Презентация, доклад по истории России на тему Церковь и государство в 16 веке

Проблемный вопрос: почему для светской власти была важна поддержка церкви?План урока:Духовенство и мирянеИосифляне и нестяжателиЕреси Матвея Башкина и Феодосия КосогоЦерковь и государство

Слайд 1Церковь и государство в 16 веке
Параграф 12 учить и пересказывать
Выполнила учитель

истории Вишнякова Елена Борисовна
Церковь и государство в 16 векеПараграф 12 учить и пересказыватьВыполнила учитель истории Вишнякова Елена Борисовна

Слайд 2Проблемный вопрос: почему для светской власти была важна поддержка церкви?
План урока:
Духовенство

и миряне
Иосифляне и нестяжатели
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Церковь и государство
Проблемный вопрос: почему для светской власти была важна поддержка церкви?План урока:Духовенство и мирянеИосифляне и нестяжателиЕреси Матвея Башкина

Слайд 3Иерархия Русской православной церкви после 1589 года:
Храм был центром религиозной жизни,

в нём объявлялись царские указы, решали общинные и судебные дела
Священники учили детей грамоте
Дьякон (диакон)- низший чин православной церкви, помощник священника

Патриарх
Митрополиты
Епископы
Священники
Диаконы
Миряне

Иерархия Русской православной церкви после 1589 года:Храм был центром религиозной жизни, в нём объявлялись царские указы, решали

Слайд 4Ересь – религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах

догматики, культа, организации

Ересь стригольников (конец 15-начало 16 века, Псков. Тверь, Новгород) – от новгородского дьякона Карпа, бывшего стригольником (цирюльником). Выступали против высшего духовенства, против платы за посвящение в сан, отвергали церковные обряды, возрождали языческие ритуалы, обожествляли землю, небо

Жидовствующие (70-ые годы 15 века, Новгород) – использовали идеи Ветхого Завета. Их называют ещё по имени основателя, выходца из Литвы еврея Схария – схарнизм. Выступали против церковного землевладения, против сословия церковных служителей и монашествующих, отрицали догматы о Троице, о Божественности Иисуса Христа и о искуплении
1490 г. –собор в Москве осудил ересь, еретиков казнили

Ересь – религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организацииЕресь стригольников (конец 15-начало

Слайд 5В 1503-1504 годах развернулась борьба нестяжателей и иосифлян
Нестяжатели
Нир Сорский (1433-1508),

в миру Нил Майков
Жил в маленьком скиту на р. Соре
Принцип его жизни: ведение минимального хозяйства, уединённое проживание, подвиг нравственного самосовершенствования
Собственность противоречит иноческим обетам
Монахи не должны ничего иметь
Церковь должна быть независима от гражданских властей

Иосифляне

Иосиф Волоцкий (1439-1515), в 1479 году из-за конфликта с Иваном Третьим ушёл в Волоцкий уезд и основал Успенский монастырь (Иосифо-Волоколамский)
Настаивал на необходимости иметь церкви большие материальные средства, чтобы заниматься благотворительностью
Сначала был сторонником верховенства церкви над государством, потом признал верховенство государственной власти

В 1503-1504 годах развернулась борьба нестяжателей и иосифлянНестяжатели Нир Сорский (1433-1508), в миру Нил МайковЖил в маленьком

Слайд 7Последователи:
Нестяжатели
Вассиан (Патрикеев),
Максим Грек

Последователи:Нестяжатели Вассиан (Патрикеев),Максим Грек

Слайд 8Вопрос о земле:
Нестяжатели
Церковь не должна вести хозяйственную деятельность, поэтому земля

ей не нужна

Иосифляне

Церковь должна иметь обширные земли и богатства, чтобы успешно распространять веру и иметь влияние

Вопрос о земле:Нестяжатели Церковь не должна вести хозяйственную деятельность, поэтому земля ей не нужнаИосифляне Церковь должна иметь

Слайд 9Взаимоотношения с властью:
Нестяжатели
Невмешательство церкви в дела государства и государства в

дела церкви

Иосифляне

Глава церкви выше князя (равен ему)

Взаимоотношения с властью:Нестяжатели Невмешательство церкви в дела государства и государства в дела церквиИосифляне Глава церкви выше князя

Слайд 10Отношение к еретикам:
Нестяжатели
Выступали против казни еретиков
Иосифляне
Еретиков необходимо казнит

Отношение к еретикам:Нестяжатели Выступали против казни еретиковИосифляне Еретиков необходимо казнит

Слайд 11Ереси
Матвея Семёновича Башкина
Башкин говорил, что в Новом Завете сказано, что

весь христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, поэтому он отпустил на волю своих холопов
Отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви
Следствие против него возглавили иосифляне – враги всякого свободомыслия
Башкина предали анафеме и сожгли

Феодосий Косой

Утверждал, что Христос не богочеловек, а пророк
Считал полную ненужность церкви и монастырского землевладения
Отрицал поклонение кресту, так как это только дерево, в нём нет святости, почитание его противоречит вере в Бога
Не нужны молитвы и таинства церкви
Стремился разумом понять веру
Содержался в Москве в монастыре после анти еретического собора 1553-1554 годов
Бежал в Литву и скончался после 1554 года(?)

Ереси Матвея Семёновича БашкинаБашкин говорил, что в Новом Завете сказано, что весь христианский закон заключается в том,

Слайд 12В 16 веке в России шло интенсивное храмовое строительство
Находясь в союзе

с государством, РПЦ делала всё. Чтобы Родина с честью выходила из вооружённой борьбы
Помимо духовного благословения (Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву), священнослужители превращали монастыри в бастионы сопротивления врагу
Духовенство собирало под свои знамёна рати
В 16 веке в России шло интенсивное храмовое строительствоНаходясь в союзе с государством, РПЦ делала всё. Чтобы

Слайд 13Возле монастырей образовывались сёла и города
Возле Гледского монастыря возник город

Устюг
Возле Калязинского монастыря возник город Кашин
Возле монастырей образовывались сёла и города Возле Гледского монастыря возник город УстюгВозле Калязинского монастыря возник город Кашин

Слайд 14В голодные годы монастыри кормили сотни голодающих, в годы войны в

них создавались больницы, это и центры просветительской и миссионерской деятельности

С 15 по 17 века в Москве и её окрестностях были основаны Новоспасский, Николаевский на Угреши и Новодевичий монастыри;
в Твери – Калязинский, Троице Селижаров монастыри;
В Смоленске – Свято-Троицкий Болдинский монастырь

В голодные годы монастыри кормили сотни голодающих, в годы войны в них создавались больницы, это и центры

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть