Презентация, доклад по истории России на тему Культура Киевской Руси (10 класс)

Содержание

План изучения нового материала:1. Особенности культуры Киевской Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Создание древнерусской письменности. 4. Древнерусская литература. 5. Архитектура Киевской Руси. 6. Живопись Киевской Руси.7. Прикладное народное искусство.

Слайд 1Культура Киевской Руси
Учитель истории и обществознания СОШ при Посольстве РФ в

Израиле Кашлева Т. Г.
Культура Киевской РусиУчитель истории и обществознания СОШ при Посольстве РФ в Израиле Кашлева Т. Г.

Слайд 2План изучения нового материала:
1. Особенности культуры Киевской Руси.
2. Устное народное

творчество.
3. Создание древнерусской письменности.
4. Древнерусская литература.
5. Архитектура Киевской Руси.
6. Живопись Киевской Руси.
7. Прикладное народное искусство.
План изучения нового материала:1. Особенности культуры Киевской Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Создание древнерусской письменности. 4.

Слайд 3Историческая проблема
В чем заключается самобытность культуры Киевской Руси?

Историческая проблемаВ чем заключается самобытность культуры Киевской Руси?

Слайд 41. Особенности культуры Киевской Руси.
Работа с текстом учебника:
Прочитать п. 1

§ 4 «Культура и культ» (стр. 45-46) и выписать в тетрадь особенности культуры Киевской Руси.
1. Особенности культуры Киевской Руси. Работа с текстом учебника:Прочитать п. 1 § 4 «Культура и культ» (стр.

Слайд 52. Устное народное творчество.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») —

устное словесное и музыкальное народное творчество.
В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.
2. Устное народное творчество. Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.В

Слайд 62. Устное народное творчество.
Былина — древнерусская, позже русская народная эпическая

песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI вв.
2. Устное народное творчество. Былина — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных

Слайд 72. Устное народное творчество.
Главные герои былин - богатыри
«Старшие»
«Младшие»
Святогор,
Волх Всеславьевич,

Михайло Потык

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

2. Устное народное творчество. Главные герои былин - богатыри«Старшие»«Младшие»Святогор, Волх Всеславьевич, Михайло ПотыкИлья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша

Слайд 82. Устное народное творчество.

2. Устное народное творчество.

Слайд 92. Устное народное творчество.
А. П. Рябушкин
«Владимир Красное Солнышко и его

жена Апраксия Королевична»
1895 г.
Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»
2. Устное народное творчество. А. П. Рябушкин«Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична» 1895 г. Иллюстрация

Слайд 102. Устное народное творчество.
Микула Селянинович - пахарь-богатырь, черпающий свою силу

от самой «матушки сырой земли»
2. Устное народное творчество. Микула Селянинович - пахарь-богатырь, черпающий свою силу от самой «матушки сырой земли»

Слайд 113. Создание древнерусской письменности.
Святые Кирилл и Мефодий.
Фреска собора св.

Софии в Охриде (Македония)
около 1045 г.
3. Создание древнерусской письменности. Святые Кирилл и Мефодий. Фреска собора св. Софии в Охриде (Македония)около 1045 г.

Слайд 123. Создание древнерусской письменности.
Остромирово Евангелие — древнейшая рукописная книга Киевской

Руси, написанная в середине XI в. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 г.) в Российской национальной библиотеке.
3. Создание древнерусской письменности. Остромирово Евангелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI в.

Слайд 133. Создание древнерусской письменности.
«Изборники» 1073 и 1076 гг. — одни

из самых древних сохранившихся (наряду с «Остромировым евангелием» и «Новгородским кодексом») древнерусских рукописных книг. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно.

Изборник 1073 г.
Исторический музей (Москва)

3. Создание древнерусской письменности. «Изборники» 1073 и 1076 гг. — одни из самых древних сохранившихся (наряду с

Слайд 144. Древнерусская литература.
Летопись (или летописание) — исторический жанр, представляющий собой

погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.
4. Древнерусская литература. Летопись (или летописание) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись

Слайд 154. Древнерусская литература.
«Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших

до нас древнерусских летописных сводов начала XII в. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» скульптура работы
М. Антокольского

4. Древнерусская литература. «Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала

Слайд 164. Древнерусская литература.
Работа с документом (стр. 54-55):
Похвала Ярославу Мудрому из

«Повести временных лет»
Ответить на вопросы к документу (стр. 55)
4. Древнерусская литература. Работа с документом (стр. 54-55):Похвала Ярославу Мудрому из «Повести временных лет»Ответить на вопросы к

Слайд 174. Древнерусская литература.
«Слово о законе и благодати» — один из

древнейших памятников древнерусской литературы, созданный за несколько десятилетий до «Повести временных лет». Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI в.
4. Древнерусская литература. «Слово о законе и благодати» — один из древнейших памятников древнерусской литературы, созданный за

Слайд 184. Древнерусская литература.
Жития святых – рассказы о жизни и подвигах

святых, о совершённых ими чудесах:
«Житие Бориса и Глеба» (XI в.), «Житие Феодосия Печёрского».

Мученики-страстотерпцы: благоверные князья Борис и Глеб
Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века (Киевский национальный музей русского искусства)

4. Древнерусская литература. Жития святых – рассказы о жизни и подвигах святых, о совершённых ими чудесах: «Житие

Слайд 194. Древнерусская литература.
«Поучение Владимира Мономаха» — литературный памятник XII в.,

написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.

«Завещание Владимира Мономаха детям»
Литография 1836 г.
по рисунку Бориса Чорикова

4. Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» — литературный памятник XII в., написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.

Слайд 205. Архитектура Киевской Руси.
Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) на

Старокиевской горе в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси воздвигнутая Владимиром Святославичем.
5. Архитектура Киевской Руси. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) на Старокиевской горе в Киеве — первая

Слайд 215. Архитектура Киевской Руси.
Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм,

построенный в первой половине XI в. в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 г. над печенегами.

Софийский собор в Киеве
Современный вид

5. Архитектура Киевской Руси. Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI в.

Слайд 225. Архитектура Киевской Руси.
Собор Святой Софии — главный православный храм

Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 гг. Один из древнейших храмов на территории России.

Софийский собор в Новгороде

5. Архитектура Киевской Руси. Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 гг.

Слайд 235. Архитектура Киевской Руси.
Крестово-купольный храм — архитектурный тип христианского храма,

сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII вв. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.

План

Разрез

5. Архитектура Киевской Руси. Крестово-купольный храм — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах

Слайд 246. Живопись Киевской Руси.
Мозаика — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров,

произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена)
Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве

6. Живопись Киевской Руси.Мозаика — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством

Слайд 256. Живопись Киевской Руси.
Фреска (от итал. fresco — свежий) — живопись

по сырой штукатурке.

Фрагмент барабана центрального купола Софийского собора в Новгороде с утраченными фресками.

6. Живопись Киевской Руси.Фреска (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке.Фрагмент барабана центрального купола

Слайд 266. Живопись Киевской Руси.
Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви

изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X в. крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII в., когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Владимирская икона Божией Матери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви

6. Живопись Киевской Руси.Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому

Слайд 277. Прикладное народное искусство.
Чернь или ниелло —смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия

из металлов, главным образом из серебра.

Браслет. Древняя Русь. XII в. Серебро; гравировка, ковка, чернь

7. Прикладное народное искусство.Чернь или ниелло —смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.Браслет. Древняя

Слайд 287. Прикладное народное искусство.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения

в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.

Височные кольца XII в.
Золото; чеканка, скань, зернь

7. Прикладное народное искусство.Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4

Слайд 297. Прикладное народное искусство.
Техника перегород­чатой эмали: на поверхность золотого украшения ювелир

напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса.

Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.

7. Прикладное народное искусство.Техника перегород­чатой эмали: на поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки,

Слайд 307. Прикладное народное искусство.
Скань (филигрань) — вид ювелирной техники: ажурный или

напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Золотой колт с изображением князя Глеба. Из Старой Рязани. Филигрань, перегородчатая эмаль, XII в. Оружейная палата. Москва

7. Прикладное народное искусство.Скань (филигрань) — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из

Слайд 31Повторяем
Вставьте пропущенные слова
После принятия христианства на Руси

началось строительство каменных ______________. Первые сооружения строили мастера из ___________________ . Князь Владимир отдал десятую долю княжеских доходов на строительство в Киеве _________________, посвященной Успению Богородицы. Это сооружение не дошло до наших дней — оно сгорело вместе с киевлянами во время нашествия Чингисхана в 1240 г. На месте победы над ______________ в 1037 г. по желанию __________ был заложен киевский ___________________ — резиденция русского митрополита. Через восемь лет __________________ был заложен в Новгороде. Святой Софии — Премудрости Божией, символу крещения Руси — был посвящен и ______________ в городе Полоцке.
(Варианты ответов: Софийский собор, Византия, храм, печенеги, Ярослав Мудрый, Десятинная церковь.)
Повторяем Вставьте пропущенные слова   После принятия христианства на Руси началось строительство каменных ______________. Первые сооружения

Слайд 32§4, вопросы на стр. 44

§4, вопросы на стр. 44

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть