Слайд 1Культура и искусство после октября 1917 г.
Слайд 2«Музыка революции»: искусство, общество и власть 1917-1922 гг.
Смена власти, происходившая в
стране в 1917-1922 гг., дала новый импульс развитию художественного творчества. События октября 1917 г. разделили деятелей искусства на горячих сторонников новой власти, аполитичных наблюдателей и ее яростных противников. Советская власть на первых порах поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное, деструктивное по отношению к традициям прошлого начало. Отличительная черта первых послереволюционных – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу.
Слайд 3Самый суровый, аскетический быт был опоэтизирован в произведениях тех художников, которые
услышали в нем «музыку» будущего. Разные по стилю натюрморты К.С. Петрова-Водкина и Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны.
Слайд 4
Массовый отклик находило искусство плаката. Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в
пустующих витринах магазинов. В условиях информационного голода(бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны. Художники С.В Чехонин и М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой.
Слайд 5Символом романтических иллюзий послереволюционных лет выглядит проект памятника III Интернационалу, созданный
в 1919-1920 гг. художником В.Е. Татлиным. Многоярусная башня, устремленная в небо, воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. В овеянные романтикой революции 1920-е гг. свои произведения создавали скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, А.С Голубкина.
Слайд 6Художественное разнообразие 1920-х гг.
Это было время для активной деятельности десятков разнообразных
литературных и других художественных группировок, ставших выразителями свободной творческой атмосферы, воцарившейся в стране. Среди самых заметных объединений, стоявших на полярных идейных позициях, оказались Левый фронт искусств(ЛЕФ) и Ассоциация художников революционной России(АХРР). Первая группа подчеркивала свою преемственность футуризму и отстаивала новое искусство в противовес классическому культурному наследию. Поддержкой правящей партии пользовалось АХРР. Ассоциация боролась с установками ЛЕФа на ниспровержение «старого» искусства, опираясь на наследие реализма.
Слайд 7Вместе с тем в 1920-е гг. партийное руководство воздерживалось от прямого
вмешательства в художественную жизнь. Между тем некоторые группы добивались, чтобы власти поддержали их претензии выступать от имени «единственного правильного» пролетарского искусства. Всероссийская ассоциация пролетарских писателей(ВАПП, позднее РАПП) выдвигала идею создания классовой литературы, противопоставляя ее «старой», буржуазной. Другой ассоциацией, возникшей накануне событий 1917г. и ставившей целью создание «чистой» пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности масс являлась Пролеткульт.
Слайд 8Архитектура и зрелищные искусства как воплощение идей социального новаторства
Архитектурное творчество 1920-х
гг. и строительство стали сферой самых смелых поисков и новаторских решений. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. архитекторы Мельников, Леонидов, братья Веснины, Щусев создали архитектурные образы и формы, свидетельствовавшие о рождении нового стиля, такого как конструктивизм.
Слайд 9Физкультура и спорт.
После октябрьских событий 1917 г. Связи России с международным
спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны(они начали восстанавливаться только после Второй мировой войны). В международных чемпионатах участвовали лишь представители эмиграции. Борьба с «буржуазным наследием» в спорте привела к быстрому разрушению спортивных клубов. В целях повышения дисциплины были созданы органы Всеобуча(всеобщее военное обучение), на которые возлагалась организация физкультурной и спортивной работы. Главное внимание уделялось внедрению физической культуры в массы, что рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины и сплочения молодежи вокруг партии. В 1918г. В Москве открылся Институт физической культуры. В 1919 г. На базе бывших курсов Лесгафта в Петрограде был создан Институт физического образования. В Москве на Красной площади уже в мае 1919 г. Состоялся парад физкультурников.
Спасибо за внимание!
Подготовила: ученица 11-ого класса Испаева Айгерим