Слайд 1Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в XIII
– XV вв.
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга
Груздева Марина Борисовна
Слайд 2В 1237 -1240 гг. на русские земли, «посекая людей как траву»,
вторглись монгольские полчища. Основной удар кочевников пришелся по городам. По свидетельствам археологов, из 74 русских городов XII – XIII вв. 49 были разрушены нашествием Батыя.
Слайд 3
Население русских земель резко сократилось. Утрачены многие произведения зодчества, живописи и
письменности, исчезли некоторые ремесла. Распалось единое историческое и культурное пространство.
Слайд 4Тяжким испытанием для русских людей стало насильственное подчинение народности, чужой культуре,
а после принятия Золотой ордой ислама в качестве официальной религии в начале XIV в. – и по вере. Русь стойко переносила катастрофические события, опираясь на свое культурное наследие. Понеся значительный урон, русская культура выжила, собрала силы и на первую решающую победу над завоевателями на Куликовом поле в 1380 г. ответила стремительным взлётом новых идей и открытий.
Слайд 5Вторжение золотоордынцев русские люди сочли вселенской катастрофой, вмешательством божественных сил. «Из-за
грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные … о которых никто точно не знает, кто они, откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени. И называют их татарами», - горестно свидетельствовала Тверская летопись.
Слайд 6Москва – новый культурный центр
Следствием нашествия Батыя стало замедление историко-культурного развития
русских земель.
Орда возложила на население тяжелую дань.
Под влиянием Орды князья привыкали использовать насилие и коварство в политике. Более жестокой стала система наказаний: были введены пытки и смертная казнь. Произошло огрубление нравов, варваризация культуры.
Слайд 7
Однако катастрофические события, связанные с ордынским нашествием, не смогли полностью остановить
ход историко-культурного развития. Молодой и способный народ стойко вынес все испытания. Каждая из крупных земель вела борьбу за право стать новым центром Руси вместо Киева и Владимира, потерявших былое могущество. Более всего преуспевали Московское и Тверское княжества, которые начали соперничать между собой.
Слайд 8Они оба находились в благоприятных географических условиях: в лесной, малодоступной для
конницы кочевников местности по их территории проходили удобные речные и сухопутные торговые пути.
Слайд 9Тверь и Москва стали центрами, вокруг которых началось «собирание» Руси. Однако
в 1327 г., в отместку за восстание против ордынских притеснений, Тверь была разгромлена при участии московского князя Ивана Калиты.
Слайд 10Возвышение Москвы началось тогда, когда уже произошло обособление различных частей древнерусских
земель. Западная и Юго-Западная Русь с XIV в. оказалась под влиянием литовских и польских князей и стала называться Малороссией или Малой Русью.
Деревянный Кремль Ивана Калиты.
Худ. А. Васнецов.
Слайд 11Одновременно шел процесс превращения Москвы в духовный центр. В начале XIV
вв. Москву по приглашению князя Ивана Даниловича из Владимира часто приезжал митрополит всея Руси Петр. Здесь он умер и был похоронен в Успенском соборе Кремля.
При поддержке Русской православной церкви Москва стала рассматриваться как духовная преемница Киева и Владимира.
Успенский собор
Московского Кремля
времен Ивана Калиты
Слайд 12Объединительные и освободительные мотивы в русской культуре
B 1380 г. на Куликовом
поле под руководством московского князя Дмитрия Ивановича была одержана великая победа, оказавшая большое влияние на ход истории и направление культурного творчества.
После победы на Куликовом поле Москва предстала в глазах русских людей как объединяющий центр Русской земли, а московские князья — как ее защитники.
Слайд 13В культуре XIV—XV вв. ведущей темой была тема единения. Главными идеями
стали борьба с игом, единство Русской земли. Свидетельством роста национального самосознания стало обращение к культуре Киевской Руси.
Новую жизнь получили старинные былины киевского и новгородского цикла. Д.С.Лихачев отметил, что объединение русского былинного эпоса в единый киевский цикл происходило на рубеже XIV—XV вв. Знаменитые герои былинного эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — стали символами патриотизма и борьбы за национальную независимость.
Слайд 15Борьба против ордынского ига определяла тематику таких жанров устного народного творчества,
как историческая песня и историческая баллада, которые часто являлись непосредственным откликом на происходящие события.
В самой известной исторической песне XIV в. «Щелкан Дудентевич», посвященной восстанию в Твери против ордынского баскака, главная тема — страдание русского народа.
В XIV в. обращение к культурному наследию Киевской Руси стало яркой демонстрацией идеи национальной независимости и национального единства.
Слайд 16
И летописи, и литературные произведения после победы на Куликовом поле приобрели
черты публицистики. Их авторы страстно призывали к расплате за «поругание» Русской земли. «На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали и гремели громы великие. То ведь сошлись русские сыновья с погаными татарами за свою великую обиду». «И помиловал Бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество», — с торжеством повествовал автор «Задонщины» о победе московского князя Дмитрия Ивановича над «поганым Мамаем».
Слайд 17
С конца XIV в. стало интенсивно развиваться летописание, особенно московское. Это
время отмечено объединением местных летописей в грандиозные летописные своды.
В конце XIV в. появилась Лаврентьевская летопись, а в начале XV в. — Троицкая. Летописные своды были составлены в Твери, Новгороде, Пскове, Ростове.
.
Слайд 18Летописец Нестор
Развитие общерусского летописания сопровождалось появлением исторических сочинений по мировой истории.
Более всего известен «Елинский и Римский летописец» (новая редакция домонгольского источника). В середине XIV в. был создан «Русский хронограф». Появление литературы такого рода свидетельствовало о том, что Русь, надолго отторгнутая нашествием от Западной Европы, начинала заново осознавать себя в мировом историко-культурном процессе.
Страница из летописи
Слайд 19Домашнее задание
Какое влияние на русскую культуру оказало ордынское нашествие?
Как
воспринималось нашествие Батыя русским народом?
Что дало основание В.О.Ключевскому сказать о Москве, что это город, «с которым связаны религиозно-нравственные интересы всего православного русского народа»?