Слайд 1Древние люди и их стоянки на территории современной россии
Выполнил: Страшко Геннадий
Сергеевич
Учитель истории и обществознания
Слайд 2Цели и задачи :
познакомить с процессом появления первых людей на
территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя;
Определить степень влияния природно- климатических условий на образ жизни предков;
Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.
Слайд 3Основные вопросы урока:
1) Появление людей на территории современной России.
2)Древнейшие стоянки человека
на территории современной России
3) Зарождение родового строя.
4) Совершенствование орудий труда.
Слайд 4Историк и археолог М.И. Погодин утверждал: ( сл. 1)
« Человек
и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеющими одну историю.. Чем более человек образовывается, тем более он выходит из-под власти природы.. и из раба её делается властелином.»
- Согласимся ли мы с этим высказыванием или опровергнем его? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в конце урока.
Слайд 5Вспомните из курса 5 класса, когда и где появился первый человек?
- Как шло расселение древнейших людей?
Слайд 6Проблемный вопрос:
« Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию
современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?
Слайд 7 1. Появление людей на территории современной России.
Древнейшие люди на территории
современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.
Слайд 81. Появление людей на территории современной России.
Древние люди ничего не выращивали,
а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ.
Слайд 9Появление людей на территории современной России.
Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать
его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.
- Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево)
- Древнейший период существования человека назывался каменным веком.
Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:
1) палеолит
2) мезолит
3) неолит
Слайд 10Как им жилось? Трудно ли было выжить в одиночку?
- Выжить в
условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.
Слайд 112. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
Прочитайте материал на стр.
11 п. 2 и выполните задание №1 в рабочей тетради ( стр. 4)
Слайд 12Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Лёд
сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Что же происходит со всем живым? Правильно, вымирают. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади.
- Тяжело ли было человеку приспосабливаться к новым условиям? Почему?
- На охоту стали выходить небольшими группами. Давайте вспомним из курса истории Древнего мира , как человек осуществлял охоту ( стр. 12 – со слов « На охоту выходили целыми группами…» до стр. 13 ( 1 абзац)
Слайд 13С тем, как люди приспособились охотиться мы узнали, а как же
им приходилось защищаться от холода?
- Техника изготовления орудий совершенствуется. Техника обработка камня становится совершеннее, орудия труда – разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий или растительных волокон.
- Давайте вспомним, что такое род? ( группа кровных родственников, живущих на одной территории, едущих одно хозяйство, скот, утварь и т.д._
- Что такое племя? ( несколько живущих по соседству родовых общин)
- Что такое община?
Слайд 14 4. Совершенствование орудий труда.
Прочитайте самостоятельно п. 4 ( стр. 13-14)
и расскажите, в чём заключалось усовершенствование орудий труда.
- Какой же вывод вы для себя сделали?
Слайд 15Подведение итогов урока. Рефлексия.
Покажите на карте места стоянок древнего человека?
-
Каковы основные занятия древних людей?
- Что такое присваивающее хозяйство?
- Давайте вернёмся к проблемному вопросу урока : « Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Выскажите своё мнение.
Слайд 16- Продолжите предложения
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Меня поразило
…
- Своей работой на уроке я …
Материал урока был для меня ….
- На следующем уроке я смогу легко…
( сл. 18)
- Перед вами две картинки. Выберите ту, которая будет отражать ваше настроение и работоспособность на уроке
Слайд 18V. Домашнее задание:
§ 1, вопросы, рабочая тетрадь