Презентация, доклад по истории России на тему Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в XIII – XV вв. (10 класс)

Содержание

В 1237 -1240 гг. на русские земли, «посекая людей как траву», вторглись монгольские полчища. Основной удар кочевников пришелся по городам. По свидетельствам археологов, из 74 русских городов XII – XIII вв. 49 были разрушены нашествием Батыя.

Слайд 1Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в XIII

– XV вв.

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга
Груздева Марина Борисовна

Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в XIII – XV вв.Учитель истории и обществознания

Слайд 2В 1237 -1240 гг. на русские земли, «посекая людей как траву»,

вторглись монгольские полчища. Основной удар кочевников пришелся по городам. По свидетельствам археологов, из 74 русских городов XII – XIII вв. 49 были разрушены нашествием Батыя.
В 1237 -1240 гг. на русские земли, «посекая людей как траву», вторглись монгольские полчища. Основной удар кочевников

Слайд 3
Население русских земель резко сократилось. Утрачены многие произведения зодчества, живописи и

письменности, исчезли некоторые ремесла. Распалось единое историческое и культурное пространство.
Население русских земель резко сократилось. Утрачены многие произведения зодчества, живописи и письменности, исчезли некоторые ремесла. Распалось единое

Слайд 4Тяжким испытанием для русских людей стало насильственное подчинение народности, чужой культуре,

а после принятия Золотой ордой ислама в качестве официальной религии в начале XIV в. – и по вере. Русь стойко переносила катастрофические события, опираясь на свое культурное наследие. Понеся значительный урон, русская культура выжила, собрала силы и на первую решающую победу над завоевателями на Куликовом поле в 1380 г. ответила стремительным взлётом новых идей и открытий.
Тяжким испытанием для русских людей стало насильственное подчинение народности, чужой культуре, а после принятия Золотой ордой ислама

Слайд 5Вторжение золотоордынцев русские люди сочли вселенской катастрофой, вмешательством божественных сил. «Из-за

грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные … о которых никто точно не знает, кто они, откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени. И называют их татарами», - горестно свидетельствовала Тверская летопись.
Вторжение золотоордынцев русские люди сочли вселенской катастрофой, вмешательством божественных сил. «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные

Слайд 6Москва – новый культурный центр
Следствием нашествия Батыя стало замедление историко-культурного развития

русских земель.
Орда возложила на население тяжелую дань.
Под влиянием Орды князья привыкали использовать насилие и коварство в политике. Более жестокой стала система наказаний: были введены пытки и смертная казнь. Произошло огрубление нравов, варваризация культуры.
Москва – новый культурный центрСледствием нашествия Батыя стало замедление историко-культурного развития русских земель.Орда возложила на население тяжелую

Слайд 7

Однако катастрофические события, связанные с ордынским нашествием, не смогли полностью остановить

ход историко-культурного развития. Молодой и способный народ стойко вынес все испытания. Каждая из крупных земель вела борьбу за право стать новым центром Руси вместо Киева и Владимира, потерявших былое могущество. Более всего преуспевали Московское и Тверское княжества, которые начали соперничать между собой.
Однако катастрофические события, связанные с ордынским нашествием, не смогли полностью остановить ход историко-культурного развития. Молодой и способный

Слайд 8Они оба находились в благоприятных географических условиях: в лесной, малодоступной для

конницы кочевников местности по их территории проходили удобные речные и сухопутные торговые пути.
Они оба находились в благоприятных географических условиях: в лесной, малодоступной для конницы кочевников местности по их территории

Слайд 9Тверь и Москва стали центрами, вокруг которых началось «собирание» Руси. Однако

в 1327 г., в отместку за восстание против ордынских притеснений, Тверь была разгромлена при участии московского князя Ивана Калиты.
Тверь и Москва стали центрами, вокруг которых началось «собирание» Руси. Однако в 1327 г., в отместку за

Слайд 10Возвышение Москвы началось тогда, когда уже произошло обособление различных частей древнерусских

земель. Западная и Юго-Западная Русь с XIV в. оказалась под влиянием литовских и польских князей и ста­ла называться Малороссией или Малой Русью.

Деревянный Кремль Ивана Калиты.
Худ. А. Васнецов.

Возвышение Москвы началось тогда, когда уже произошло обособление различных частей древнерусских земель. Западная и Юго-Западная Русь с

Слайд 11Одновременно шел процесс превращения Москвы в духовный центр. В начале XIV

вв. Москву по приглашению князя Ивана Даниловича из Владимира часто приезжал митрополит всея Руси Петр. Здесь он умер и был похоронен в Успенском соборе Кремля.
При поддержке Русской православной церкви Москва стала рассматриваться как духовная преемница Киева и Владимира.

Успенский собор
Московского Кремля времен Ивана Калиты

Одновременно шел процесс превращения Москвы в духовный центр. В начале XIV вв. Москву по приглашению князя Ивана

Слайд 12Объединительные и освободительные мотивы в русской культуре
B 1380 г. на Куликовом

поле под руководством московского князя Дмитрия Ивановича была одержана великая победа, оказавшая большое влияние на ход истории и направление культурного творчества.
После победы на Куликовом поле Москва предстала в глазах русских людей как объединяющий центр Русской земли, а москов­ские князья — как ее защитники.
Объединительные и освободительные мотивы в русской культуреB 1380 г. на Куликовом поле под руководством московского князя Дмитрия

Слайд 13В культуре XIV—XV вв. ведущей темой была тема единения. Главными идеями

стали борьба с игом, единство Русской земли. Свидетельством роста национального самосознания стало обращение к культуре Киевской Руси.
Новую жизнь получили старинные былины киевского и новгородского цикла. Д.С.Лихачев отметил, что объединение русского былинного эпоса в единый киевский цикл происходило на рубеже XIV—XV вв. Знаменитые герои былинного эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — стали символами патриотизма и борьбы за национальную независимость.
В культуре XIV—XV вв. ведущей темой была тема единения. Главными идеями стали борьба с игом, единство Русской

Слайд 15Борьба против ордынского ига определяла тематику таких жанров устного народного творчества,

как историческая песня и историческая баллада, которые часто являлись непосредственным откликом на происходящие события.
В самой известной исторической песне XIV в. «Щелкан Дудентевич», посвященной восстанию в Твери против ордынского баскака, главная тема — страдание русского народа.
В XIV в. обращение к культурному наследию Киевской Руси стало яркой демонстрацией идеи национальной независимости и национального единства.
Борьба против ордынского ига определяла тематику таких жанров устного народного творчества, как историческая песня и историческая баллада,

Слайд 16
И летописи, и литературные произведения после победы на Куликовом поле приобрели

черты публицистики. Их авторы страстно призывали к расплате за «поругание» Русской земли. «На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали и гремели громы великие. То ведь сошлись русские сыновья с погаными татарами за свою великую обиду». «И помиловал Бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество», — с торжеством повествовал автор «Задонщины» о победе московского князя Дмитрия Ивановича над «поганым Мамаем».
И летописи, и литературные произведения после победы на Куликовом поле приобрели черты публицистики. Их авторы страстно призывали

Слайд 17
С конца XIV в. стало интенсивно развиваться летописание, особенно московское. Это

время отмечено объединением местных летописей в грандиозные летописные своды.
В конце XIV в. появилась Лаврентьевская летопись, а в начале XV в. — Троицкая. Летописные своды были составлены в Твери, Новгороде, Пскове, Ростове.
.
С конца XIV в. стало интенсивно развиваться летописание, особенно московское. Это время отмечено объединением местных летописей в

Слайд 18Летописец Нестор
Развитие общерусского летописания сопровождалось появлением исторических сочинений по мировой истории.

Более всего известен «Елинский и Римский летописец» (новая редакция домонгольского источника). В середине XIV в. был создан «Русский хронограф». Появление литературы такого рода свидетельствовало о том, что Русь, надолго отторгнутая нашествием от Западной Европы, начинала заново осознавать себя в мировом историко-культурном процессе.

Страница из летописи

Летописец НесторРазвитие общерусского летописания сопровождалось появлением исторических сочинений по мировой истории. Более всего известен «Елинский и Римский

Слайд 19Домашнее задание
Какое влияние на русскую культуру оказало ордынское нашествие?
Как

воспринималось нашествие Батыя русским народом?
Что дало основание В.О.Ключевскому сказать о Москве, что это город, «с которым связаны религиозно-нравственные интересы всего православного русского народа»?
Домашнее задание Какое влияние на русскую культуру оказало ордынское нашествие? Как воспринималось нашествие Батыя русским народом? Что

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть