповеданий.
4) Укрепление светской власти и развитие национальных государств.
Слайд 30 Несмотря на то, что пробужденное Реформацией общественное движение захлебнулось, реформа
церкви продолжалась. Реформы проводили князья, сторонники Лютера. Князья возглавили в своих землях церковь, немедленно начали секуляризацию церковных земель.
Император Карл V попытался остановить этот процесс. Князья, сторонники Лютера, заявили ему протест, с тех пор их стали именовать протестантами.
Реформация привела к зарождению нового
направления – протестантизма
(лютеранства – в Германии и др.)
Слайд 32Т. Мюнцер (1490–1525) говорил: «Лютер — плохой реформатор... слишком превозносит веру
и мало значения придает делам»
Аугсбургский рейхстаг
Слайд 33Был принят документ «Аугсбургское вероисповедание», содержащий основные положения лютеранства: лютеранство признавало
2 таинства, служба в церкви была упрощена.
Император Карл V вместе с католическими князьями начал войну против лютеран. Война закончилась в 1555 году подписанием в городе Аугсбурге религиозного мира, в котором был закреплен принцип «чья власть, того и вера».
1530 год
1555 год