Слайд 1Русская культура в XVI веке.
Расцвет культуры Московского царства.
Слайд 2Цель
Показать, что к концу XVI века сложилась культура великорусской народности, закрепившая
соответствующий этнический процесс.
Слайд 3План лекции
Факторы, влиявшие на формирование культуры
Фольклор
Просвещение и накопление научных знаний
Общественно –
политическая мысль и литература
Живопись
Пение и музыка
Быт
Слайд 4Факторы, влиявшие на формирование культуры
На рубеже XV- XVI вв. почти одновременно
с Англией, Францией, Испанией образованием единого государства завершился процесс объединения русских земель.
В отличие от мононациональных государств Западной Европы Российское государство изначально формировалось как многонациональное;
Процесс объединения на Руси опирался в основном на военную мощь московских князей.
Слайд 5Недостаток экономической объединяющей силы, как на Западе – зарождающаяся буржуазия процветающих
городов, в России с лихвой восполнило государство.
Слайд 6Все это породило не только специфическую форму самодержавия, но и особую
социально- психологическую атмосферу , присущую России XVI и последующих столетий.
Формирующаяся общерусская культура была подчинена задачам служения «государеву делу».
Заботой о Российском государстве проникнуты общественная мысль и литература, государственным задачам подчинено зодчество, живопись XVI в.
Слайд 7После двух с половиной веков изоляции культура молодого Российского государства вошла
в соприкосновение с ренессансной культурой Запада, что стало важным условием преодоления известной культурной отсталости России.
Слайд 8Фольклор
Осовремененный былинный эпос киевского периода
Исторические песни
Народные баллады
Главная тема устного народного творчества
– борьба за независимость.
В связи с этим осовременивался героический былинный эпос киевского периода.
Этой же теме посвящены исторические песни, ставшие в XVI в. наиболее распространенным жанром фольклора.
Песни откликались на важнейшие события и исторические явления, оставившие глубокий след в народном сознании.
Слайд 9Например, политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических
песен («Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного» и др.)
Параллельно и в тесной связи с исторической песней развивался более молодой жанр – народная баллада ( повествовательная песня драматического характера).
Сюжеты некоторых баллад имеют весьма древнее происхождение , в них проступают черты славянского язычества («Княгиня и змей», «Беглый княжич»).
Большинство лишено архаики и обращено к современности («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова» и др.)
Слайд 10Просвещение и накопление научных знаний
1563 –открыта первая типография на средства казны
Страницы
первой (1564) печатной книги в России «Апостол» -создатели: Иван Федоров, Петр Мстиславец
Интенсивное экономическое развитие в конце XV – XVI вв., рост государственного аппарата, обеспокоенность церкви нарастанием рационалистических и еретических идей в обществе, особенно в крупных городах, требовали повышения грамотности населения.
Недаром в решениях Стоглавого церковного собора 1551 г. Говорилось: «…по всем градам … учинить в домех училища, чтобы все православные христиане передавали священникам и дьяконам своих детей на учение книжной грамоте». Однако, школ по прежнему не хватало.
Слайд 11Как и столетия назад, основным видом учебного заведения оставались частные школы
грамоты, открывавшиеся в городских и сельских приходах, при монастырях, учителями чаще всего выступали лица духовного звания.
Обучение сводилось к усвоению элементарной грамоты.
В школах более высокого типа изучали арифметику, грамматику, Закон Божий и другие предметы.
Специальных учебных пособий не существовало, обучение велось с помощью рукописных «Псалтыри» (одна из книг Библии), «Часослова» (православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения , в том числе служб, называемых «часами»).
В конце XV- XVI в. В связи с ростом производства и общим культурным подъемом происходило дальнейшее накопление знаний в различных отраслях науки и техники, но знание носило прикладной характер.
Слайд 12Учебные пособия по арифметике и геометрии для писцов, занимавшихся измерениями земельных
площадей, свидетельствуют о развитии математики. Наиболее древним, из дошедших до нас, русских учебников геометрии является руководство писцам 1556 г.
Математические расчеты, связанные с измерением земель различной конфигурации, содержится в известном сочинении «Благохотящим царем правительница и землемерие» священника Ермолая –Еразма.
Далеко вперед шагнули географические знания, особенно в третьей четверти столетия. Получила развитие русская картография.
Значительных успехов достигло историческое знание. Укреплявшаяся государственность нуждалась в исторической литературе, которая могла способствовать ликвидации пережитков удельной старины, укреплению самодержавия, упрочению его союза с церковью («Четьи -Минеи», «Лицевой (т.е. иллюстрированный) Никоновский общерусский летописный свод», «Степенная книга»). Подобная литература тесно соприкасалась с публицистикой.
Слайд 13Общественно – политическая мысль и литература
Конец XV в. стал переломным в
истории общественной мысли и публицистики: в это время было положено начало тем спорам об обрядах и букве, которые в XVII столетии приведут к Расколу; появились признаки религиозного свободомыслия, попытки рационалистической критики основных догматов православия;
важнейшим вопросом общественно – политической мысли сделался вопрос о месте церкви в государстве.
Одним из самых ярких проявлений умственной жизни средневековья в Европе являлись ереси.
Коронация
Ивана Грозного
Слайд 14В России идеи еретиков конца XV в. нашли свое продолжение в
идеях «нестяжателей» - идео-логов русского исихазма Нила Сорского и Вассиана Патрикеева.
Они высказывались за реформу монастырей для поднятия авто-ритета, призывали монахов к аскетизму.
Идеи встретили резкое непри-ятие высших иерархов церкви, чье консолидированное мнение выра-зил игумен Волоцкого монастыря Иосиф(«иосифляне»)
Слайд 15Он оправдывал наличие у церкви материальных богатств, изображая их как «убежище
для бедных и разоренных крестьян».
Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, согласно которой власть великого князя имеет божественное происхождение, что не только укрепило ее авторитет, но и усилило роль церкви в государстве.
Нестяжатели были осуждены как еретики соборами 1503, 1531 г.
Слайд 16В 1518 г. В Россию для исправления богослужебных книг был приглашен
грек Михаил Триволис (в монашестве – Максим, прозванный на Руси Греком.
Максим Грек был одним из образован-нейших людей своего времени. Российская действительность, а точнее реальная жизнь русской церкви неприятно поразила его во-пиющим несоответствием проповедуемым ей идеалам.
И тогда со страниц его собственных произ-ведений зазвучал голос публициста, обли-чавшего обман, подлог, ростовщичество церковников.
Дух произведений Максима Грека близок главным идеалам проповедника нестяжа-тельства монаха Кирилло –Белозерского монастыря Вассиана Патрикеева.
Максим Грек
(ок. 1475 -1556)
поставление
св.Макария
на митрополичью кафедру
Слайд 17Однако светская власть уже пошла на союз с иосифлянами, выдвинувшими идею
о ее божественном происхождении.
В 1531 г. По приказу митрополита Даниила Максим Грек был арестован, обвинен в ереси и в государственной измене и осужден на пожизненное заключение, прерванное только после смерти Василия III в 1533 г.
Неразвитость социально – экономических отношений, отсутствие широкой социальной базы для реформационного движения предопределили поражение еретиков и укрепление позиций церкви.
Это отразилось на развитии русской культуры XVI в., оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований.
Слайд 18Многообразие общественных идей, выражавших устремление различных слоев в новых социально –
политических условиях, отразилось в светской публицистике.
В оформлении теории феодальной монархии принимали участие предста-вители духовенства(теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея, выступив-шего с тезисом о богоизбранном царстве и обоснованием не только мирового значения Русского государства, но и в еще большей степени исключительного значения РПЦ);
дворяне (челобитные И.С.Пересветова, содержащие программу строительства дворянского государства во главе с самодержцем).
Слайд 19Представители княжеско – боярской аристократии(переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским
демонстрирует диаметрально противоположные взгляды на государственную власть венценосного апологета самодержавия и представителя княжеско – боярской оппозиции, убежденного сторонника сословно – представительной монархии).
Это политические концепции отражали основные тенденции в развитии российской государственности, сложившиеся в XVI в.
К публицистике тематически и идейно примыкает историческая литература, проникнутая идеей самодержавия, усиления его союза с церковью.
Слайд 20Никоновский
летописный
свод
Так, Никоновская летопись, по замыслу ее составителей(в число редакторов
входил Иван IV), должна была показать историю Московского царства, как историю мировой державы, а Ивана IV – достойным преемником римских и византийских императоров.
В «Степенной книге» история государственности сплетается с историей РПЦ, а главным делом государственной власти представали защита и укрепление Православия.
Слайд 21В XVI в. Появился новый жанр литературы – остро-сюжетная повесть («Повесть
о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле», нач. XVI в.)
Даже в этом жанре заметно влияние общественно – политических идей. Кроме занимательности сюжета успеху повести способствовало и то, что ее героем был купеческий сын.
С ростом товарно – денежных отношений торговый люд занимал заметное положение в феодальном обществе; обладая относительно высоким уровнем грамотности, он нуждался в своей литературе и она появилась.
Слайд 22Зодчество
На рубеже XV -XVI столетия начался новый этап в развитии каменного
зодчества.
С превращением Москвы в столицу независимого единого государства , с формированием представления о ней как об оплопте православия, связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства.
Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер.
Слайд 23В конце XV и. обветшавшие стены белокаменного кремля Дмитрия Донского заменил
на (1465 -1495, протяженность 2 км, 18 башен) красный кирпич инженер из Милана Пьетро Антонио Солари.
Слайд 24Стены
Китай-города
В 30-е гг.
XVI в. была возведена вторая линия укреплений
в Москве – стены Китай – города (мастер Петрок Малый)
Слайд 25Планировка Москвы ее сердца Кремля -послужила образцом планировки многих русских городов
XV – XVII вв.
В 1585 – 1593 гг. возведена третья стена – Белый город . Мастер – Федор Конь.
Слайд 26Замечательным итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в.
Явился построенный
Ф. Конем, Смоленский кремль, за изумительную красоту свою названный «ожерельем земли Русской».
Четким квадратом поднялись в 1492 г. Стены Иван-города.
Затем появились мощные башни на стенах Новгородского и Псковского кремлей.
В 1508- 1511 гг. с участием Петра Фрязина был построен каменный кремль Нижнего Новгорода.
В 1514 -1521 гг. построили кремль в Туле, в 1525 -1531 гг. – в Коломне.
Слайд 27В первой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в
каменное строительство элементов шатрового храма (столпообразного сооружения с невиданной ранее каменной архитектуре конструкцией верха в виде шатра)
Один из лучших шатровых храмов - церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 -1532 гг),построенная по приказу Василия III в честь рождения наследника престола, будущего Ивана IV.
Это поистине русская, народная во всех формах постройка, недаром церковь в XVIIв. пыталась воспрепятствовать распространению шатрового стиля как противоречащего древним канонам.
Слайд 28Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное
украшение центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (сер. XVI в.) также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества.
Церковь зачатия Анны в Москве (сер. XVI в.) так же свидетельствует о воздействии деревянного зодчества.
Слайд 29Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 -1561гг. в память
о взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова «что на рву».
Архитектурный ансамбль церкви состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты, в которых отразились казанские события.
Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые «белым железом»,и цветные майоликовые украшения центрального шатра.
Нарядные луковичные главы соборов появились в конце XVI в., а цветистая роспись – в XVII-XVIII вв.
Слайд 30Иностранцы отмечали, что храм «построен скорее как бы для украшения, чем
для молитвы». Светское начало превалирует над культовым.
Храм на Красной площади, по имени юродивого, жившего на его ступенях, получил второе название - собор Василия Блаженного.
интерьеры
собора
Слайд 31Опыт великолепных построек середины XVI в. оказывал воздействие на сооружение в
конце XVIв.
Зданий с разнообразием форм и объемов, сочетанием шатров, башен, куполов.
Очень пышным и декоративным был возведенный в конце столетия храм в селе Вязёмы.
Слайд 32Живопись
В начале XVI в. В древнерусской живописи ведущую роль играло «рублевское»
направление.
Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета , к легендарно-историчес-кому жанру, проявляли интерес к нацио-нальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т.п.).
Крупнейшим художником рублевского нап-равления на рубеже веков был Дионисий (30-40 –е гг. XV в. – около 1508 г.).
В отличие от Андрея Рублева он был мирянином, видимо, знатного происхождения.
Два его сына Владимир и Феодосий – тоже были художниками и работали вместе с отцом.
Слайд 33Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова
монастыря (1502).
Они дошли до нас в первозданном виде почти полностью.
Основной темой росписи Рождественского собора стал «Акафист» - цикл торжественных песнопений в честь Богоматери.
Слайд 34Черты стиля художника – идеально прекрасные пропорции, мягкий скругленный силуэт в
сочетании со светлым, но звучным колоритом, наконец, предельная слитность с архитектурой.
Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.
Слайд 35Одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества.
В постановлениях Стоглавого собора 1551
г. от иконописцев потребовали писать «како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев, а от своего замышления ничто же претворяти».
Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в 43-й главе Стоглава:
«подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празнослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную»
Слайд 36 Для иконописи XVI в. Характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических
идей. Так, икона –картина «Церковь - воинствующая»или «Благословенно воинство небесного царя» мало напоминает традиционный молельный образ. На ней изображено торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, переданное как апофеоз «воинства небесного царя».
Меняется и внешний облик иконы. Практически обязательной становится серебряный чеканный оклад.
Слайд 37Традиционная книжная миниатюра претерпела значительные изменения в связи с заменой пергамента
бумагой и введением книгопечатания.
В частности появилась гравюра на дереве – ксилография.
К числу лучших гравюр XVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге Ивана Федорова «Апостол» (1564).
Ученик и последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.
Слайд 38Пение и музыка
XVI столетие -особый этап в развитии церковной музыки. Впервые
появляется авторское творчество.
Это время связано с созданием нового вида большого знаменного распева(более украшенного, исполняемого с большим дыханием).
В числе создателей первых авторских произведений прежде всего следует назвать новгородских распевщиков Савву и Василия (в иночестве - Варлаам)
Слайд 39Сам царь Иван Грозный не был чужд сочинительства, известны его песнопения
в честь московских святынь – икон «Владимирская Богоматерь», и «Митрополит Петр».
Одна из главных особенностей музыки – ее многораспевность (один текст распевался множеством различных распевов: путевой, деместовый (особенно пышный), большой знаменный).
В Москве появились два хора: Патриарших певчих дьяков и Государевых певчих дьяков.
Слайд 40В XVI в. Сложилась культура великорусской народности, завершившая соответству-ющий этнический процесс.
Именно с XVI в. началась культура русского народа в собственном смысле слова (так же как и культура украинского и белорусского народов).
Многообразные новые явления, характеризующие культурное развитие России в следующем столетии были подготовлены историко-культурным процессом конца XV- XVIвв.
Слайд 41Домашнее задание
1.История России с древнейших времен до конца XVII века.
Н.И.Павленко, И.Л.Андреев
Параграф - 23, или
История России. 10 класс. Параграф – 25
О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин.
2.Повторить гл. IV ( или параграфы 20- 26) к историческому диктанту по эпохе Ивана Грозного.
Иван Грозный,
парсуна