Слайд 3Для выбора нажмите на нужную ссылку
Слайд 4Для выбора нажмите на нужную ссылку
Слайд 5Лжедмитрия 1
Смута стала суровым испытанием и для церкви.
Часть священнослужителей во
главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство.
Патриарх Игнатий
Лжедмитрий 1
Слайд 6Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную
утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники.
В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Слайд 7Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную
утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники.
В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Слайд 8После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит
Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
митрополит Филарет
Слайд 9В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах,
переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Слайд 11В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы.
Было введено:
Слайд 12Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную
власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Слайд 13Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он
перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
Слайд 14Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор.
На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Слайд 15Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум.
С юных лет посвятив себя
церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Слайд 16Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих
идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Слайд 17Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее
положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Слайд 18Патриа́рх
Патриа́рх (др.-греч. Πατριάρχης; от πατήρ — отец; ἀρχή — господство, начало,
власть) — старейшина рода, глава и основоположник чего-либо.
Высший иерарх некоторых христианских церквей.
Слайд 19Старообря́дчество
Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле
русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.
Слайд 20Протопо́п
Протопо́п (от др.-греч. πρῶτος — «первый» + церк.-слав. попъ —
«священник») — высший сан белого духовенства, существовавший в Русской православной церкви с XVI до начала XIX века.
Изначально протопоп — это глава протопопии, то есть благочиннического округа. Так как епархий в Русской церкви было традиционно мало, то площадь области, которой управлял протопоп, могла быть больше, чем у современной епархии.
Слайд 21Раско́л Ру́сской це́ркви
Раско́л Ру́сской це́ркви — церковный раскол в 1650-х
— 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими
Слайд 22Реформа
Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не
затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ
Слайд 23Патриа́рх Ни́кон
(мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 [17] мая 1605,
село Вельдеманово — 17 [27] августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший официальный титул «патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года с титулом «Великого Государя».
Слайд 24Протопоп Аввакум
Авва́кум Петро́в или Аввакýм Петро́вич[1] (25 ноября (5 декабря) 1620,
Григорово, Нижегородский уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозерск) — видный русский церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп, автор многочисленных полемических сочинений.
Слайд 25Царь Алексей Михайлович
Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший[1] (9 (19) марта 1629[2] — 29
января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — (29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.