Слайд 1Социально-экономическое развитие России в XVII веке
Урок истории в 7 классе
по
учебнику Андреева И. Л., Фёдорова И. Н.
Учитель высшей категории Дунаева Л. Н.
Слайд 2
«Одним взглядом можно увидеть здесь: в одном месте – дорогие меха
разного рода; в другом – колокола, топоры, подсвечники и иные металлические изделия; в третьем – ножи, рукавицы, чулки, ковры, завесы и разные ткани. Особый ряд занимает масло, сало и ветчина; особый – свечи и воск; особый, наконец, - разные изделия из дерева».
Я. Рейтенфельс. XVII в.
Слайд 3
? Что возродило Россию после Смутного времени – войны или развитие
ремесла, торговли, освоения новых земель?
1632 1635 1639
Слайд 4
Засечная черта
Мануфактура
Ярмарка
Всероссийский рынок
Андрей Виниус
Слайд 5
1. Территория и население.
Современники
Историки
«смутный», «бунташный»
«богатырский», «великого устроения», «Великого раскола»
XVII
век
Слайд 61. Территория и население.
Запад
Война с Речью Посполитой
Вхождение Левобережной Украины
Восток
Русские
землепроходцы достигли побережья Тихого океана
ПУШНИНА
Юг
Засечные черты от крымского хана
1635 г. - Белгородская
РОССИЯ
Слайд 71. Территория и население.
ЭКСТЕНСИВНЫЙ
за счёт привлечения в оборот новых земель и
ресурсов
ИНТЕНСИВНЫЙ
за счёт рационального использования имеющихся богатств
Пути развития хозяйства
Слайд 8
1. Территория и население.
1. Сравните процессы расширения государства на юге, востоке
и западе?
2. Что такое экстенсивный путь развития хозяйства?
Слайд 9
2. «Куда соха ходила».
Работа с текстом учебника
Составьте план пункта 2
«Куда соха ходила»
1. Крестьяне – большинство населения.
2. Восстановление хозяйства после Смуты:
а) распашка пустошей;
б) возделываемые культуры.
3. Скотоводство.
4. Промыслы.
Слайд 102. «Куда соха ходила».
1. Чем можно объяснить быстрый рост хозяйства после
Смуты?
2. Почему скотоводство в некоторых районах становилось главным направлением деятельности?
Слайд 113. Ремесленное производство и появление мануфактур.
Слайд 123. Ремесленное производство и появление мануфактур.
Мануфактура - ….
Частновладельческие
Мануфактуры
Государственные (казённые)
Слайд 133. Ремесленное производство и появление мануфактур.
Какую роль в хозяйстве России играло
ремесло?
Почему первые мануфактуры были тесно связаны с казной?
Слайд 14
4. Ярмарки.
Работа с текстом учебника
Составьте план ответа на вопрос «Складывание
всероссийского рынка»
1. Ярмарки всероссийского значения.
2. Роль Москвы в экономике страны:
а) ремёсла;
б) Московский торг.
3. Роль Архангельска в торговле с Европой:
а) Московская торговая компания;
б) 1649 год в истории англо-русской торговли.
4. Формирование всероссийского рынка.
Слайд 15
На основе текста документа составьте таблицу
«Формирование всероссийского рынка»
Слайд 17
4. Ярмарки.
1. Представители каких социальных групп входили в состав войска И. Болотникова?
Почему они поддержали восстание?
2. Как В. Шуйский расправился с И. Болотниковым? Дайте оценку действиям В. Шуйского.
Слайд 18
! Работа с источником
1. Как можно охарактеризовать поступки
представителей знатных семей, которые служили «обоим правительствам»?
2. Можно ли действия «перелётов» объяснить только политическими интересами?
Слайд 19
Прочитайте эпиграф (с. 92) и ответьте на вопросы.
«И мы уже,
бедные, все православные
крестьяне отчаялись, ни заступающего,
ни помогающего не было, ни делом,
ни словом. И Господь на нас ещё
не до конца прогневался… святейший
патриарх Гермоген Московский и всея Руси…
призвав всех православных крестьян,
за православную веру всем велел
стояти и померети».
Послание ярославцев в Казань во время сбора первого ополчения
1) Почему народ в годы Смуты чувствовал себя обездоленным, брошенным?
2) Что спасло народ от отчаяния в самые тяжёлые годы Смуты?
3) По силам ли патриотам Первого ополчения был призыв патриарха Гермогена?
Слайд 20Рассмотрите иллюстрацию (с. 98), выполните задание и ответьте на вопрос
1) Какие
детали картины свидетельствуют о мужестве патриарха Гермогена?
2) Какова роль Гермогена в борьбе с поляками?
3) Предположите, откликнулся бы народ на призывы «тушинского патриарха» Филарета?
4) Почему поляки из московского гарнизона так боялись патриарха Гермогена, вооружённого только верой и искусством слова?
Слайд 21Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
1) появление Лжедмитрия
II и селе Тушино.
2) начало деятельности Первого ополчения.
3) свержение Василия Шуйского.
4) вторжение войск Речи Посполитой в Россию.
5) начало восстания Болотникова.
1512 1550 1551 1556
Слайд 22
? Главный вопрос урока
Народ в годы Смуты спасал государство или разрушал
его?
А. Народ в годы Смуты безмолвствовал и бездействовал, и только осознав истинную угрозу, он стал думать о спасении страны и пошёл за лидерами народного ополчений.
Б. Часть народа восстала против государства и начала активно сотрудничать с его врагами, чтобы вернуть себе свободу, утраченную в XVI в.
В. Народ спас государство от разрушений, сплотившись перед лицом внутренних и внешних опасностей, все антигосударственные силы были одновременно и антинародными.
Слайд 23Домашнее задание
§ 13, рубрика «Вопросы и задания».
Выполнить задания в рабочей тетради.
Дополнительное задание: подготовить сообщение об Иване Сусанине, Михаиле Романове.
Выбрать на с. 111 тему проекта!!!