Презентация, доклад по истории России. Золотая Хохлома.

Содержание

Хохлома́— старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода

Слайд 1Золотая Хохлома


Золотая Хохлома

Слайд 4
Хохлома́

старинный русский народный промысел,

родившийся в XVII веке в округе

Нижнего Новгорода
Хохлома́— старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода

Слайд 5Хохлома -
декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и

золотым цветом по чёрному фону
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок
После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности
Хохлома - декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону На

Слайд 6Традиционные элементы хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы

и ветки Нередко встречаются птицы, рыбы и звери
Традиционные элементы хохломы —  красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки  Нередко встречаются

Слайд 9Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу

Волги, в деревнях Хохлома
(откуда и появилось название росписи),
Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи
В настоящее время родиной хохломы считается поселок
Ковернино в Нижегородской области
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и

Слайд 10Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи
Производство хохломской посуды долгое время

сдерживалось дороговизной привозимого олова
Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик
В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь.
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписиПроизводство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова Обеспечить оловом

Слайд 11Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также

способствовало развитию промысла:
груженные «щепным» товаром, суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии
Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию
Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг.
Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла:груженные «щепным» товаром, суда

Слайд 12Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи

Был замечательный иконописец Андрей

Лоскут
Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи Был замечательный иконописец Андрей Лоскут Бежал он из столицы, недовольный

Слайд 13Центры Хохломы
В настоящее время у хохломской росписи два центра —
город

Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д.Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д.Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел")
Центры ХохломыВ настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись»

Слайд 16Николай Александрович ГУЩИН
Хохломская роспись

Николай Александрович ГУЩИН Хохломская роспись

Слайд 22Технология
Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева
Затем

мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму
Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки

ТехнологияСначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева Затем мастер встает за токарный станок, снимает

Слайд 23Изготовление «белья»

Изготовление «белья»

Слайд 24После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её

называют мастера

После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла)
Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера После грунтовки изделие 7-8

Слайд 25Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого

порошка Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка   Выполняют его также

Слайд 26Лужение и художественная роспись

Лужение и художественная роспись

Слайд 27Выделяют роспись «верховую»
(когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль

— основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и
«под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым).
Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее

Слайд 30Виды орнаментов
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура —

квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами
«травка» — узор из крупных и мелких травинок
«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне
Виды орнаментов«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой,

Слайд 31Орнамент «пряник» в хохломской росписи

Орнамент «пряник» в хохломской росписи

Слайд 32Орнамент «травка» в хохломской росписи

Орнамент «травка» в хохломской росписи

Слайд 33Орнамент «кудрина» в хохломской росписи

Орнамент «кудрина»  в хохломской росписи

Слайд 36Используют мастера и упрощённые орнаменты
Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным

из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Используют мастера и упрощённые орнаменты Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом

Слайд 37Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком
(с промежуточной сушкой после

каждого слоя) и,
наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета
Так получается знаменитая «золотая хохлома»
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в

Слайд 38Музейно-туристический комплекс Золотая Хохлома

Музейно-туристический комплекс Золотая Хохлома

Слайд 39Хохлома
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты

волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
ХохломаХохлома ты моя золотая,Твой характер цветист без прикрас,Над Россией жар-птицей взлетая,Ты волнуешь придирчивый взгляд.Чтоб светлели суровые лица,Украшай

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть