Слайд 1Церковь и культура.
Урок 15
10 класс
МБОУ «Правдинская СОШ №2»
учитель 1 категории Шалаева Н.Н.
Слайд 2План урока
Русская православная церковь.
Архитектура и живопись.
Образование и литература.
Бытовая культура.
Слайд 31. Русская православная церковь.
Константинопольская патриархия
Константинопольский патриарх
Русская православная церковь
Митрополит Киевский и всея
Руси
Епархия (церковные округа)
епископы
Церковные приходы
Приходские священники.
Слайд 41. Русская православная церковь.
При Владимире Святославиче была установлена церковная десятина. На
содержание Киевской митрополии им была выделена десятая часть получаемых доходов. На эти средства в Киеве строился первый на Руси каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, прозванный в народе Десятинной церковью
Слайд 51. Русская православная церковь.
Митрополит Киевский и всея Руси – глава русской
церкви – назначался константинопольским патриархом. Первым русским по происхождению митрополитом стал Иларион, назначенный на этот пост при Ярославе Мудром.
Слайд 61. Русская православная церковь.
Распространению православия на Руси содействовали монастыри. Первые из
них – мужской Св. Георгия и женский Св. Ирины – были основаны Ярославом Мудрым в Новгороде.
Свято – Юрьев монастырь
Слайд 71. Русская православная церковь.
В середине XI в. возник знаменитый Киево –
Печерский монастырь. Его монахи жили в выкопанных ими пещерах на берегу Днепра. У истоков этой монашеской обители стоял Иларион, который ещё до избрания митрополитом основал монашеский скит в пещере, вырытой им на правом берегу Днепра.
Слайд 81. Русская православная церковь.
Монастырский устав Киево – Печерской обители был утвержден
при видном христианском подвижнике – Феодосии Печерском, ставшем её первым игуменом. Из стен монастыря вышло немало образованных вероучителей, творцов русской культуры. Именно здесь творил первый известный нам русский иконописец – Алипий.
Слайд 92. Архитектура и живопись.
Важной составляющей жизни древнерусского общества был культурный подъем,
наступивший после принятия православия. Древнерусские зодчие, живописцы и литераторы сумели создать на славянской основе самобытную культуру.
Ярким примером может служить 13-купольный собор Св. Софии в Киеве, возведенный при Ярославе Мудром в 1037 – 1040 гг. на месте последней битвы с печенегами в 1036 г. под его каменными сводами, украшенными фресками и сверкающими мозаиками, могли уместиться несколько сотен человек.
Слайд 102. Архитектура и живопись.
Старшим сыном Ярослава Мудрого был построен храм Св.
Софии в Новгороде, являющийся самой древней каменной постройкой на территории современной России. 5-главый новгородский собор имел значительно более суровый внешний вид по сравнению со своим киевским собратом. Интерьер храма был более строгим: жители северной Руси не любили блеска и роскоши византийской позолоты.
Слайд 112. Архитектура и живопись.
Из камня возводились на Руси и оборонительные сооружения
– чаще всего это были ворота крепостей. При Ярославе Мудром в западной части крепостной стены, окружавшей Киев, была построена надвратная кирпичная башня с церковью Благовещения в ней. Дубовые створы ворот были обиты сверкающими позолотой медными листами, за это башня получила название «Золотые ворота»
Слайд 122. Архитектура и живопись.
XI век стал временем рождения древнерусской живописи. Изобразительное
искусство этого времени носило в основном религиозный характер. Самыми впечатляющими живописными произведениями Древней Руси являются мозаики и фрески Киевской Софии – изображение грозного и всепрощающего Христа Вседержителя в центральном куполе и образ Богоматери Оранты (Молящейся) над алтарём храма.
Слайд 133. Образование и литература.
С принятием на Руси христианства было связано широкое
распространение письменности и образования. Материалом для письма служили пергамент и береста, которая использовалась для частных писем, деловой переписки, хозяйственных записей.
Слайд 143. Образование и литература.
Чтению и письму учились прежде всего священнослужители, они
обучали грамоте желающих прихожан. В Киеве и Новгороде в специальных училищах при Софийских соборах дети священников, бояр и богатых горожан изучали богословие, философию, риторику и иностранные языки.
Слайд 153. Образование и литература.
Во времена правления Ярослава Мудрого появились первые переводы
с греческого языка на древнерусский книг не только религиозного, но и светского содержания. Жителям Древней Руси были известны проповеди отцов церкви, исторические хроники, сочинения античных и средневековых авторов. Долгими днями и ночами переписчики-монахи выводили на дорогих пергаментах четкие линии букв, украшали текст живописными миниатюрами, переплетали книги в обшитые бархатом и кожей доски с золотым теснением и самоцветными камнями.
Слайд 163. Образование и литература.
Древнейшая из дошедших до нас русская книга _
«Остромирово Евангелие» – была на писана в середине XI в. для новгородского посадника Остромира. При великокняжеском дворе и монастырях создавались богатые книжные собрания. Самыми значительными среди них были собрания при соборах Св. Софии в Киеве и Новгороде.
Слайд 173. Образование и литература.
ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«СЛОВО»
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ЛЕТОПИСИ
Слайд 183. Образование и литература.
Летописи представляли собой записи событий по годам. Первым
из дошедших до нас памятников такого рода является «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.
Слайд 193. Образование и литература.
Средством духовного воспитания людей были жития – рассказы
о жизни и деяниях людей, причисленных церковью к святым. В них ставились вопросы христианской морали, рассказывалось о монашеской жизни, борьбе с ересями. «Сказание о Борисе и Глебе», составленное в начале XII в., учило вдумчивого читателя верности слову и любви к ближнему.
Слайд 203. Образование и литература.
К жанру «слова» относятся знаменитое «Слово о законе
и благодати» Илариона, первое по времени литературное древнерусское сочинение , и «Поучение» Владимира Мономаха. В «Поучении» князь стремился передать сыновьям свой богатый жизненный опыт, представления о личных добродетелях, которыми должен обладать правитель.
Слайд 214. Бытовая культура.
Крестьянские дома на Руси представляли собой небольшие бревенчатые постройки,
топившиеся «по-черному». На севере избы рубили из бревен и ставили на высокий подклет. На юге. Используя сухость почвы, хаты глубоко врезали в землю.
Слайд 224. Бытовая культура.
На севере Руси печи делали очень большие, а на
юге довольствовались небольшими глинобитными печками или каменками. Освещались избы лучиной или глиняным светильником-каганцом с просаленным фителём. Рядом с избами во дворе находились помещения для содержания скота, овины для сушки снопов, крытые глубокие ямы для зерна.
Слайд 234. Бытовая культура.
Растёт число городов. Некоторые из них являлись не только
местом пребывания княжеской администрации, но и превращались в центры ремесла и торговли, религиозной и культурной жизни. В облике древнерусского города органично сочетались крепость(детинец) и храмы, княжеский дворец и административные здания, дворы бояр и дома-мастерские ремесленников, рыночная площадь и огороды.
Слайд 244. Бытовая культура.
Зажиточные горожане жили в хоромах, состоящих из нескольких соединённых
между собой переходами строений – терема, горницы, башни-повалуши. В княжеских и боярских хоромах была ещё и гридница – большая парадная комната, где хозяин принимал гостей и пировал со своей дружиной. Комнаты украшались восточными коврами, изысканной мебелью. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры.
Слайд 254. Бытовая культура.
Дома ремесленников были несколько просторнее, чем деревенские избы, так
как жилище нередко совмещалось с мастерской. Бытовая утварь горожан была более богатой, чем у крестьян. В ходу были металлические светильники и бронзовые кресты, изящные гончарные изделия, серебряная, отделанная чеканным узором, посуда, хитроумные замки и ключи.
Слайд 26Домашнее задание.
§ 10, вопросы 1 – 6.