Слайд 1Работу выполнила
Ученица 8 класса
Демяник Марина Олеговна
Руководитель
Учитель истории
Цыба Владислав Владимирович
МБОУ Комбайновская оош
имени
воина-афганца Алексея Демяника
Полный почтовый адрес:
346975, ул. Таганрогская, 2а, с. Рясное,
Матвеево-Курганский район
Ростовская область
Mk-komb@yandex.ru
8(86341)3-39-43
«Научно-просветительский конкурс «Российский день истории – 2018»
Конституционный проект начала XIX века
в Российской империи: Конституция Н.М. Муравьева и «Русская Правда» П.И. Пестеля
П. И. Пестель
Н. М. Муравьев
Слайд 2Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
Биография Павла Пестеля...................................................................................................................................................…………………………………..4
Биография Никиты Муравьёва…………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………..6
Общее сравнение документов …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..8
Народ в политическом
и гражданском плане………………………………………………………………………..…………………………………………………………………….11
Вопрос государственного устройства ……………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………..13
Административно-территориальное устройство страны……………………………………………………………………………………..………..14
Религиозные убеждения ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………………………16
Положение священнослужителей в России………………………………………………………………………………………………………………………………..17
Судебная власть…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…….20
Что такое референдум?........................................................................…………………………………................................................................................22
Голосование…………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………25
Слайд 3 Введение
В данной презентации я хотела бы изучить и сравнить два исторических
документа: Конституцию Никиты Муравьева и «Русскую Правду» Петра Пестеля, а также провести среди учеников моего класса референдум по выбору лучшего проекта для Российской империи начала XIX века. Также я постараюсь найти мнения историков о данных документах.
Цель данной работы – дать читателю полностью ознакомиться с документами и самостоятельно выбрать лучший, по их мнению, проект.
Эти проекты были созданы повстанцами в России в начале XIX века во царствования Александра I. Во время его правления сформировались два общества – Северное и Южное. Предводителем Северного общества был Никита Муравьёв, предводителем Южного – Павел Пестель. Оба они создали проекты, которые должны были изменить жизнь граждан России в лучшую сторону. Конечно, с приближением восстания участники обществ понимали, что им рано или поздно придется объединиться в союз, дабы избежать в дальнейшем междоусобных войн. Однако, все пошло не по плану и восстание случилось гораздо раньше, чем планировали, в связи со смертью императора. Восстание не было готово, поэтому его подавили. Далее я расскажу Вам о судьбе каждого из предводителей движения, после чего мы сравним документы, разработанные ими.
Конституция Н. Муравьёва
Никита Муравьёв
Павел Пестель
«Русская Правда» П. Пестеля
Слайд 4 Биография Павла Пестеля
Павел Иванович Пестель родился 24 июня (5 июля) 1793
года в Москве в семье сенатора Ивана
Борисовича Пестеля (1765-1843).
До 12-летнего возраста П. И. Пестель воспитывался дома, в 1805-1809 годах вместе с братом В. И.
Пестелем учился в Дрездене. По возвращении в Россию в 1810 году был определен в Пажеский корпус
(числился пажом с 1803 года), с декабря 1810 года числился камер-пажом. Из корпуса был выпущен
прапорщиком в Лейб-гвардии Литовский полк в декабре 1811 года.
П. И. Пестель принимал участие в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении он был тяжело
ранен, за что был награжден золотой шпагой за храбрость. В январе 1813 года П. И. Пестель был произведен в подпоручики. В 1813-1814 годах он участвовал в заграничных походах русской армии, с августа 1813 года поручик П. И. Пестель являлся адъютантом генерала от кавалерии графа П. Х. Витгенштейна.
П. И. Пестель участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом и австрийским Леопольда 3-й степени), при переправе через Рейн (был награжден баденским орденом Карла Фридриха), Бар-сюр-Об, Труа (был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и прусским орденом «За заслуги»).
В августе 1814 года П. И. Пестель был переведен в Лейб-гвардии Кавалергардский полк с оставлением в должности адъютанта. С сентября 1814 года он находился в Митаве (ныне в Латвии) при П. X. Витгенштейне, в августе 1817 года был произведен в штабс-ротмистры.
С февраля 1818 года П. И. Пестель находился во 2-й армии в Тульчине (ныне на Украине), в июле 1818 года был произведен в ротмистры. В декабре 1819 года был произведен в подполковники с переводом в Мариупольский гусарский полк. Позднее был переведен в Смоленский драгунский полк с отчислением от должности адъютанта, но оставлен при штабе 2-й армии по делам, связанным с греческим восстанием (трижды командировался в Бессарабию).
Слайд 5 С ноября 1821 года и до своего ареста в декабре 1825
года полковник П. И. Пестель командовал Вятским
пехотным полком, расквартированным в местечке Липцы (ныне на Украине).
В 1817 году П. И. Пестель стал одним из учредителей Союза благоденствия, составил для него устав. Именно
он в 1818 году организовал в Тульчине ложу Союза благоденствия, добился принятия его членами республиканской
программы, обосновал необходимость цареубийства и уничтожения всех членов императорской семьи. В 1821 году П. И.
Пестель основал Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, он
скоро стал во главе заговорщиков. Силой своего красноречия он позднее убедил и Северное общество действовать в духе
Южного. Благодаря его энергии в канун декабря 1825 года программы обоих тайных обществ объединяла установка на вооруженный переворот.
Выражением политических взглядов П. И. Пестеля была составленная им «Русская правда», где описывалось устройство страны после победы заговорщиков. Предлагалось разрушить православную церковь, физически уничтожить всю императорскую семью и ввести в России республиканскую форму правления. Цареубийство в его планах было только началом широкой программы репрессий, призванных укрепить новую власть.
П. И. Пестель был арестован в Тульчине 13 (25) декабря 1825 года по доносу А. И. Майбороды, в тот же день он был отрешен от командования полком. В январе 1826 года он был доставлен в Санкт-Петербург, содержался в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
П. И. Пестель был осужден вне разрядов и 11 (23) июля 1826 года приговорен к повешению. 13 (25) июля 1826 года он был казнен на кронверке Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с К. Ф. Рылеевым, С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на острове Голодай в Санкт-Петербурге (могила утеряна).
Слайд 6 Биография Никиты Муравьёва
Сын писателя и публициста Михаила Никитича Муравьёва и Екатерины
Фёдоровны (урождённой баронессы
Колокольцовой). Приобрел прекрасное домашнее образование. Позже попал на физико-математическое подразделение
Московского института. С февраля 1812 года - коллежский регистратор в Департаменте Министерства юстиции. В начале
войны 1812 года сбежал из дома в работающую армию. Формально, зачислен в армию прапорщиком воинской части в июле
1813 года. Миновал целую кампанию 1813 - 1814 года. Участник битв при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 года переведён в
Основной генштаб. Принял участие в боевых операциях против Наполеона I, возвратившегося с о. Эльбы (зачислен к
дневальному генералу основного штаба русских войск в Вене А.А. Закревскому). В июне 1815 года в свите офицеров
Генерального штаба прибывает в Париж. Тут Муравьёв имел честь познакомиться с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром,
аббатом Сиверсом .
По возвращении в Россию, Муравьёв совместно с будущими декабристами слушал курс действий политэкономии ученого К. Германа и лично осваивал литературу по экономике, праву, истории. В 1816 году принял активное содействие в формировании Союза спасения. Единственный из основоположников Союза благоденствия (1818). Совместно с С. Трубецким и А.Н. Муравьевым, принял участие в формировании устава Союза благоденствия - "Зелёной книги". В январе 1820 года на Петербургском совещании Союза высказался за утверждение республиканского управления путём армейского восстания. Выходит в отставку в начале 1820 года. Уезжает на юг России вместе с М.С. Луниным и видится там с Пестелем.
После формального роспуска Союза благоденствия (1821 год), Муравьёв начинает воплощение новейшей организации - Северного общества. Его влияние в 1821-1823 годах, в обществе было чрезвычайно велико. В то же время, Муравьёв не терял связи с Пестелем - руководителем Южного общества. Пестель провел Муравьева в правящий орган Южного секретного общества - Директорию .
В декабре 1821 года начинается служба Муравьева в Генеральном штабе, он принят туда в чине поручика. Зимой того же года, находясь вместе с гвардией в Минске, Муравьёв начал разработку первого варианта конституции. В нем, кроме уничтожения крепостного права, феодального строя, рекрутчины и военных поселений, появились мысли сохранения монархии, ограниченной в действии конституцией. Устанавливался высокий имущественный ценз. Освобождение крестьян было безземельным, сохранялось помещичье землевладение. Такой образ конституции был раскритикован Пестелем, Рылеевым, Штейнгелем, Торсоном. В следующих вариациях конституции, Муравьёв понизил имущественный ценз, пересмотрел концепции наделения крестьян территориями.
Слайд 7 В декабре 1825 года, Муравьёва не было в Петербурге. Взяв отпуск
по семейным обстоятельствам,
он уехал с женой в орловское имение Чернышёвых Тагино. Имя Муравьева, как одного из руководителей тайного
общества, было названо в доносе Майбороды. Он был арестован в селе Тагино 20 декабря 1825 года. Был
доставлен в Санкт-Петербург на главную гауптвахту 25 декабря. Был переведён 26 декабря в
Петропавловскую крепость. После допроса, 5 января 1826 года, представил секретному комитету
"Историческое обозрение хода Общества". Позже был осуждён по первому разряду. По информации 10
июля 1826 года, был приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги
был сокращён до 15 лет. Был отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.
Отбывал наказание с 28 января 1827 года в Читинском остроге, с сентября 1830 года - в Петровском
заводе. В Петровском заводе читал курс лекций по истории России и военной истории. Активный участник Малой артели. В ноябре 1832 года срок был сокращён до 10 лет. Из Петровского завода отбыл на поселение в селе Урик Иркутского округа. На поселении, вместе с братом, занимался сельским хозяйством. Сам построил мельницу. Есть сведения, что в Сибири Никита Муравьёв писал политические сочинения и мемуары, но после ареста Лунина в 1841 году всё уничтожил.
…хотели к делу приплести Никиту Муравьёва, по родству его и связи с Луниным, полагая, что он был участником в сочинении некоторых из писем, и матери его Екатерине Фёдоровне многого стоило выгородить сына своего. (С.П. Трубецкой).
Невзирая на то, что в декабре 1925 года Муравьев выехал из Петербурга,20 декабря был задержан, поскольку являлся сопричастным к службе скрытого общества. 26 декабря помещен в Петропавловскую крепость, осужден на 20 лет каторжных работ. Тем не менее, позже срок поменяли, укоротив до 15 лет. В декабре 1926 года, Муравьев прибыл в Сибирь. Супруга Никиты, Александра Чернышева, отправилась вместе с супругом. В 1836 году прибыл в Иркутск, скончался там же, в Иркутской губернии в 1843 году.
Слайд 8 Для начала сравним эти документы в целом. Оба они довольно смелые
для своего времени. Каждый из них , будь он реализован, кардинально изменил бы жизнь населения. Конечно, при первом же просмотре документов, первое и самое заметное отличие очевидно – это размер. «Правда» Пестеля гораздо объемнее, нежели Конституция Муравьёва. Однако же, обе эти работы похожи по структурному составлению, а так же основным замыслам: уменьшить власть
монарха или же ликвидировать крепостное право. Оба лидера
«Северного» и «Южного» обществ декабристов составили
документы, которые, по их мнению, должны были сделать
страну более крепкой и устойчивой во внешней политике посредством улучшения внутренней жизни в стране.
8
Слайд 9 «Правда» Пестеля содержала республиканское начало, но, понимая, что нынешняя Россия пока
не готова к резкому изменению устройства страны на республику, он планировал свергнуть монарха и передать власть в руки временного правительства, которое на протяжении 8-10 лет подготовила бы Россию к возможности введения республики.
Также Пестель был категорически против автономии отдельных местностей, и, напротив, пытался преобразовать страну
в единое политическое тело. В плане вероисповедания
Пестель придерживался христианства и хотел убрать
отличные религии из страны, внося изменения в жизнь
иноверцев.
9
Слайд 10 Конституция Северного общества, созданная Муравьёвым, придерживалась монархического устройства, и, хотя сам
Муравьёв соглашался, что республика лучше и разумнее монархии, всё же не стал менять своей точки зрения. В основу этого проекта легли самые радикальные идеи тогдашних конституций. Главным образом, однако, повлияла испанская Конституция 1812 года. Но, хоть власть и принадлежала императору, она была чрезвычайно ограничена, в основном власть имело вече и народ.
Также, в отличие от Пестеля, Муравьёв хотел
разделить страну на 15 отдельных провинций. В социальном
же плане Конституция была менее развита, нежели «Русская правда». Далее я предлагаю ознакомиться с обоими документами более подробно и рассмотреть основные их отличия.
10
Слайд 11Для начала рассмотрим оба эти проекта по отношению к народу в
политическом и гражданском плане.
В Правде Павла Пестеля также
содержались идеи освобождения
крестьян от крепостного права,
однако же тут были куда более
смелые идеи для современного общества, которые без сомнения кардинально изменили бы жизнь простого народа. Например, он хотел разделить все земли пополам и половину разделить между крестьянами без права ее продать, в то время как вторая была объектом купли-продажи. Таким образом помещичье землевладение не уничтожалось полностью. Также упразднялись все сословия, что давало всем гражданам одинаковые права. Все люди страны получали право голосовать.
В конституции Никиты Муравьёва
крестьяне получали свободу от
крепостного права, но при этом
оставались без каких-либо земельных участков. Также простые люди, которые хотели уехать из своих селений, должны были выплатить налог землевладельцам. Таким образом, Муравьёв пытался максимально уменьшить недовольство крупных помещиков, лишившихся крепостных. Что на счёт выборных прав – тут у Муравьёва было множество ограничений, таких, как возраст и состояние здоровья. Все русские имели свободу слова, печати, занятий, вероисповедания и петиции.
Слайд 12Мнения Российских историков по поводу данной главы
При срочных освободительных условиях сие
постановление не нужно. А на первой случай освобождение так устроить, чтоб подобных разорительных как для помещиков, так и для крестьян переходов не было. А общинное землевладение – верный способ для стоячего положения земледелия. (Трубецкой С. П.)
Авторское мнение
По моему мнению, здесь предпочтительные условия предлагал Павел Пестель, ведь он наделял крестьян землёй, в то время как по Конституции Муравьёва землю получали лишь некоторые люди, однако же в тогдашней России прижился бы проект Муравьёва. Тогда страна не была готова к таким резким изменениям, так что простой отмены крепостного права на те времена полностью бы хватило. В проекте Пестеля же изменения слишком резкие и в неподготовленной стране могли вызвать бунты за возврат прежних условий, которые проводились бы, в большинстве своём, среди крупных землевладельцев и помещиком, так-как те лишались крепостных крестьян и части своих угодий.
Трубецкой С. П.
Слайд 13Вопрос государственного устройства
Павел Пестель был на стороне республики, что делало его
проект по тогдашним меркам невероятным. Но, понимая, что на то время Россия не была готова к таким резким переменам, он планировал передать власть в руки временного правительства, которое в течение 8-10 лет должно было подготовить страну к республиканскому устройству. Таким образом, он предотвратил бы бунты, которые могли возникнуть в связи с резким изменением государственного устройства.
Никита Муравьёв был сторонником монархии, но при этом власть императора была критически урезана, большая часть власти была сосредоточена в руках вече и народа. Таким образом в стране воцарилась бы демократия, но при этом, кардинально не менялся строй страны, что, опять же, могло предотвратить восстания среди категорий народа, желающего вернуть прежний строй.
Слайд 14Административно-территориальное устройство страны
Россия представлялась Муравьёву федеративным государством. Страна подразделялась на 13
держав и 2 области, делившихся, в свою очередь на 368 уездов. Каждая держава должна иметь возможность выхода к крупным торговым путям; столицей держав должен был быть крупный торгово-промышленный центр. В первой редакции, как и в "Русской Правде", столицей государства был Нижний Новгород, но в конечном итоге столицей объявлена Москва.
По мнению Павла Пестеля, будущая Россия - унитарное государство, так как в федеративном устройстве он видел возможность распада страны на отдельные части. Итак, по "Русской Правде" Россия делилась на 53 губернии, 50 из которых назывались округами, а 3 - уделами. Столицей Российского государства становился Нижний Новгород.
Слайд 15 Авторское мнение
По моему мнению, в данном случае в России также
прижилась бы Конституция Муравьёва, так-как передача власти в руки временного правительства на 8 лет была как минимум ненадежна. Более того, несмотря на длительную подготовку государства, республика не могла бесследно появиться в государстве, не вызвав бунтов. Конституция Муравьёва вновь выигрывает в том, что изменения не такие резкие.
Слайд 16Религиозные убеждения
Никита Муравьёв признавал в России несколько религий, однако же основной
признавал христианство. Несмотря на это, он спокойно реагировал на представителей иноверцев и считал их такими же гражданами своей страны, как и представители его веры. При этом в правах другие религии ущемлялись, их возможности незначительно, но всё же сокращались.
Павел Пестель был сторонником христианства, и, хоть и принимал в стране иноверцев, они теряли очень многие права. Он полностью урезал их действия, если те шли наперекор христианской библии. евреев же он и вовсе хотел изгнать из страны в Палестину, предоставив им должную охрану, считая их расхитителями страны. Таким образом в стране активной религией оставалось лишь христианство.
Слайд 17 По конституции Муравьева священнослужители
получают жалованье из государственной казны,
и в
уважение к тому положению, которое они
назначены занимать в обновленном строе, они
освобождаются от постойной и подводной повинностей. В первой редакции проекта даже было сказано, что земли, принадлежащие церквам, остаются за ними навсегда. Намечалось также освобождение духовенства от всех налогов. Конечно, если бы православное духовенство представляло собою значительную силу, Н. Муравьев пошел бы и на дальнейшие уступки ему. Члены Северного общества скорее жалели о том, что православное духовенство бедно и некультурно. Какое же положение занимают священнослужители прочих культов? — Только терпимое. Если они не нарушают «законов природы и нравственности», то им обеспечивается отправление богослужения «по совести и чувствам своим». Никаким иным покровительством со стороны государства они не пользуются.
Допуская иноверные исповедания, Пестель
ограничивает их свободу самым деспотическим образом.
Он считал необходимым запретить «все действия»
этих исповеданий, которые противоречат духу законов христианских. Так, магометанам должно быть запрещено многоженство. К кочующим народам он предлагает посылать миссионеров. К евреям он относится с большой враждебностью. Отмечая громадное влияние раввинов на низкий духовный уровень еврейского народа, он в то же время считает возможным обратиться к тем же раввинам, чтобы с их помощью бороться против обособленности евреев. Он даже не прочь русским войском помочь еврейскому народу для завоевания особой территории в Малой Азии, на которой основалось бы еврейское государство.
Распространение православия вообще представлялось Пестелю делом крайне важным. Этим должно заниматься особое министерство — духовных дел. Министр духовных дел должен быть из духовного звания. Вообще православному духовенству в соответствии с важностью возлагаемых на него функций, должно оказываться особенное покровительство и о благосостоянии его должно особенно заботиться.
Положение священнослужителей в России
17
Слайд 18Эту терпимость, при наличии привилегий
православному культу, никоим образом нельзя
рекомендовать,
— что не раз в нашей
литературе делалось, — как полную свободу
совести. Точно также, при этом условии, не является провозглашением полной свободы совести и нижеследующий пункт в отделе о правах народного веча: «Народное вече не имеет власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо вероисповедание или раскол. Вера, совесть и мнение граждан, пока оные не обнаруживаются противозаконными действиями, не подлежат власти народного веча. Но раскол, основанный на разврате или на действиях противоестественных, преследуется на основании общих постановлений». Дело в том, что православная вера поставлена над всеми прочими культами и этим свобода совести естественно ограничена. С другой стороны, самая постановка вопроса показывает, что внеисповедное состояние граждан не допускается. А свобода совести без права внеисповедности — пустой звук.
Так как положение духовенства «горько и жалостно»,
то необходимо «все средства употребить для
доставления ему совершенно приличного содержания».
Особенно важно, чтобы приходские священники
«не были принуждены сами заниматься земледелием и беспокоиться о своем пропитании». С целью повысить нравственный уровень духовенства Пестель предлагает ввести возрастный ценз: в монахи никто не должен поступать, не достигнув 60 лет, а в белое духовенство — ранее 40 лет.
Пестель прямо говорит, что духовенство должно быть не особенным сословием с известной независимостью, а «частью правительства», чиновниками государства. По существу, он так же, как до него Мамонов низводит церковную организацию до подчиненной роли «артиллериста при своей пушке» или наблюдателя за чистотой и безопасностью. Не веря в самодеятельность народа, становясь в позу его освободителя и благодетеля, он берет от церкви всю ту пользу, какую она может дать, стремясь в то же время обезопасить новый социальный порядок от слишком хорошо известных ему ее захватнических тенденций.
18
Слайд 19 Мне кажется, в отношении религии вновь преимущество на стороне Муравьёва. Однако,
пожалуй, это один из тех пунктов, где определить преимущество будет сложно. Плюс проекта Муравьёва заключается в том, что сохраняются прочие религии помимо христианства, при этом сохраняя их право действий. Дополнительные церковные поборы приносили бы прибыль в казну, также увеличилась бы военная сила за счёт числа иноверцев, попадающих в ряды русской армии.
Но при этом сосредоточение в одной стране нескольких
религий могло привести к появлению междоусобных войн, что
напротив, губительно сказалось бы на положении страны.
В ситуации Пестеля всё схоже: минус в возможных бунтах иноверцев в отношении изменения их вероисповедания на христианство, но плюсом является укрепление страны в отношении религиозного положения среди других государств. Также подобное вмешательство могло предотвратить те же междоусобные войны, возникающие между представителями различных религий. Но, всё же, по моему мнению, оптимальной на то время остаётся Конституция Никиты Муравьёва.
Слайд 20Судебная власть
Никита Муравьёв в своём проекте придерживался не написания чётких законов
о правонарушении, а в основном, он указывал лишь условности для самого суда и приготовления к нему. Например, на судебное разбирательство обязаны были явиться все свидетели по данному делу. Расходы же на дорогу оплачивались государством. Если на местном разбирательстве судья затруднялся огласить приговор и вынести решение по делу, то оно направлялось в Областной суд, где проводилось повторное разбирательство.
Павел Пестель строил свою «Правду»
на доводах, которые и поныне используются в современной Конституции. Например, если у человека нет иного средства к спасению, то он может совершить убийство. Преступлением может считаться лишь то деяние, совершенное человеком в здравом уме и трезвой памяти. Таким образом, не все деяния, нарушающие закон, были в то время уголовно наказуемы.
Слайд 21Авторское мнение
В этом пункте, по моему мнению, предпочтительнее «Правда» Пестеля.
Его доводы кажутся более разумными, в то время как главы о суде в Конституции Муравьёва строятся на нюансах прохождения суда. Также подход Пестеля к судебной власти мог бы значительно улучшить жизнь страны: уменьшить число приговариваемых к смертной казни и количество заключенных, снизить статистику преступности.
Слайд 22 Настало время провести референдум, но для начала давайте разберёмся, что же
это, вообще, такое.
Референдум – это всенародное голосование и важный демократический институт, который указывает на прямое правотворчество жителей данного государства. Он позволяет гражданам стать непосредственными участниками в принятии решений, касающихся судьбы страны в целом и каждого человека в отдельности.
Условия проведения референдума закреплены в Конституции и нормативных актах, а его характер может быть обязательным (императивным), принимаемым к исполнению законодательными органами, или в форме опроса (консультативным) – для выяснения позиции граждан.
Что такое референдум?
Слайд 23 По итогам голосования в 8 классе ученики выбрали проект Конституции Никиты
Муравьёва как наиболее приемлемый для России начала XIX века
Слайд 24 Конечно, в моей работе присутствует лишь тот минимум, который обязательно должен
быть, дабы у зрителя возникло полное представление об этих проектах, но, не смотря на небольшое количество пунктов сравнения, по моему мнению, оно получилось достаточно полным, чтобы каждый, просмотревший эту работу с уверенностью мог определить для себя, какой же проект был актуальнее и лучше для того времени. В этом и заключалась цель данного проекта: максимально точно и объективно познакомить читателя с такими документами, как конституции «Северного» и «Южного» обществ, и
дать ему право самому выбрать лучший проект. Думаю,
я достигла цели, которую ставила перед собой в
начале работы над данным проектом.
Слайд 25Литература и интернет-ресурсы, использованные для создания работы
1. Религия в конституционных проектах
H. M. Муравьева и П. И. Пестеля.
https://cyberpedia.su/8x638d.html
2. История Российской империи. Конституции Н. Муравьева и П. Пестеля
https://www.rosimperija.info/post/574
5. Пестель Павел Иванович. «Русская правда»
http://az.lib.ru/p/pestelx_p_i/text_0020.shtml
3. Проект Конституции Никиты Муравьева
http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/NIKITA_W.HTM
4. КОММЕНТАРИИ С. П. ТРУБЕЦКОГО К «КОНСТИТУЦИИ» Н. М.
Белоусов Михаил Сергеевич
https://cyberleninka.ru/article/n/kommentarii-s-p-trubetskogo-k-konstitutsii-n-m-muravieva