Слайд 1Русские первооткрыватели и путешественники: И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский
Радулова.
Визгунова.
Бабенко.
Слайд 2Иван Федорович Крузенштерн
Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн,
19 ноября 1770 — 24 августа 1846 )— российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.
Слайд 3
Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника
в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724—1791).
С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.
С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.
Детство
Слайд 4
Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так
как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.
Гогландское сражение
6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию — одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.
Служба
Слайд 5Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными.
Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль — «Принц Густав» — сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».
Слайд 6В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а
через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.
В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив.
Слайд 7 Кругосветное плавание
В 1799 в Петербурге Крузенштерн представил властям свои соображения, но
проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.
«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.
Надеждой командовал сам Крузенштерн.19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.
Маршрут экспедиции
В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:
Слайд 8В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку.
Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М. Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.
В отставке
Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.
Слайд 9 Юрий Федорович Лисянский
Детство
Русский мореплаватель и путешественник Ю.Ф. Лисянский родился 2 (13)
августа 1773 года в городе Нежин. Его отец был священником, протоиереем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Мальчик с детства мечтал о море и в 1783 году он был определен в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с И.Ф. Крузенштерном.
Слайд 10В 1786 году, в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым
по списку, Юрий Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат "Подражислав", входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга.
Служба
До 1793 года Ю.Ф. Лисянский служил на Балтийском флоте, а в 1793 году он был произведен в лейтенанты и направлен волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию. Там четыре года он совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях Королевского флота Англии против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата "Элизабет", но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки.
Слайд 1127 марта 1797 года Ю.Ф. Лисянский был произведён в капитан-лейтенанты, а
в 1800 году он, наконец, вернулся в Россию, обогащенный большим опытом и знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики; значительно пополнились его знания в области естественных наук. В России он сразу же получил должность командира фрегата "Автроил" на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях Юрий Лисянский был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
Слайд 12В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799
года в целях освоения территории Русской Америки, Курильских и других островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции.
В 1804-1805 годах Лисянский и штурман "Невы" Д. Калинин обследовали остров Кадьяк и часть островов архипелага Александра. При этом были открыты острова Крузова и Чичагова.
Слайд 13Лисянский первым в мире решился на такой беспрецедентный безостановочный переход, осуществив
его на парусном шлюпе за удивительно короткий по тем временам срок! Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута. Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей. Он был уверен, что "столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения.".
За это время "Нева" обследовала малоизвестные районы Тихого океана, наблюдала за морскими течениями, температурой, удельной массой воды, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал.
Слайд 14Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа,
перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: "Благодарность команды корабля "Нева"".
Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.. В его честь была выбита медаль с надписью: "За путешествие кругом света 1803-1806”.
Слайд 15В 1807-1808 годах Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота, командовал
кораблями "Зачатие Святой Анны", "Эмгейтен" и отрядом из 9 судов Балтийского флота. Он участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году Лисянский получил чин капитана I ранга и ему был назначен пожизненный пансион, единственное средство к существованию, поскольку других источников дохода он не имел. Почти сразу же Лисянский, которому было тогда лишь 36 лет, вышел в отставку. И, вероятно, он ушел не без обид. Адмиралтейств-коллегия отказалась финансировать издание его книги "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле "Нева" под начальством Ю. Лисянского". Возмущенный, Лисянский уехал в деревню, где и занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые вёл в форме дневника.
Слайд 16Труд мореплавателя, содержащий множество интересных географических и этнографических данных, заключает много
оригинального, в частности им впервые подробно описана Ситка и Гавайские острова, стал ценным исследованием и впоследствии несколько раз переиздавался.
Слайд 17Умер путешественник 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге. Он
был похоронен на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. Памятник на могиле мореплавателя представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле "Нева" (ск. В.Безродный, К.Леберехт).
Слайд 18Зарождение экспедиции
Как упоминалось ранее Российско-американская компания высказалась в поддержку специальной экспедиции
для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции.
В 1801 году министром военно-морских сил стал адмирал Н.С. Мордвинов. Он не только поддержал Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания два корабля, чтобы в случае необходимости они могли помочь друг другу в долгом и опасном плавании. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. Выбор пал на 16-пушечный шлюп "Леандр" водоизмещением в 450 тонн и 14-пушечный шлюп "Темза" водоизмещением в 370 тонн. Первый парусник был переименован в "Надежду", второй - в "Неву".
«Надежда»
«Нева»
Слайд 19К лету 1803 года шлюпы "Нева" и "Надежда" были готовы к
отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом "Надежда" было поручено капитан-лейтенанту И.Ф. Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянский командовал шлюпом "Нева".
В 10 часов утра 26 июля (7 августа) экспедиция вышла из Кронштадта в далекий путь, "не испытанный до того россиянами".
14 ноября 1803 года в Атлантическом океане "Надежда" и "Нева" под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Капитаны Лисянский и Крузенштерн сблизили свои шлюпы, стоя на мостиках в парадных костюмах при шпагах. Над экватором трижды грянуло русское "ура!", а матрос со шлюпа "Надежда" Павел Курганов, изображавший морского бога Нептуна, приветствовал высоко поднятым трезубцем русских моряков со вступлением в южное полушарие.
Слайд 2022 июля (5 августа) 1806 года "Нева" Лисянского первой вернулась в
Кронштадт, завершив продолжавшуюся 2 года 11 месяцев и 18 дней первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп "Надежда" командира экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна вернулся в Кронштадт четырнадцатью днями позже. Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями.
Так - полным триумфом - завершилось первое в истории российского флота кругосветное плавание. Успех его был вызван и неординарными личностями командиров - Крузенштерна и Лисянского, прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу "служителей"-матросов