Презентация, доклад по Истории России на тему Культура Киевской Руси (6 класс)

Содержание

ПисьменностьЗодчествоЖивописьФольклорДекоративно-прикладные ремёслаОдеждаИстория Киевской Руси в картинах русских художниковЗаключениеКультура Киевской Руси

Слайд 1Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси

Слайд 2Письменность
Зодчество
Живопись
Фольклор
Декоративно-прикладные ремёсла
Одежда
История Киевской Руси в картинах русских художников
Заключение
Культура Киевской Руси

ПисьменностьЗодчествоЖивописьФольклорДекоративно-прикладные ремёслаОдеждаИстория Киевской Руси в картинах русских художниковЗаключениеКультура Киевской Руси

Слайд 3Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала

преемницей византийских традиций.
До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию культуры.
Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций.До принятия православия языческая

Слайд 4Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности.
Создание славянской азбуки

связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия.
Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Письменность

Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности.Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла

Слайд 5Глаголическое «Зографское Евангелие», X—XI в.

Глаголическое «Зографское Евангелие», X—XI в.

Слайд 6Башчанская (Бошканская) плита — один из древнейших известных памятников глаголицы, XI в.

Башчанская (Бошканская) плита — один из древнейших известных памятников глаголицы, XI в.

Слайд 7Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты,

обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.
Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских

Слайд 8Письмо использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов,

но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.
Письмо использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются

Слайд 9Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. "Новгородская псалтырь"

первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.
Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н.

Слайд 10Сохранилась только незначительная часть памятников письменности. Древнейшими из них являются «Остромирово

Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году.
Сохранилась только незначительная часть памятников письменности. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского

Слайд 11Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность

не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан.
Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

Владимир Святославич

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса,

Слайд 12Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое

художественное совершенство, ее ярким представителем был митрополит Илларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века.

Наставление митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство, ее ярким представителем был

Слайд 13В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав

форму церковной проповеди, Илларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. 
В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Илларион создал политический

Слайд 14Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его

«Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия».
«Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы М. Антокольского)

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе

Слайд 15Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть

временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.

Фотокопия страницы ПВЛ

Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более

Слайд 16Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя

— справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера.

«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные

Слайд 17Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и

способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника.
Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных

Слайд 18Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве»,

датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.
Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем

Слайд 19Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово

о гибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

Икона Николы Зарайского

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о гибели Русской земли». Данное слово

Слайд 20Зодчество
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества,

но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. 
ЗодчествоДо конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства,

Слайд 21Устройство крестово - купольного храма

Устройство крестово - купольного храма

Слайд 22Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к

989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт.
Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального

Слайд 23При князе Ярославе Мудром в Киеве выстроены каменные стены с пятью

воротами. Самые красивые из них – Золотые ворота.
При князе Ярославе Мудром в Киеве выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них –

Слайд 24Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых

значительных архитектурных сооружений данного периода. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.

На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия 
ЮНЕСКО.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Собор

Слайд 25Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Слайд 26Мозаика Софийского собора в Киеве

Мозаика Софийского собора в Киеве

Слайд 27Софийский собор Новгороде 1045 – 1050 г. 

Софийский собор Новгороде 1045 – 1050 г. 

Слайд 28Георгиевский собор в Юрьевом монастыре1119 г.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре1119 г.

Слайд 29Юрьев монастырь - в Новгороде 1119 г.

Юрьев монастырь - в Новгороде 1119 г.

Слайд 30Спасский собор в Чернигове 1033 г.

Спасский собор в Чернигове 1033 г.

Слайд 31Дмитриевский собор во Владимире XII век

Дмитриевский собор во Владимире XII век

Слайд 32 Успенский собор во Владимире 1158-1160гг.

Успенский собор во Владимире 1158-1160гг.

Слайд 33Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 34Рождественский собор Суздаль

Рождественский собор Суздаль

Слайд 35Спасо-евфросиньевский монастырь Полоцк

Спасо-евфросиньевский монастырь Полоцк

Слайд 36Живопись
После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи —

мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.
Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора.

Богоматерь Оранта(Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI в.

ЖивописьПосле крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая

Слайд 37Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого

Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого

Слайд 38Самая древняя из уцелевших русских икон написа­на, видимо, при Святополке Изяславиче

или Владимире Мономахе (т. е. в конце XI — первой четверти XII в.). Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. 

Икона "Святой Георгий". Конец XI - начало XII в. Успенский собор

Самая древняя из уцелевших русских икон написа­на, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т. е. в

Слайд 39Самой ранней Владимирской иконой является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века,

стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.
Самой ранней Владимирской иконой является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери»,

Слайд 40Владимирская Богоматерь

Владимирская Богоматерь

Слайд 41Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы). Икона. XII в.

Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы). Икона. XII в.

Слайд 42Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное

место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая

Слайд 43В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос,

ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом.

В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898.

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием

Слайд 44Декоративно-прикладные ремёсла
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное

место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.
Декоративно-прикладные ремёслаЭпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности

Слайд 45Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали,

филиграни.
Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали, филиграни.

Слайд 46Колты XII в.

Колты XII в.

Слайд 47Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название

Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Украшение принадлежало Владимиру Мономаху

Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов

Слайд 48Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм),

которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.
Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на

Слайд 49Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими

проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают.
Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем

Слайд 50Ремесленная мастерская кузнеца

оружейника Здесь делают кольчужные рубашки, шлемы, мечи, боевые

щиты, каких нет ни в Риме, ни в угорской земле, ни у франков. Их можно выгодно продать в Дании, Швеции, Польше.

Самый древний панцирь найден на Руси в районе раскопок в Висби.

Ремесленная мастерская кузнеца оружейника Здесь делают кольчужные рубашки, шлемы, мечи, боевые щиты, каких нет ни в Риме,

Слайд 51Одежда
Костюм Киевской Руси X-XIV веков.

ОдеждаКостюм Киевской Руси X-XIV веков.

Слайд 52История Киевской Руси в картинах русских художников
А. М. Васнецов «Призвание варягов»

История Киевской Руси в картинах русских художниковА. М. Васнецов «Призвание варягов»

Слайд 53К. В. Лебедев «Торг у древних славян» 

К. В. Лебедев «Торг у древних славян» 

Слайд 54К. В. Лебедев. «Полюдье»

К. В. Лебедев. «Полюдье»

Слайд 55«Великий князь Владимир выбирает веру» Эггинк И.Е., 1822 г.

«Великий князь Владимир выбирает веру» Эггинк И.Е., 1822 г.

Слайд 56Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига и

сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий иноземного господства. Народ сберег свою культуру, носительницу передовых идей своего времени, и пронес ее сквозь века, повторяя с любовью и уважением: "О светло светлая и украсно украшена земля Русская!"

Заключение

Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига и сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть