Слайд 41. Политика новой власти в области образования и науки.
Среди врагов социалистической
революции В. И. Ленин называл неграмотность.
ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г.
В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска... 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
Слайд 112. Власть и интеллигенция.
апрель 1918 г. - Ленин подписал декрет «О
снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».
Памятник А. Радищеву, Петроград , 1918г., скульптор Л.В. Шервуд
Слайд 123. Отношение новой власти к Русской православной церкви.
В декабре 1917 г.
был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения, а также декрет о гражданском браке, в котором церковный брак объявлялся частным делом граждан.
В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения.
Александро-Невская лавра.
Слайд 133. Отношение новой власти к Русской православной церкви.
ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА
ТИХОНА. 19 ЯНВАРЯ 1918 г.
Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское...
Властию, данной нам от Бога... анафематствуем вас... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение...
Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.
Слайд 174. Повседневная жизнь.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. Д. ВРАНГЕЛЬ
В 7 часов утра бежала
в чайную за кипятком. Напившись ржаного кофе без сахара, конечно, и без молока с кусочком ужасного чёрного хлеба, мчалась на службу, в стужу и непогоду, в разных башмаках, без чулок, ноги обматывала тряпкой... Питалась я в общественной столовой... ела тёмную бурду с нечищеной гнилой картофелью, сухую, как камень, воблу или селёдку, иногда табачного вида чечевицу или прежуткую пшеничную бурду, хлеба 1 фунт в день, ужасного, из опилок, высевок, дуранды и только 15 процентов ржаной муки.
Что за сцены потрясающие видела я в этой столовой — до сих пор они стоят у меня перед глазами! Сидя за крашеными чёрными столами, липкими от грязи, все ели эту тошнотворную отраву из оловянной чашки оловянными ложками. С улицы прибегали в лохмотьях синие от холода, ещё более голодные женщины и дети. Они облипали наш стол и, глядя помертвелыми, белыми глазами жадно вам в рот, шептали: «Тётенька, тётенька, оставьте ложечку», и только вы отодвигали тарелку, они, как шакалы, набрасывались на неё, вырывая друг у друга, и вылизывали её дочиста.
В 5 часов я возвращалась домой, убирала комнаты, топила печь, зимой через два дня, варила на дымящей печурке, выедавшей глаза, ежедневно на ужин один и тот же картофель (стоил в то время один фунт — 6 штук — 250 руб.), ела с солью, а в дни кутежа с редькой и луком.
Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?