Слайд 1Образ Петра I и образ эпохи Петра I
в изобразительном искусстве
Слайд 2Личность Петра –
одна из самых значительных в русской истории
Масштабы его
деятельности поистине велики.
Исключительно его единоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферы общественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России.
Реформы, проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя
Слайд 3Образ царя-реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеального правителя
Изобразительное искусство, разумеется, также
широко откликалось на эти события, и стремилось обозначить отношение к личности царя-реформатора в самых разных формах.
Это, прежде всего, образ царя-реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеального правителя, представленный в работах Ж.М. Натье, Каравакка,
Растрелли-старшего, П. Фальконе.
Во-вторых, это мудрый полководец, смелый воин, победитель, герой Полтавской битвы (Каравакк, Таннауер).
И ещё одна форма, пожалуй, самая неожиданная и самая трогательная, - это просто человек, незаурядный, но такой же, как мы, не Полубог, не титан, а просто сильная личность, каким мы видим Петра в творениях И. Никитина
Слайд 4Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного
на голубой андреевской
ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717
Заданная формой парадного портрета концепция образа - это монарх-воин, победитель, «политичный кавалер» – этот аспект личности играл значительную роль в петровской иконографии на протяжении всего царствования.
Основные черты образа «политичного кавалера» усвоены самим Петром во время Великого Посольства.
Прежде всего, это образованность, стремление к познанию, бесстрашие и отвага, т. е. выдающиеся воинские качества, честность и достоинство гражданина, забота об общественном и государственном благе, «политес» в обращении и дамами – вот примерный портрет «политичного кавалера», идеал эпохи, нашедший отражение в парадных портретах царя.
В портрете Ж. М. Наттье акцентировано энергичное движение корпуса, сильный поворот, – свидетельство душевной и физической бодрости русского царя.
Слайд 51697 г. - Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648-1723), придворного живописца
английского короля, писан с натуры
Портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт.
В каталоге сделана приписка, что фон картины писан Вильгельмом ван де Вельде, морским живописцем.
По отзывам современников, портрет отличался большим сходством, с него были сняты несколько копий;
самая известная, работы А. Белли, находится в Эрмитаже.
Этот портрет послужил основой для создания огромного количества самых разных изображений царя (иногда слабо похожих на оригинал)
Слайд 6Портрет Петра I, фрагмент, А. Белли
Слайд 71717 г. - портрет работы Карла Моора
1717 г. - портрет работы
Карла Моора, который писал царя во время его пребывания в Гааге, куда тот прибыл на лечение.
Из переписки Петра и его супруги Екатерины известно, что портрет Моора очень понравился царю, был куплен кн. Б. Куракиным и отправлен из Франции в Петербург.
Самую известную гравюру с портрета работы Якоба Хубракена.
По некоторым сведениям, оригинал Моора сейчас находится в частном собрании во Франции.
Слайд 8Портрет работы Бенедикта Кофра
1716 г. - портрет работы Бенедикта Кофра, придворного
живописца датского короля.
Написан, скорее всего, летом или осенью 1716 года, когда царь находился с длительным визитом в Копенгагене.
Петр изображен в Андреевсой ленте и датском ордене Слона на шее.
До 1917 г находился во дворце Петра в Летнем саду, сейчас в Петергофском дворце.
Слайд 9Портрет работы французского художника П. Делароша
Царь-победитель, идеальный правитель – таким видели
Петра и зарубежные авторы.
Пётр представлен как сильная романтическая личность. Мудрый, уверенный взгляд, высокий лоб, свободная, величественная и гордая поза.
На картине – воплощение мечты Петра о величии и силе Российской Империи: одна рука Петра свободно лежит на карте – России открыты все горизонты; другая уверенно сжимает шпагу и опирается на пушку – символ военной мощи и славы русского оружия.
Слайд 10Портрет Петра I, 1717 года
Эскиз (с натуры) портрета Петра I, Париж
1717 год
Слайд 11Бесспорных оригинальных портретов Петра, написанных Каравакком не сохранилось, до нас дошли
лишь копии и гравюры с его работ.
Луи Каравакк (1684-1754), француз, учился живописи в Марселе, стал придворным живописцем с 1716 г.
По отзывам современников, его портреты отличались большим сходством.
По записям в "Юрнале", писал Петра с натуры в 1716 и в 1723 г.
Слайд 12Антропов А.П. Портрет Петра I. 1770
Изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка
и императорской мантии, с орденом св. Андрея Первозванного (орденская цепь и звезда), на столе – корона Российской империи.
Первый высший русский орден, учрежденный Петром I в самом конце XVIII века, получил имя Святого Андрея Первозванного. Его отличиями являются большая восьмиугольная звезда с девизом «За Веру и Верность» и знак ордена в виде косого «андреевского» креста (на котором по преданию был распят апостол). Знак ордена «на голубой эмали» носился на голубой муаровой ленте, а в торжественных случаях – на цепи. Первым кавалером ордена был известный деятель Петровской эпохи Ф.А. Головин. Сам Петр I получил эту награду лишь в 1703 году
Слайд 13Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I,
предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
И.Н.Никитин. Портрет Петра I
(1756 - 1832)
(приписывается И.Н.Никитину)
1814-16г, холст, масло
Псковский музей-заповедник
И.Н.Никитин. Портрет Петра I
(1756 - 1832)
1717г, холст, масло
Министерство финансов, Флоренция,Италия
Слайд 14И.Н.Никитин. Портрет Петра I
Начало 1720-х.,холст, масло, диам. 55 (круг)
Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург
На фоне всех работ резко выделяются портреты Никитина, который смог открыть нам Петра с революционно новой стороны.
С его полотен на нас смотрит обычный человек, которому свойственна и усталость, и мягкость, которому необходимо естественное тепло. Тонкий психологизм его работ может быть объяснён близостью самого художника к царю.
Слайд 15И.Н.Никитин. Петр I на смертном ложе .
725г, холст,
масло, 82 x 60,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина Никитина воспринимается как реквием по "отцу отечества".
Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора.
На портрете царь изображен, одетый в белую рубашку, прикрытый по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией.
Образ Петра I полон величавой торжественности. Портрет пронизан настроением глубокой искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек, чья смерть явилась для художника личной утратой. Мастер прослеживает каждую морщинку, каждую складку, каждую прядь волос, как бы чувствуя свою ответственность перед грядущими поколениями.
Смерть уже исказила лицо Петра, но, глядя на изображение мертвого императора, можно понять его прижизненное величие.
Слайд 16Скульптурные изображения Петра I
Одно из лучших - бронзовый бюст Петра I
Б.К. Растрелли, отлитый в 1723-1729 годах в нескольких экземплярах.
Скульптура уникальна по своей портретной достоверности, так как при работе над ней мастер использовал восковой слепок с лица императора,
снятый в 1719 году
Слайд 17Бронзовый бюст Петра I Б.К. Растрелли
Жизненность в передаче подробностей по-барочному сочетается
в произведении с пышной декоративностью, с изощренным мастерством в передаче фактуры и деталей одежды, а так же изображений на щитках панциря, где запечатлены эпизоды Полтавского сражения и аллегорическая композиция, представляющая самого царя, «молотом и долотом» высекающего из каменной глыбы фигуру новой России.
Бюст создан «по обычаю римских императоров».
Б.К. Растрелли, конечно, сохранил без изменений портретные черты головы-маски Петра, но поражавшая современников болезненная, с судорожно-мгновенным взглядом напряженность лица императора приобретает в величественном образе символическое значение государственного величия Российской империи
Слайд 18Бартоломео Карло Растрелли
Конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге
1716—1800 бронза, мрамор
Слайд 19Бартоломео Карло Растрелли
Конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге
Слайд 20Бартоломео Карло Растрелли
Конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге
Итальянский
скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе.
В 1800 году памятник был возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями
По приказу императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись «Прадеду — правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана.
В 1945 году статуя была возвращена на место
Слайд 21Бартоломео Карло Растрелли
Конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге
Украшен
двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и
«Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями.
Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского.
Работу по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов
Слайд 22Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года.
Своё название памятник получил благодаря одноимённой поэме
А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы
Слайд 23Гром-камень —
мегалит, ставший основой пьедестала Медного всадника
Действие машины для перевозки
«Гром-камня».
Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.
Слайд 24Этьен Фальконе. Памятник Петру I.
В августе 1766 года русский посланник
в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 (26) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом.
Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе
Слайд 25Этьен Фальконе Памятник Петру I.
1768—1770 годы гранит, бронза. Высота 10,4
м. Сенатская площадь
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором
Этьеном Фальконе в 1768—1770.
Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло.
Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев.
Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году.
Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен
Мари-Анна Колло. Портрет Петра I. 1768—1770 гг. Гипсовый эскиз головы Медного всадника
Портрет Мари-Анны Колло.
Художник Пьер-Этьен Фальконе, 1773 г.
Слайд 26Памятник Фальконе Петру I на Сенатской площади – шедевр мировой скульптуры
Сам автор говорил о своём творении: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".
Фальконе создал его в духе нового века, в духе просветительской философии. Фальконе создал самый значительный, грандиозный образ Петра. Это объяснимо с позиций воздействия произведения искусства – а воздействие «Медного всадника» на зрителя поистине велико: в памятнике воплощен извечный конфликт страсти и разума, при этом сам памятник несет в себе гармоничное разрешение этого конфликта.
Слайд 27М. Шемякин Памятник Петру I в Петропавловской крепости.1991
Слайд 28М. Шемякин Памятник Петру I в Петропавловской крепости. 1991
Памятник Петру I
был установлен на территории Петропавловской крепости - слева от центральной аллеи в 1991 году.
Скульптор М.М.Шемякин, работая над этим памятником, в качестве прототипа использовал так называемую «Восковую персону». Она была изготовлена из воска итальянским скульптором К.Б.Растрелли (батюшкой знаменитого архитектора), сразу после смерти Петра I .
Еще при жизни императора Растрелли сделал слепок с его головы из воска, а пропорции тела Петра были точно измерены мастером уже после кончины самодержца. Восковая персона явилась практически точным изображение Петра I ( сегодня восковая персона хранится в музее «Зимний дворец Петра I»).
М.Шемякин, создавая памятник , повторил позу и композицию Растреллиевской Восковой персоны.
Сделал так же точную копию головы, повторив ее размер, форму и черты лица . Однако, пропорции тела императора скульптор намеренно увеличил в 1.5 раза, отчего изображение кажется гротескным.
Памятник вызывает у зрителя разную реакцию, так же как и сама личность Петра I являлась противоречивой.
Слайд 29З. Церетели. Памятник Петру I в Москве. 1997
(официальное название —
Памятник
«В ознаменование 300-летия российского флота»)
Слайд 30Зураб Церетели.
В ознаменование 300-летия российского флота. 1997
Памятник Петру в техническом плане
- уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал. Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.
Для памятника использовалась бронза самого высокого качества. Свиток, который держит в руке Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля
Слайд 31Образ эпохи Петра I
Деятельность Петра I ещё при жизни по-разному оценивалась
его современниками.
И после смерти Петра не продолжали утихать споры.
Одни называли его великим реформатором, который превратил Россию в крупную и сильную европейскую державу.
Другие обвиняли в попрании традиций, обычаев, в разрушении национальной самобытности. Но одно несомненно - это была сильная, яркая личность, оставившая весомый след в истории России, страны, которую он так преданно любил
Слайд 32«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника
В. И. Сурикова, посвящённая
казни стрельцов
после неудачного бунта 1698 года
В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
Холст, масло. 218 × 379 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 33В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
Картина «Утро стрелецкой казни» была
первым большим полотном Сурикова на тему русской истории.
Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома.
Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни
Слайд 34В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
На картине два главных героя
— молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.
Слайд 35В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
Столь же эмоционально показаны и
другие стрельцы.
Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра.
Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.
Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды.
Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Слайд 36В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
Глубокий трагизм момента подчёркивает и
тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей.
В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня — фигуре Петра I на коне
Слайд 37Петр I - Валентин Александрович Серов. 1907. Холст, масло. 68,5х88
Слайд 38Петр I - Валентин Александрович Серов. 1907
По зыбкой, нетвердой насыпи широко,
уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.
Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же все только начинается. Вместо будущей набережной - земляная насыпь, вместо дворцов - основы построек в строительных лесах.
К фигуре Государя приковано внимание зрителя. Все в нем символизирует силу и решимость: твердая поступь, румянец на обветренном лице, державный взгляд. Из всей группы он единственный не чувствует силы ветра. Группа сопровождающих царя подчеркивает его исключительность. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром
Слайд 39Образ Петра в Полтавской битве неоднократно воспроизводился разными художниками, в том
числе И. Г. Таннауером, который создал полотно «Петр I в Полтавской битве» в 1710-х гг.
Художник широко использует «барочный язык» аллегорий и символов. Фигура трубящей Славы, которая венчает царя-полководца лавровым венком, органично вписана в композицию портрета-картины. Иконография молодого русского царя близка «типу Неллера», а это доказывает, что И. Таннауер еще не выработал свой «образец» русского государя. Его искусство еще не было знакомо Петру, и в качестве оригинала использовалась, видимо, гравюра с полюбившегося изображения. По сведениям Ф.К. Фридебурга, «Таннауер писал батальные картины, в которых также изображал в разных положениях Императора Петра I-го», но на данном полотне «изображение Государя не вполне схоже с известными его портретами».
Слайд 40Пётр I в Полтавской битве. Л. Каравак, 1718
Слайд 41Штурм крепости Нотебург 11 (22) октября 1702 года.
В центре изображён
Пётр I. А. Е. Коцебу, 1846
Слайд 42«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург.
1762—1764
Слайд 43«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова
Полтавская баталия, мозаика - грандиозное настенное
мозаичное полотно "Полтавская баталия" задумана Ломоносовым М.В. как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов М.В. работал над этой мозаикой с семью помощниками
Слайд 44«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова
В левой части композиции, ближе к
её центру, изображён Пётр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке - сабля. За ним - его соратники. Среди них можно узнать Шереметева Б.П. и Меншикова А.Д. В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю
Слайд 45«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова
Он как бы сдерживает его от
порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов М.В. выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника - столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях. Красные и зелёные смальты глубоких оттенков - цвета мундиров русского воина - противопоставлены синим и жёлтым - одеждам шведских солдат. При яркости и сочности этих цветов небо и поле боя, изображённые на картине справа, как бы затянуты дымкой от залпов орудий, которая объединяет все цвета картины. Ломоносов в этой работе выступил как родоначальник русской исторической живописи
Слайд 46«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского
художника Николая Ге (1831—1894), написанная в 1871 году.
Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи Размер картины — 135,7 × 173 картина Николая Ге, 1871 г.
Слайд 47«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» картина Николая Ге,
1871 г.
На картине в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены Пётр I и его сын Алексей Петрович. Пётр I сидит справа от стола в кресле, отделанном красным бархатом, а слева от стола стоит царевич Алексей. На полотне представлена психологическая трактовка исторической драмы. Царевич Алексей, недовольный жёстким и деспотическим стилем, в котором проводились реформы Петра I, бежал в Западную Европу, но был оттуда возвращён и обвинён в подготовке захвата власти в России. С ведома его отца, Петра I, Алексей Петрович был заключён в Петропавловскую крепость, где умер от пыток 26 июня [7 июля] 1718 года
Царевич Алексей Петрович. Портрет работы И. Г. Таннауэра, 1710-е
Слайд 48«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» картина Николая Ге,
1871 г.
Несмотря на внешнее спокойствие Петра I и царевича Алексея, их внутреннее состояние полно переживаний и душевного напряжения. По-видимому, между ними произошло бурное обсуждение, в результате которого Пётр I ещё более уверился в предательстве сына, которое подтверждается документами, разложенными на столе (одна из бумаг упала на пол).
Прежде чем вынести приговор, Пётр I всматривается в лицо сына, всё ещё надеясь увидеть на нём признаки раскаяния.
Алексей же под пристальным взглядом отца опустил глаза — уверенный в том, что Пётр I не решится приговорить к смерти собственного сына, он молчит и не просит о прощении
Слайд 49175 лет со дня рождения русского художника Н.Н. Ге (1831–1894).
Н.Н.
Ге. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г.
Почтовая марка России 2006 года
Слайд 50Айвазовский И.К. Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу
для подачи сигнала гибнущим судам своим.
Петр I при Красной горке. 1846 Холст, масло. 223х335см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург