Презентация, доклад по истории России на тему: Духовная жизнь СССР в 20-е гг. XX в. (9 класс)

Содержание

Главные задачи культурной революции:преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры;ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было

Слайд 1Духовная жизнь СССР в 20-е годы

Духовная жизнь СССР в 20-е годы

Слайд 2Главные задачи культурной революции:
преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища

культуры;
ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке;
в 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность» под председательством М.И.Калинина.
Главные задачи культурной революции:преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры;ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК

Слайд 3«Долой неграмотность!»
Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности насиления
В 1923 году

было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность» под председательством М.И.Калинина.
«Долой неграмотность!»Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности насиленияВ 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность»

Слайд 4Народное образование
30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой

школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения.
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне

Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б «О всеобщем обязательном начальном обучении».
К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Народное образование30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип

Слайд 5Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.
С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева,

Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.

500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский.

За границей оказались:

Понижение духовно-интеллектуального уровня

Власть и интеллигенция:  вопрос об отношении к революции.С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн

Слайд 6«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ

ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ. МУЗЫКАЛЬНАЯ...»

Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.  БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ...

Слайд 7Остались на Родине
В.И.Вернадский
К.Э.Циолковский
Н.Е.Жуковский
И.П.Павлов
Н.И.Вавилов
В.М.Бехтерев
К.А.Тимирязев
Н.Д.Зелинский

Остались на РодинеВ.И.ВернадскийК.Э.ЦиолковскийН.Е.ЖуковскийИ.П.ПавловН.И.ВавиловВ.М.БехтеревК.А.ТимирязевН.Д.Зелинский

Слайд 8М. Волошин
А. Ахматова
Н. Гумилев
В. Маяковский
М. Булгаков
В. Мейерхольд

М. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольд

Слайд 9«Сменовеховство»
Идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде

русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 году.
Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство»Идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило

Слайд 10«Сменовеховство» (результаты)
А.Н.Толстой
С.С.Прокофьев
М.Горький
М.Цветаева
А.И.Куприн
Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и

добиться признания новой власти.

Возвратились на Родину:

Отношение большевиков:

«Сменовеховство» (результаты)А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.КупринДвижение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.Возвратились на Родину:Отношение

Слайд 11Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)
«Ода революции» 1918 г.
«Левый марш» 1918

г.
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)«Ода революции» 1918 г.«Левый марш» 1918 г.

Слайд 12

Александр Александрович Блок (1880 – 1921)
«Двенадцать», январь 1918 г.

Александр Александрович Блок (1880 – 1921)«Двенадцать», январь 1918 г.

Слайд 13Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878– 1939)
«1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920

г.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878– 1939)«1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920 г.

Слайд 14Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927)
«Большевик», 1918 – 1920 гг.

Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927)«Большевик», 1918 – 1920 гг.

Слайд 15
Литературные течения
XX века в России




символизм
имажинизм
акмеизм
футуризм

Литературные течения XX века в Россиисимволизмимажинизмакмеизмфутуризм

Слайд 16Символисты (французское symbolisme от греческого symbolon - знак, символ).

З. Н. Гиппиус,
В.

Я. Брюсов,
К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб,
А. А. Блок,
С..Соловьёв,
К.Бальмонт,
В.Иванов,
И.Ф.Анненский


 

А.Блок

А.Белый

К.Бальмонт

Символизм построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия, мышления, личности и культуры.

Символисты (французское symbolisme от греческого symbolon - знак, символ).З. Н. Гиппиус,В. Я. Брюсов,К. Д. Бальмонт,Ф. К. Сологуб,А.

Слайд 17   Акмеисты (от греческого akme` - остриё, высшая степень чего-либо, цветущая

сила).

Н. С. Гумилёв
А. А. Ахматова
О. Э. Мандельштам
Г. В. Иванов
В. И. Нарбут

О.Мандельштам

А.Ахматова

Акмеизм основывался на провозглашение материальности, предметности тематики и образов, точности слова.

   Акмеисты (от греческого akme` - остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила).Н. С. ГумилёвА. А. АхматоваО. Э.

Слайд 18   Футуристы (от латинского futurum — будущее).
В.  Хлебников
В. В. Маяковский
Д. Д.

Бурлюк
И. Северянин

Велимир Хлебников

Давид Бурлюк

Футуризм основывался на скорости, движение, энергии, которые  пытались передать достаточно простыми приёмами.

   Футуристы (от латинского futurum — будущее). В.  ХлебниковВ. В. МаяковскийД. Д. БурлюкИ. СеверянинВелимир ХлебниковДавид БурлюкФутуризм основывался

Слайд 19   Имажинисты (от французского image — образ)
С. А. Есенин
А. Б. Мариенгоф
В.

Г. Шершеневич

С. Есенин

Анатолий Мариенгоф

Имажинизм характеризует творческий эпатаж, анархические мотивы.

   Имажинисты (от французского image — образ)С. А. ЕсенинА. Б. МариенгофВ. Г. ШершеневичС. ЕсенинАнатолий МариенгофИмажинизм характеризует творческий

Слайд 20Классовой подход к культуре
Партия и государство установили полный контроль над духовной

жизнью общества.
1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).
1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
1922г. – учреждение Главлита (главном управлении по делам литературы и издательств), а затем Главреперткома (орган одобряющий цензуру).
Классовой подход к культуреПартия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.1921 г. – процесс над

Слайд 21Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы»

- 18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» - 18 июня 1925 г.Таким

Слайд 22Большевики и церковь.
11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче

всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.
Большевики и церковь.11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.18

Слайд 23Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций.
Гарантировалось

свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного

Слайд 24На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
Повсеместное закрытие храмов;
Конфискация имущества

церкви для революционных нужд;
Аресты священнослужителей;
Лишение их избирательных прав;
Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
На Церковь обрушивались все новые и новые запретыПовсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть