Презентация, доклад по истории России на тему Начало правления Александра I. М.М. Сперанский

Содержание

План урока:1.Новый император2. Негласный комитет3. Реформа управления: учреждение министерств4. Реформа образования5. Политика в отношении крестьян6. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Слайд 1
Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского

9 класс

© Кузнецов А.В

Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского9 класс© Кузнецов А.В

Слайд 2План урока:
1.Новый император
2. Негласный комитет
3. Реформа управления: учреждение министерств
4. Реформа образования
5.

Политика в отношении крестьян
6. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского
План урока:1.Новый император2. Негласный комитет3. Реформа управления: учреждение министерств4. Реформа образования5. Политика в отношении крестьян6. Реформаторская деятельность

Слайд 3Новый император

Новый император

Слайд 4Новый император
Новый император
Какие качества формировались у Александра I?
Как условия воспитания

Александра Павловича могли повлиять на его политику в будущем?

Воспитываясь при дворе бабушки, Александр разрывался между ней и отцом. В нем формировались скрытность, хитрость, лицемерие, критическое отношение к действительности. Восприняв ряд идей Лагарпа, Александр в то же время, как и отец, любил парады и манёвры – зримые свидетельства неограниченной власти самодержца.

Новый императорНовый императорКакие качества формировались у Александра I? Как условия воспитания Александра Павловича могли повлиять на его

Слайд 5Из письма Александра Фредерику Лагарпу от 27 сентября 1797 г.
Когда же

придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего Отечества, и наслаждался бы им».

Как можно оценить намерения Александра I за четыре года до вступления на престол? Какие цели ставил он перед собой?

Александр I осознавал необходимость преобразований, собирался обновить страну, многое в ней улучшить.

Из письма Александра Фредерику Лагарпу от 27 сентября 1797 г.	Когда же придет мой черед, тогда нужно будет

Слайд 6Негласный комитет
Круг «молодых друзей», единомышленников императора, с которыми от обсуждал и

готовил либеральные преобразования в России.

Время работы: июнь 1801 г. – май 1802 г.

Участники:

П. А. Строганов
(1772 – 1817)

В.П. Кочубей
(1768 – 1834)

А.А Чарторыйский
(1770 – 1861)

Н.Н. Новосильцев
(1761 – 1836)

Задание:
в п.2 §2 необходимо найти и выписать в тетрадь мероприятия, проведённые Негласным комитетом.

Негласный комитетКруг «молодых друзей», единомышленников императора, с которыми от обсуждал и готовил либеральные преобразования в России.Время работы:

Слайд 7Реформа управления
1802 г. – упразднение коллегий, учреждение министерств.
Император
Генерал-прокурор

Правительствующий Сенат:
в 1802

г. стал высшим судебным органом с правом контроля местных властей

Комитет министров:

обсуждение общих вопросов управления страной

Обер-прокурор

Святейший Синод

Министры

Министерства: Внутренние дела, Иностранные дела, Юстиции, Морское, Военное, Финансов, Коммерции, Народного просвещения

Реформа управления1802 г. – упразднение коллегий, учреждение министерств. ИмператорГенерал-прокурорПравительствующий Сенат:в 1802 г. стал высшим судебным органом с

Слайд 8Реформа образования
1803 – 1804 гг. – реформа Александра I в области

образования. Окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования в России.
Реформа образования1803 – 1804 гг. – реформа Александра I в области образования. Окончательно сложилась система высшего, среднего

Слайд 9Университеты

Университеты

Слайд 10Политика в отношении крестьян
1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и

государственным крестьянам покупать ненаселённые земли (т.е. без крепостных крестьян, прикреплённых к ним).

20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»

Задание:
Стр.20, рубрика изучаем документ: «из указа Александра I от 20 февраля 1803 г.»
Выписать основные положения реформы

Но результаты реформы были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных).

ПОЧЕМУ?

Политика в отношении крестьян1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли (т.е.

Слайд 11Политика в отношении крестьян
1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и

государственным крестьянам покупать ненаселённые земли (т.е. без крепостных крестьян, прикреплённых к ним).

20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»


1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.

Политика в отношении крестьян1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли (т.е.

Слайд 12Итоги первых преобразований
Александра I
В государственной сфере:


Реформирование Сената,

Учреждение Комитета министров,

Учреждение министерств.

В

крестьянском
вопросе:

Указ
о «вольных хлебопашцах»,

Аграрная реформа
в Прибалтике.

В области просвещения:

Создание единой системы образования в стране.

Вопрос:
Какие из первых преобразований Александра I вы считаете самыми главными? Почему?

Итоги первых преобразований Александра IВ государственной сфере:Реформирование Сената,Учреждение Комитета министров,Учреждение министерств.В крестьянскомвопросе:Указо «вольных хлебопашцах»,Аграрная реформав Прибалтике.В области

Слайд 13Реформаторская деятельность
М.М. Сперанского
Сперанский М.М.
(1772 – 1839)

Карьера Михаила Сперанского в 1797 –

1808 гг.: 1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената. 1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел. с 1807 г. – статс-секретарь императора. с 1808 г. – заместитель министра юстиции.
Реформаторская деятельность М.М. СперанскогоСперанский М.М.(1772 – 1839)Карьера Михаила Сперанского в 1797 – 1808 гг.:  1797 г.

Слайд 141809 г. – «План государственного
преобразования» М.М. Сперанского»
Судебная власть

Сенат
Законодательная власть

Государственная дума:
Глава

– канцлер, назначаемый императором,
задача Госдумы – обсуждение законопроектов

Исполнительная власть

Министерства

Государственный совет – законосовещательный орган при императоре

Губернские думы

Окружные думы

Волостные думы

Четырёхступенчатые выборы

Император

1809 г. – «План государственного преобразования» М.М. Сперанского»Судебная властьСенатЗаконодательная властьГосударственная дума:Глава – канцлер, назначаемый императором,задача Госдумы –

Слайд 151809 г. – «План государственного
преобразования» М.М. Сперанского»
Предполагалось также установить деление

общества на три сословия:

Задание:
по тексту п.6 §2 стр. 18 определите какие права получали данные сословия по проекту М.М. Сперанского


Политические права предоставлялись только «свободным» (первым двум) сословиям.
Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие.
Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и недвижимым имуществом (то есть представители первых двух сословий).

1809 г. – «План государственного преобразования» М.М. Сперанского»Предполагалось также установить деление общества на три сословия:Задание:по тексту п.6

Слайд 161809 г. – «План государственного
преобразования» М.М. Сперанского»
Вопрос:
Какие положения проекта реформ

М. М. Сперанского вы считаете главными?

Вопрос:
Затрагивали ли проекты Сперанского основы феодально-самодержавного строя?

1809 г. – «План государственного преобразования» М.М. Сперанского»Вопрос:Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?Вопрос:Затрагивали

Слайд 17Реформаторская деятельность
М.М. Сперанского
1 января 1810 г. – образование Госсовета:

Законопроекты

обязательно обсуждаются в Госсовете;
Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и необходимость их принятия;
Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их исполнению;
Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по распределению государственных доходов и расходов.

НО!!!
Государственный совет не законодательный, а законосовещательный орган власти.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского1 января 1810 г. – образование Госсовета: Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете; Госсовет оценивает

Слайд 18Реформаторская деятельность
М.М. Сперанского
1811 г. - проект «Уложения Правительствующего сената».
Задание:
по материалам

п.6 стр.19 составьте схему реформы Сената

НО!!!
Этот проект не был осуществлен

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского1811 г. - проект «Уложения Правительствующего сената».Задание:по материалам п.6 стр.19 составьте схему реформы Сената

Слайд 19Реформаторская деятельность
М.М. Сперанского
«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые

порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).

Вопрос:
По каким причинам проекты М.М. Сперанского не были реализованы?

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь

Слайд 20Домашнее задание
Параграф 2 учить
Стр. 21, рубрика «Думаем, размышляем, сравниваем», задания 1,3,4

письменно в тетради
Домашнее заданиеПараграф 2 учитьСтр. 21, рубрика «Думаем, размышляем, сравниваем», задания 1,3,4 письменно в тетради

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть