Презентация, доклад по истории России на тему Духовная жизнь СССР в 20-е годы XX века.

Содержание

Определите цели «культурной революции» А.В.Луначарский - нарком просвещения: Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории».

Слайд 1ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.
Соменкова Екатерина Владимировна
учитель истории
МБОУ СОШ

№ 1О
г. Арзамас
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.Соменкова Екатерина Владимировнаучитель истории МБОУ СОШ № 1О г. Арзамас

Слайд 2Определите цели «культурной революции»

А.В.Луначарский - нарком просвещения:
Цель культурной революции

состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории».

Определите цели «культурной революции» А.В.Луначарский - нарком просвещения: Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической

Слайд 3Определите цели «культурной революции»
Л.Д.Троцкий- член Политбюро
В ближайшие 20 – 50

лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появиться «новый человек».

Определите цели «культурной революции»Л.Д.Троцкий- член Политбюро В ближайшие 20 – 50 лет могут быть решены только «азбучные

Слайд 4 Декрет Совета Народных Комиссаров. 26 декабря 1919 г.
В целях предоставления

всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил: 1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска… 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
Декрет Совета Народных Комиссаров. 26 декабря 1919 г. В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного

Слайд 5Народное образование.
30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой

школе РСФСР».
В основу положен принцип бесплатного обучения.
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне

1921-1922 проводились субботники помощи школам(добровольное собирание средств)
1923 г. организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», возглавлял М.И.Калинин

Народное образование.30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».  В основу положен

Слайд 6Итоги мероприятий по ликвидации безграмотности
введение всеобщего обучения с 8-50 лет,
создаются

при университетах и институтах рабочие факультеты (рабфаки),
открывались школы,
ликвидировалась безграмотность.
Итоги мероприятий по ликвидации безграмотностивведение всеобщего обучения с 8-50 лет, создаются при университетах и институтах рабочие факультеты

Слайд 7Высказывание Н.И.Бухарина в 1924 г.
«Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы

идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике».
Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определенный манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике».
Высказывание Н.И.Бухарина в 1924 г.«Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы

Слайд 8Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.

С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева,

Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.

Эмигра́ция (от лат. emigro — «выселяюсь») переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам

Власть и интеллигенция:  вопрос об отношении к революции.С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн

Слайд 9Духовная оппозиция
М. Волошин
А. Ахматова
Н. Гумилев
В. Маяковский
М. Булгаков
В. Мейерхольд
и др.

Духовная оппозицияМ. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольди др.

Слайд 10Приветствовали революцию
В.В.Маяковский
А.А.Блок
Автор К.С.Петров-Водкин

Приветствовали революциюВ.В.МаяковскийА.А.БлокАвтор К.С.Петров-Водкин

Слайд 11«Сменовеховство»
идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде

русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.

«Сменовеховство»идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило

Слайд 12«Сменовеховство» (результаты)
А.Н.Толстой
С.С.Прокофьев
М.Горький
М.Цветаева
А.И.Куприн
Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и

добиться признания новой власти.

Возвратились на Родину:

Отношение большевиков:

«Сменовеховство» (результаты)А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.КупринДвижение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.Возвратились на Родину:Отношение

Слайд 13Остались на Родине
В.И.Вернадский
К.Э.Циолковский
Н.Е.Жуковский
И.П.Павлов
Н.И.Вавилов
В.М.Бехтерев
К.А.Тимирязев
Н.Д.Зелинский

Остались на РодинеВ.И.ВернадскийК.Э.ЦиолковскийН.Е.ЖуковскийИ.П.ПавловН.И.ВавиловВ.М.БехтеревК.А.ТимирязевН.Д.Зелинский

Слайд 14Классовой подход к культуре
1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией

(известные ученые и деятели культуры).
Август 1922
1922г. –1922г. – учреждение Главлита.
1925г. Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы«
1918 г. декрет об отделение церкви от государства


Расстреляны деятели культуры и науки
Выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
Контроль за все печатной продукцией
Упразнения художественного разномыслия

Произвол на местах по отношению к церкви и ее служителей

Классовой подход к культуре1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).Август 19221922г.

Слайд 15Большевики и церковь.
Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г.


Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком, сопротивлении они не смели и думать.
- С какими целями предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей?
Большевики и церковь.Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г. Именно теперь и только теперь, когда

Слайд 16На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
Повсеместное закрытие храмов;
Конфискация имущества

церкви для революционных нужд;
Аресты священнослужителей;
Лишение их избирательных прав;
Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
На Церковь обрушивались все новые и новые запретыПовсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их

Слайд 17Основные направления духовной жизни советского общества
появились новые кадры советской интеллигенции,

борьба с неграмотностью,
возникло «новое искусство»,
установился партийный контроль над духовной жизнью страны,
борьба с религией.

Основные направления духовной жизни советского обществапоявились новые кадры советской  интеллигенции, борьба с неграмотностью, возникло «новое искусство»,

Слайд 18Домашнее задание
параграф 22, рубрика «Расширяем словарный запас», ответить на вопрос письменно:

Определите достижения и потери духовной жизни страны.
Домашнее заданиепараграф 22, рубрика «Расширяем словарный запас», ответить на вопрос письменно: Определите достижения и потери духовной жизни

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть