Презентация, доклад по истории Русская одежда 15-16 век

Содержание

Основной покрой, приемы украшения, способы ношения одежды в Древней Руси не менялись столетиями и были, как свидетельствуют иностранные путешественники, одинаковыми у разных слоев общества. Различие проявлялось лишь в тканях, отделках, украшениях. Мужчины и женщины носили прямопокройную,

Слайд 1Древнерусская одежда и русский народный костюм XV - начала XX века
МБОУ

СОШ №7 с УИОП Кучерова С.В.
Древнерусская одежда и русский народный костюм XV - начала XX векаМБОУ СОШ №7 с УИОП Кучерова С.В.

Слайд 2Основной покрой, приемы украшения, способы ношения одежды в Древней Руси не

менялись столетиями и были, как свидетельствуют иностранные путешественники, одинаковыми у разных слоев общества. Различие проявлялось лишь в тканях, отделках, украшениях.
Мужчины и женщины носили прямопокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы человеческого тела, с длинными, иногда доходившими до пола рукавами. Принято было одновременно надевать несколько одежд одна на другую, верхнюю - распашную – накидывали на плечи, не вдевая в рукава.
Основной покрой, приемы украшения, способы ношения одежды в Древней Руси не менялись столетиями и были, как свидетельствуют

Слайд 3Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном

его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской одежды внизу, как и мужской, могла доходить до 6 м. Линия проймы была прямая, рукав не имел оката и мог по-разному оформляться внизу в различных видах одежды.

Женская одежда

Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт

Слайд 4Два основных вида русского женского костюма —
сарафанный (северный) и понёвный (южный)

комплексы:
Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

Слайд 5Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся

спереди от верха до подола.
Приволока — безрукавная накидка.
Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
Летник — старинная верхняя женская одежда.
Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.Приволока — безрукавная

Слайд 6Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без

рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и

Слайд 7Нижней одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по

горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью .

Женская одежда

Нижней одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх

Слайд 8Наряду с сарафанами в женском костюме Московской Руси продолжали носить старинные

запону, нагрудник, поневу, передник..

Женская одежда

Наряду с сарафанами в женском костюме Московской Руси продолжали носить старинные запону, нагрудник, поневу, передник..Женская одежда

Слайд 9Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан,

держалась на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху имела фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки.
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках. Полочки душегреи

Слайд 10Красно узорное ткачество, кумач, а в более позднее время красно узорный

ситец создавали яркий мажорный колорит костюма. Скрытая передником клетчатая понёва просматривалась лишь сзади, и именно сзади ее особенно украшали вышивкой, аппликациями,«мохрами». В этом содержался особый смысл. По характеру у крашения понёвы крестьянку узнавали еще издали: из какой деревни, губернии, своя ли, чужая?
Красно узорное ткачество, кумач, а в более позднее время красно узорный ситец создавали яркий мажорный колорит костюма.

Слайд 11Сарафан - платье без рукавов или высокая юбка на лямках. Его

носили вместе с рубахой, поясом, передником с конца XVII века, хотя термин «сарафан» известен значительно раньше, он упоминается в письменных документах XVI -XVII веков, иногда и как мужская одежда. Сарафан носили не только в деревнях, по и в городах - купчихи, мещанки и представительницы других групп населения, не порвавших со старинными обычаями и традициями, стойко сопротивлявшихся проникновению западноевропейской моды.
Сарафан - платье без рукавов или высокая юбка на лямках. Его носили вместе с рубахой, поясом, передником

Слайд 12Сарафаны из китайки и кумача без украшений являлись повседневной одеждой женщин

- жительниц северных и центральных губерний России. Постепенно сарафан стал проникать и в южные губернии России, вытеснив оттуда понёву. Однотонный - как правило, черный - шерстяной сарафан из домотканой материи носили девушки в Воронежской губернии.
Сарафаны из китайки и кумача без украшений являлись повседневной одеждой женщин - жительниц северных и центральных губерний

Слайд 13Наряду с синим сарафаном широко бытовал в XIX веке и красный.

Считалось, что красный сарафан должен быть непременно свадебным (такую ассоциацию вызывают слова народной песни «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...»). Невеста в день свадьбы могла надеть красный сарафан ,но это не было правилом. Красные сарафаны конца XVIII – начала XIX века шили распашными, с боковыми клиньями. Складки по бокам испине, образованные за счет кроя, никогда не мялись. С изнанки сарафан был подложен на подкладку из более дешевой ткани - подкладка-то и «держит» форму сарафана.
Наряду с синим сарафаном широко бытовал в XIX веке и красный. Считалось, что красный сарафан должен быть

Слайд 14Сочетание нитей в клетке также составляло локальную особенность. У каждой крестьянки

в сундуке было по нескольку понёв, украшенных в соответствии с круглогодичными и местными праздниками. На каждый день - попёва-"простушка", в воскресные дни – расшитаяпо богаче: гарусом, бисером, полоской кумача, золотного мишурного галуна. Поневу носили только замужние женщины, девушки до замужества могли ходить в одних нарядных рубахах, подпоясанных узеньким пояском, концы которого украшались по-разному.
Сочетание нитей в клетке также составляло локальную особенность. У каждой крестьянки в сундуке было по нескольку понёв,

Слайд 15Женская одежда
Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник —

глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани
Женская одеждаВерхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник — глухая одежда прямого покроя, расширенная за

Слайд 16Внизу их украшали вошвами — треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом,

металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь .
Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица. Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.
Внизу их украшали вошвами — треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы

Слайд 17Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:
Кичка

(кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две

Головной убор

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.Сорока —

Слайд 18Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным

центром костюма. Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с подвесками — рясы вдоль щек, поднизь — на лоб. В косу девушки вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные украшенные накосники в конце косы.

Головной убор

Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма. Чело кичное и венец

Слайд 19У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника

и состоящий из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол — «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани. Кику могли носить под убрусом или сверху него.
У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла — «сороки»

Слайд 20Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой

передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани . В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем. Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц.

Головной убор

Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли

Слайд 21Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя

белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц.
Немецкий историк и путешественник Олеарий в своем «Описании путешествия в Московию» рассказывает, что боярыня Черкесская отказалась белиться и румяниться, так как имела очень красивый естественный цвет лица. Жены других бояр были возмущены этим и уговаривали ее не пренебрегать народными обычаями.
Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей

Слайд 22Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как

выражение их сословной принадлежности и имущественного положения. Форма деталей и манера ношения этих видов кафтана подчеркивали полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду. Дорогую шелковую или бархатную ферязь длиной до пола на подкладке из дорогого меха надевали только на правый рукав, собирая его длину многочисленными сборками. Левый рукав свисал до самого пола .

Мужская одежда

Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного

Слайд 23В комплекс мужской одежды входили рубаха и порты, поверх которых надевались


зипун, однорядка, охабень, шуба.

Мужская одежда

В комплекс мужской одежды входили рубаха и порты, поверх которых надевались зипун, однорядка, охабень, шуба.Мужская одежда

Слайд 25Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой

встык . Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Мужская одежда

Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык . Длина его была от середины коленей

Слайд 26Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным

решением. Некоторые кафтаны были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии . Другие были прилегающего силуэта с отрезной линией талии, с широкой сборчатой нижней частью . Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток.
Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны были прямого, расширенного

Слайд 27Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие узорчатые ткани, отделку петлицами на

груди и по боковым разрезам; металлические, деревянные, плетеные из шнура и жемчужные пуговицы  высокий богато расшитый воротник-козырь, окантовку борта, горловины, низа изделия и низа рукавов разноцветной с золотом и серебром тесьмой или галуном.
Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие узорчатые ткани, отделку петлицами на груди и по боковым разрезам; металлические,

Слайд 29Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного

книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником (рис. 3). Верх шубы обычно покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчины

Мужская одежда

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами

Слайд 30Мужская одежда
Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели

прорез для продевания рук, при этом оставшаяся нижняя часть рукавов свободно свисали. В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все. Однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства.
Мужская одеждаШубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорез для продевания рук, при этом

Слайд 31Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь

была без каблуков, затем появляется высокий каблук. У мужчин были лапти и сапоги.

обувь

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий

Слайд 32Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали

лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.
Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

обувь

Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей.

Слайд 33XVII век в русском искусстве - эпоха расцвета золотных ремесел. Золотных

дел мастера, ювелиры, золотошвеи создали прекрасные произведения, отличающиеся декоративностью и высокой техникой исполнения. Памятники шитья XVII века демонстрируют богатство орнаментальных форм и композиций, безукоризненное мастерство выполнения узоров.
XVII век в русском искусстве - эпоха расцвета золотных ремесел. Золотных дел мастера, ювелиры, золотошвеи создали прекрасные

Слайд 34Большое впечатление на русских золотошвеи производили узоры иноземных тканей, широко бытовавших

в России в XVI - XVII веках. Тюльпаны,«опахала», решетки, гвоздики и плоды переносили с восточных и западных тканей и органично включали в строй русского травного орнамента. Этот орнамент мы встречаем и на других предметах русской старины - рукописях, в резьбе и росписи по дереву, в набивных узорах русских тканей - «набойках».
Большое впечатление на русских золотошвеи производили узоры иноземных тканей, широко бытовавших в России в XVI - XVII

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть