Презентация, доклад по истории России Культура XVII в.

Содержание

Цель урока:Выделить особенности развития отечественной культуры в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом

Слайд 1Образование и культура XVII века

Образование и культура XVII века

Слайд 2Цель урока:
Выделить особенности развития отечественной культуры
в XVII в. по сравнению

с предшествующим периодом

Цель урока:Выделить особенности развития отечественной культуры в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом

Слайд 3План урока:
Образование.
Выпуск печатных книг.
Научные знания.
Русские первопроходцы.
Литература.
Архитектура.

План урока:Образование. Выпуск печатных книг.Научные знания.Русские первопроходцы.Литература.Архитектура.

Слайд 4Как вы думаете, какое влияние оказали на отечественную культуру изменения, произошедшие

в государстве в XVII в.?

Началось постепенное разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения - «обмирщение» культуры.
 


Как вы думаете, какое влияние оказали на отечественную культуру изменения, произошедшие в государстве в XVII в.? Началось

Слайд 5В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их

обмирщение,
выражавшееся
в распространении светских научных знаний,
отходе от религиозных канонов.
Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение,

Слайд 61. Образование.
Домашнее
обучение
Расширение числа учебных заведений
Рост грамотности
среди дворян и посадских людей

1. Образование. ДомашнееобучениеРасширение числа учебных заведенийРост грамотностисреди дворян и посадских людей

Слайд 7Основные черты:
40-е годы - школа в московском
Андреевском монастыре

(Ф. М. Ртищев).
1665 г. - школа для обучения подьячих,
1680 г. - школа при Печатном дворе.
1687 г. - Славяно-греко-латинская академия. Основатели - греки братья Лихуды
В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий (писатель, ученый, переводчик).

Основные черты:40-е годы - школа в московском  Андреевском монастыре (Ф. М. Ртищев).1665 г. - школа для

Слайд 8Симеон Полоцкий
Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629-1680)
Стихотворение в виде сердца по

случаю рождения царевича Фёдора
Симеон Полоцкий  Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629-1680)Стихотворение в виде сердца по случаю рождения царевича Фёдора

Слайд 92.Выпуск печатных книг.
с 1621 г. для царя стали изготавливать рукописную газету

«Куранты», состоящую в основном из переводных иностранных известий.
печатная продукция московского Печатного двора
( 300 тыс. букварей, 150 тыс. церк. Учебных книг.)
1672 г. - первая книжная лавка (Москва)
издание массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике.
2.Выпуск печатных книг.с 1621 г. для царя стали изготавливать рукописную газету «Куранты», состоящую в основном из переводных

Слайд 10
С освоением Сибири

появились рукописные карты.
В 1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис».
Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применение водяных двигателей. 1615 г.
была изготовлена 1-я нарезная пушка.

Карта Сибири.
17 век.

3. Развитие науки

Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном на практические нужды.

С освоением Сибири         появились рукописные карты. В 1678 г.

Слайд 11 Научные знания.
Работа с текстом учебника.

Задание: прочитать пункт 3 (с.76-78) и

заполнить таблицу.

Научные знания Открытия

География
 
История
 
Металлообработка
 
Астрономия
 
 

Научные знания.Работа с текстом учебника.Задание: прочитать пункт 3 (с.76-78) и заполнить таблицу.Научные знания

Слайд 121648 г. –
Семен Иванович Дежнев

1643-1646 гг.
Василий Данилович Поярков

1641-1642 гг.


Михаил Васильевич Стадухин

1649-1653 гг.- Ерофей Павлович Хабаров

4. Русские первопроходцы.

1648 г. – Семен Иванович Дежнев1643-1646 гг. Василий Данилович Поярков1641-1642 гг. Михаил Васильевич Стадухин1649-1653 гг.- Ерофей Павлович

Слайд 13
В 17 в. появляются

новые жанры в русской литературе - сатирические сказки, жизнеописания,
стихи.
Переводится иностранная литература.

Книга 17 века.

В 17 в. появляются

Слайд 14Литература

летописи
сказания
повести
Автобиографическая
Сатирическая
Биографическая
публицистика
стихосложение
Симеон Полоцкий
1629-1680

Литература летописисказанияповестиАвтобиографическая СатирическаяБиографическая публицистикастихосложениеСимеон Полоцкий 1629-1680

Слайд 15«Словеса дней»
И.Хворостинина

«Описание Московского государства»
Г.Котошихина
«Политика»
Ю.Крижанича
Литература
Биографическая повесть
«Повесть об Улиане Осоргиной»
«Житие»

протопопа Аввакума

Автобиографическая повесть

Публицистика

Сатирическая повесть

«Повесть о Фоме и Ереме»

«Повесть о Ерше Ершовиче»

«О Шемякином суде»

«Словеса дней» И.Хворостинина«Описание Московского государства» Г.Котошихина«Политика» Ю.КрижаничаЛитератураБиографическая повесть«Повесть об Улиане Осоргиной»«Житие» протопопа АввакумаАвтобиографическая повестьПублицистикаСатирическая повесть«Повесть о Фоме

Слайд 16В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего
в постепенном отходе от средневековых

простоты и строгости,
в стремлении к внешней живописности и нарядности.

Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры

В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к

Слайд 17Отсюда появление башнеобразных храмов, спиралей и т.д.,
уносящих туда, где над

нами только Господь.

В XVII веке мир начинает восприниматься как вертикальный: некоторые вещи оказываются недостижимыми, а хочется подняться выше

Отсюда появление башнеобразных храмов, спиралей и т.д., уносящих туда, где над нами  только Господь.В XVII веке

Слайд 18Архитектура светская, гражданская, выходит в конце XVII в. на первое место.


Ориентация на Европу и обмирщение — все это еще с конца XVII в. сказалось в московском зодчестве. Появились новые сооружения гражданского предназначения.
Среди них Сретенские ворота Земляного города в Москве (Сухарева башня, зодчий М. Чоглоков), здание Монетного двора и Земского приказа на Красной площади.

Правда, каменные палаты строят для себя преимущественно представители высшей знати.
Эти дворцы нового типа представляют собой единичные явления.
В них находят выражение новые формы быта и новые художественные вкусы.  

Архитектура светская, гражданская, выходит  в конце XVII в. на первое место. Ориентация на Европу и обмирщение

Слайд 19Нарядность,
элегантность,
строгая симметричность
Церковь Покрова в Филях
(1690-1695)
В конце XVII в.
возникает новый

стиль
нарышкинское
(московское) барокко
Нарядность, элегантность,строгая симметричностьЦерковь Покрова в Филях(1690-1695)В конце XVII в. возникает новый стильнарышкинское(московское) барокко

Слайд 20В своей—
архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского

зодчества.

Нарышкинский стиль

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

В своей— архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Нарышкинский стильЦерковь Успения Пресвятой Богородицы

Слайд 21Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва
«Восьмерик на четверике» — популярный

конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной,
так и деревянной.
При этом нижняя часть представляет собой кубический объём
(в деревянном зодчестве — сруб),
а верхняя — поставленный
на него восьмигранник
(сруб «со скошенными углами»).
Выше может быть расположен
ещё один или два восьмерика,
с завершением в виде
шатра или купола.
В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках
(в эпоху барокко).
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва«Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной

Слайд 22 Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля
В плане это

восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках.
Четверик — символ власти,
восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок.
На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами. Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания,
вверху становится более легким.
Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх.

Церковь Троицы в Хохлах,
в Москве 1696 г

Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля В плане это   восьмерик на четверике, завершенный главкой

Слайд 23Предпосылки к возникновению
Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские

общины,
что играло важную роль в характере возводимых построек.
Был возведён ряд светски нарядных церквей,

Строители «нарышкинских» храмов пытались соединить черты запрещенного Никоном шатрового типа с более вместительным традиционным пятиглавым храмом. «Нарышкинские» храмы — бесстолпные, многоярусные.
В убранстве находят широкое применение элементы ордера; окна украшены наличниками; стены обрамляются колонками и карнизами.

Это не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала.
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов

Предпосылки к возникновениюВсе чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины,  что играло важную роль

Слайд 24До середины XVII в.
в церковном зодчестве –
шатровый стиль
Патриарх Никон
запретил строительство
шатровых

храмов

Церковь Троицы Живоначальной
в Троицком-Голенищеве
(1644-1645 )

Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания

До середины XVII в. в церковном зодчестве –шатровый стильПатриарх Никонзапретил строительствошатровых храмовЦерковь Троицы Живоначальнойв Троицком-Голенищеве (1644-1645 )Успенский

Слайд 25Главный критерий в том,
что стиль в своем развитии
проходит несколько этапов:


зарождение,
развитие,
расцвет и упадок.
Так, существуют
ранние памятники нарышкинского стиля
Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля:
лепестковая форма храма,
постановка глав по странам света,
поэтажное деление фасада,
ордерные элементы в декоре,

Большой собор Донского монастыря

Главный критерий в том, что стиль в своем развитиипроходит несколько этапов: зарождение, развитие, расцвет и упадок.

Слайд 26Черты нарышкинского стиля
Для нарышкинского барокко характерны:
центричность,
ярусность,
симметрия, равновесие масс,

известные по отдельности и ранее, и сложившиеся здесь в целостную систему, дополненную ордерными деталями.
нарышкинские памятники обычно красные с белым декором, но мы не можем с уверенностью сказать, какой цвет они имели изначально: так, первый красочный слой церкви
Воскресения в Кадашах оказался желто-голубым.
Типичные его постройки — церкви в подмосковных усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.

Подклет- нижний, нежилой этаж каменного или деревянного дома

Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.

Черты нарышкинского стиляДля нарышкинского барокко характерны: центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс, известные по отдельности и ранее, и

Слайд 27Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.
Церковь венчают три

ряда перспективных кокошников и декоративное пятиглавие, они придают внешнему облику храма особую праздничную торжественность.
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.    Церковь венчают три ряда перспективных кокошников и декоративное

Слайд 28В  архитектуре русских церквей
XVI-XVII веков украшение в виде

множества полукруглых, килевидных ложных закомар, часто расположенных ярусами, называется КОКОШНИКОМ.

Закомара
(от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, соответствующее кривизне закрываемого свода

Кокошники обычно располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

В  архитектуре русских церквей   XVI-XVII веков украшение в виде множества полукруглых, килевидных ложных закомар, часто

Слайд 29Нарышкинскому стилю характерно использование
ордерных элементов,
типичной для архитектуры того времени двуцветности,


полихромных изразцов
позолоченной резьбы в интерьерах
традиций русского узорочья и травного орнамента.
Нарышкинскому стилю характерно использование ордерных элементов, типичной для архитектуры того времени двуцветности, полихромных изразцовпозолоченной резьбы в интерьерах

Слайд 30 Церковь Собора Пресвятой Богородицы Строгановская

церковь в Нижнем Новгороде

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах Московской обл. Одинцовский р-н

Церковь Собора Пресвятой Богородицы Строгановская церковь  в Нижнем НовгородеЦерковь Спаса

Слайд 31В XVII в. обрели завершенный облик многие монастырские архитектурные ансамбли:
Новодевичий и

Донской в Москве,Спасо-Евфимиев и Покровский в Суздале, Алексеевский с прекрасной Успенской «дивной» церковью в Угличе, знаменитый Новоиерусалимский монастырь, сооружать который начали при патриархе Никоне в 1656 г.
В XVII в. обрели завершенный облик многие монастырские архитектурные ансамбли:Новодевичий и Донской в Москве,Спасо-Евфимиев  и Покровский

Слайд 32Искусство конца XVII в. получает широчайшее распространение по всей стране.
Выдающиеся

произведения зодчества, живописи, декоративно-прикладного искусства в это время создаются в Рязани, Калуге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Костроме, Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Угличе, Вологде, Устюге, Сольвычегодске, Архангельске.

Искусство конца XVII в. получает широчайшее распространение по всей стране. Выдающиеся произведения зодчества, живописи, декоративно-прикладного искусства в

Слайд 33Демонстративно отошли от канонов древнерусского зодчества строители церкви

Знамения в Дубровицах (в вотчине воспитателя Петра I Б.А. Голицына). Ее пышное резное убранство включало запрещенные ранее круглые скульптуры, а двухъярусный восьмерик завершался не церковной главой, а ажурной вызолоченной короной! Дубровицая церковь — пример ярко выраженного барочного мышления, противопоставленного вековым традициям древнерусской ар.хитектуры.

церковь Знамения в Дубровицах

Демонстративно отошли от канонов древнерусского зодчества строители церкви

Слайд 34Значение для русской архитектуры
Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы,


но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга.
Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде:
в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени,

Значение для русской архитектурыНарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние

Слайд 35Нарышкинский стиль -
это один из самых самобытных стилей в русской архитектуре.

Он вобрал в себя все лучшее из русской и западной архитектуры:
четкую композицию,
симметрию,
красивый и оригинальный декор —
и при этом не перестал быть функциональным.
Нарышкинский стиль -это один из самых самобытных стилей в русской архитектуре. Он вобрал в себя все лучшее

Слайд 36Дворец царя в с.Коломенском -
«восьмое чудо света»
(1667-1668)
Церковь Вознесения в с.Коломенском


(1532)
Дворец царя в с.Коломенском -«восьмое чудо света» (1667-1668)Церковь Вознесения в с.Коломенском (1532)

Слайд 37Иосифо-Волоколамский монастырь
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря
Архитектура

Иосифо-Волоколамский монастырь Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря Архитектура

Слайд 38Преображенский храм
на о.Кижи
Теремной дворец
Московского Кремля

Преображенский храмна о.КижиТеремной дворец Московского Кремля

Слайд 39Домашнее задание
§ 10 учить, см. вопросы и задания на с. 84.



Дополнительное задание:
подготовить кроссворд из 10 слов
Домашнее задание§ 10 учить, см. вопросы и задания на с. 84. Дополнительное задание: подготовить кроссворд из 10

Слайд 41Ответить на вопросы с помощью подсказки (матрицы)


Вопросы:
Воспитатель детей Алексея Михайловича
Русский посол,

составивший описание Китая
Первопроходец открывший пролив между Азией и Америкой
Дворец, украшенный в виде стиля «дивного узорочья»
Художник-иконописец XVII века.
Ответить на вопросы с помощью подсказки (матрицы)Вопросы:Воспитатель детей Алексея МихайловичаРусский посол, составивший описание КитаяПервопроходец открывший пролив между

Слайд 42Ответы:
Полоцкий

Спафарий

Дежнев

Теремной

Ушаков

Ответы:ПолоцкийСпафарийДежневТеремнойУшаков

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть