Слайд 1Урок в 7 классе
Россия в XVII веке
Слайд 2Устное народное творчество. Грамотность и письменность.
Появляются первые сборники пословиц, широко распространены
легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями.
Слайд 3С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» - своеобразные
газеты.
Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные.
Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого).
Слайд 5Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература.
В 1620-е гг. дьяк Иван
Тимофеев написал известный «Временник». В нем он осуждает Ивана Грозного за преследования боярской знати и опричнину. Для сочинения характерно резко отрицательное отношение к «деспоту» Годунову и к Василию Шуйскому, который также не имел законных прав на престол.
Слайд 6 Сочинения Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, который занимался в России
исправлением богослужебных книг. Его заподозрили в деятельности в пользу католической церкви и сослали в Тобольск, где он прожил 15 лет, после чего вернулся в Москву, а затем уехал за границу. В сочинении «Думы политичны» («Политика») он нарисовал картину широких преобразований в России.
Слайд 7Симеон Полоцкий(С.Е. Петровский-Ситнианович), его пригласили в Москву для обучения царских детей.
Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражая идею «пестроты» мира, переменчивость бытия.
В 1678-1679 гг. появились два сборника его стихотворений - «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Первое произведение - своего рода энциклопедия, в которой содержатся данные, почерпнутые из различных областей знания: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т.д
Слайд 12Архитектура
Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Дома
в городах строились, в основном, из дерева. Это были двух- и трехэтажные хоромы (в 1688 г. царь запретил строительство трехэтажных домов из-за постоянной опасности пожаров)
Слайд 13Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678
гг. Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками.
Слайд 14Теремной дворец в Кремле, построенный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и
Трефилом Шатуриным. Это трехэтажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придавали дворцу просто сказочный вид.
Слайд 16Теремной дворец Московского кремля
Слайд 18В церковной архитектуре развивается шатровый стиль.
Наиболее известные постройки такого типа
- «Дивная» церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье Д. Пожарского.
Своего рода эталоном храмового зодчества исследователи считают церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1634 г. в Китай-городе на средства выходца из Ярославля, богатого купца Григория Никитникова. Этот храм дошел до нашего времени. В нем с особой силой проявился принцип «дивного узорочья».
Слайд 23Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век
Слайд 24Живопись
Высшая стадия развития живописи в это время - творчество С. Ушакова.
Художник, работавший в Оружейной палате, стремился уже по-новому изображать человеческое лицо, пусть еще плоскостно, иконописно, но гораздо ближе к жизни. Знаменитым произведением Ушакова является его «Спас нерукотворный», а также икона на традиционный сюжет «Троицы
Слайд 28При дворе московских государей XVI—XVII веков традиция многослойности в одежде
Слайд 31царица Мария первая жена царя Алексея Михайловича