Слайд 1Половецкие бабы южнорусских степей
Слайд 2С половцами связан такой распространенный в южнорусских степях вид памятников древности
как «каменные бабы».
Слайд 3На юге Донецкой области известно до 200 каменных статуй, а в
Северном Приазовье их число может приближаться к 600. На части из них можно обнаружить определенные этнографические границы и, соответственно, принадлежность к конкретному народу. Половецкие статуи изготовлены мастерами в местных карьерах из гранита, песчаника, известняка. В с. Серебрянка Артемовского района найден карьер, где такие статуи изготавливали из песчаника. Судя по обилию находок, подобные «мастерские» могли находиться на юго-западной окраине Приазовской возвышенности – в Володарском районе, где есть выходы гранита, других пород и найдена достаточно большая серия статуй.
Слайд 4Обилие каменных баб в южнорусских степях было отмечено еще в начале
второй половины XIII века. В 1253 году голландский монах Вильгельм де Рубрук был послан французским королем Людовиком IX к татарам для обращения их в христианство. Из Константинополя Рубрук проехал через Крым и приазовские степи, пересек реки Сев. Донец, Дон, Хопер, Медведицу и побывал в Сарае, на Кавказе, в Средней Азии и на юге Сибири.
В интересном описании своего путешествия Рубрук рассказывает, что, проезжая по степям, он заметил, что куманы (половцы) «насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».
Слайд 5Статуи встречаются как мужские так и женские. Средняя высота «бабы» -
примерно 2 м. Руки изваяния всегда сложены вместе на нижней части живота и держат ритуальный сосуд - кружку, кубок, рог. На лицах мужских фигур изображены усы и, реже - бороды. На некоторых мужских статуях изображалось вооружение - шлемы, сабли, луки, колчаны со стрелами, кресало на подвеске и т. д., на женских - серьги, бусы, ожерелья, нагрудные коробочки и другие украшения. Наличие серег характерно и для мужских статуй.
Слайд 6Каменные лица всегда плоские, но скуластые, чаще овальные, с тюркскими или
монгольскими чертами. Мужчины — с усами и бородой; женские лица — круглые, полные, с маленькими губами.
На мужской шее — металлическое кольцо, у женщин — ожерелье, бусы. На руках, запястьях и плечах — кольца и браслеты. Воины-мужчины — с саблями, луками, колчанами для стрел; женщины — в богатой одежде, в платьях с орнаментальной вышивкой, в модных шляпках, с зеркальцами и кошельками у пояса. Волосы всегда заплетены в косы или уложены в сложные прически. У мужчин иногда из-под шлема выглядывают три косы.
Слайд 7На голове у мужчин - воинов, одетых в кафтан, полусферический шлем,
а женские фигуры увенчанны шляпой. Интересно, что не только у женщин, а порой и у мужчин выделяется голая грудь (символ силы). Все статуи обязательно «держат» у живота сосуд в руках. Исходя из верований половцев, он наполнен священным напитком. Сосуд символизировал присутствие духа умершего.
Слайд 8Материал, из которого изготавливался «балбал», — серый, белый и желтый песчаник,
белый известняк и известняк-ракушечник, изредка — гранит. Высота — от одного до четырех метров, а вес иногда достигает нескольких тонн.
Мужчины и женщины изображались стоя или сидя (до сих пор неизвестно, почему именно так и что с данным положением тела связано). Ноги всегда непропорционально коротки.
Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины оберегали их и давали им силу.
Слайд 9Стоят в веках, хоронят жизнь людей
От зла и зависти те каменные
бабы.
От половцев остались на земле
На Кременец-горе язычества уклады.
Лицом к востоку, с кубками в руках,
Сидят на глыбах эти изваянья
Девятый век, жизнь превращает в прах
У ног их поколенья. До свиданья.
(Наталия Лобач)