Презентация, доклад по истории России. 9 класс. ФГОС. Первая русская революция 1905-1907 гг.

Содержание

Определите причины первой русской революции.Определите факторы, способствующие революции.

Слайд 1Первая российская революция.
МБОУ «Глебычевская СОШ»
Учитель истории
Некачайло С.И.

Первая российская революция.МБОУ «Глебычевская СОШ»Учитель историиНекачайло С.И.

Слайд 2Определите причины первой русской революции.
Определите факторы, способствующие революции.

Определите причины первой русской революции.Определите факторы, способствующие революции.

Слайд 3« Для того, чтобы народ не голодал, чтобы его труд сделался

производительным, нужно ему дать возможность трудиться, нужно его освободить от попечительных пут, нужно ему дать общие гражданские права, нужно его подчинить общим нормам, нужно его сделать полным и личным обладателем своего труда - одним словом, его нужно сделать с точки зрения гражданского права - персоной. Человек не разовьет свой труд, если он не имеет сознания, что плоды его труда суть его и собственность его наследников» С. Витте.
« Для того, чтобы народ не голодал, чтобы его труд сделался производительным, нужно ему дать возможность трудиться,

Слайд 4«…Правители не понимали и не понимают той истины, что общество, народ

двигается. Правительство обязано регулировать это движение и держать его в берегах, а если оно этого не делает, а прямо грубо загораживает путь, то происходит революционный потоп. В Российской Империи такой потоп наиболее возможен, так как более 35% населения не русского, а завоеванного русскими. Всякий же знающий историю знает, как трудно спаивать разнородные населения в одно целое, в особенности при сильном развитии в XX столетии национальных начал и чувств». С. Витте.
«…Правители не понимали и не понимают той истины, что общество, народ двигается. Правительство обязано регулировать это движение

Слайд 5«Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют народные

потребности…, остаются глухими к народным нуждам» С. Витте.
«Если не сделать либеральные реформы и не удовлетворить вполне естественные желания всех, то перемены будут и уже в виде революции… Россия обратилась в бочку пороха» П. Святополк-Мирский.
«Пусть сильнее грянет буря!» М. Горький.
«Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют народные потребности…, остаются глухими к народным нуждам»

Слайд 6Причины революции.
Аграрный вопрос.
Рабочий вопрос.
Национальный вопрос.
Ограничение монархии, демократизация политической жизни.

Причины революции.Аграрный вопрос.Рабочий вопрос.Национальный вопрос.Ограничение монархии, демократизация политической жизни.

Слайд 7Поражение в русско-японской войне ускорило революцию.
«Не Россию разбили японцы, не русскую

армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140-миллионным населением в последние годы» С. Витте.
Поражение в русско-японской войне ускорило революцию.«Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее,

Слайд 81. Заполните таблицу. Основные события революции.
2. Определите итоги революции.

1. Заполните таблицу. Основные события революции. 2. Определите итоги революции.

Слайд 9Перед Кровавым воскресеньем…
Идея шествия ко дворцу «всем миром» возникла 6

января и принадлежала Г. Гапону. 6, 7 и 8 января текст петиции читался во всех отделах «Собрания», и под ним собирались тысячи подписей. 6 января Гапон объявил о начале всеобщей забастовки, и к 7 числу все заводы и фабрики Петербурга забастовали. Чтобы обеспечить мирный характер движения, Гапон вступил в переговоры с представителями революционных партий. 7 января Гапон ходил на приём к министру юстиции Н. В. Муравьёву и убеждал его оказать воздействие на царя и уговорить его принять петицию.
Перед Кровавым воскресеньем…  Идея шествия ко дворцу «всем миром» возникла 6 января и принадлежала Г. Гапону.

Слайд 10«Названный священник приобрёл чрезвычайное значение в глазах народа. Большинство считает его

пророком, явившимся от Бога для защиты рабочего люда. К этому уже прибавляются легенды о его неуязвимости, неуловимости и т. п. Женщины говорят о нём со слезами на глазах. Опираясь на религиозность огромного большинства рабочих, Гапон увлёк всю массу фабричных и ремесленников, так что в настоящее время в движении участвует около 200 000 человек…По приказу о. Гапона рабочие гонят от себя агитаторов и уничтожают листки, слепо идут за своим духовным отцом. При таком направлении образа мыслей толпы она, несомненно, твёрдо и убеждённо верит в правоту своего желания подать челобитную царю и иметь от него ответ, считая, что если преследуют студентов за их пропаганду и демонстрации, то нападение на толпу, идущую к царю с крестом и священником, будет явным доказательством невозможности для подданных царя просить его о своих нуждах»
Из записки прокурора Петербургской судебной палаты министру юстиции 4—9 января 1905 г.

«Названный священник приобрёл чрезвычайное значение в глазах народа. Большинство считает его пророком, явившимся от Бога для защиты

Слайд 11Из петиции рабочих царю.
«Не откажи в помощи Твоему народу, выведи его

из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между Тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с Тобой» Прочитайте требования на с.33 и ответьте на вопросы.
«Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, Государь, любой из них, мы пойдём по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим её!»

Из петиции рабочих царю.«Не откажи в помощи Твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества,

Слайд 12 Утро 9 января 1905 г.

Утро 9 января 1905 г.

Слайд 13Ждут…

Ждут…

Слайд 15Фото Карла Буллы.
Наизготовку!

Фото Карла Буллы.Наизготовку!

Слайд 16Огонь!

Огонь!

Слайд 17Скор ответ величества был: «Пули в спины! в груди! и в лбы!» Позор без названия, ужас без имени покрыл и

царя, и площадь, и Зимний.

Рабочие, помните русский урок! Затвор осмотрите, штык и курок. В споре с врагом — одно решение: Да здравствуют битвы! Долой прошения!
В. Маяковский

Скор ответ величества был: «Пули в спины! в груди! и в лбы!» Позор без названия, ужас без

Слайд 18В. А. Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», 1905 г.

В. А. Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», 1905 г.

Слайд 19Русский художник Валентин Серов видел расстрел рабочих в Петербурге своими глазами. В

злополучное воскресенье 9 января он находился на Васильевском острове, в здании Академии художеств, возле которой отряды царской пехоты и кавалерии преградили путь шествию. Увиденное произвело на Серова столь сильное впечатление, что он решил навсегда покинуть Академию, поскольку её президентом был один из распорядителей разгона демонстрации — великий князь Владимир Александрович.
«То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда. Сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу, — зрелище ужасное»
Русский художник Валентин Серов видел расстрел рабочих в Петербурге своими глазами. В злополучное воскресенье 9 января он находился

Слайд 20В. Коссак «Кровавая неделя»

В. Коссак «Кровавая неделя»

Слайд 21Родные, кровью спаянные братья, товарищи-рабочие! Мы мирно шли 9-го к царю

за правдой. Мы предупредили об этом его опричников-министров, просили убрать войска, не мешать нам идти к нашему царю. Самому царю я послал 8-го письмо в Царское Село, просил его выйти к своему народу с благородным сердцем, с мужественной душой. Ценой собственной жизни мы гарантировали ему неприкосновенность его личности. И что же? Невинная кровь всё-таки пролилась. Зверь-царь, его чиновники-казнокрады и грабители русского народа сознательно хотели быть и сделались убийцами безоружных наших братьев, жён и детей. Пули царских солдат, убивших за Нарвской заставой рабочих, нёсших царские портреты, простреливали эти портреты и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю, всему его змеиному царскому отродью, его министрам и всем грабителям несчастной русской земли! Смерть им всем!

Гапон читает петицию в собрании рабочих. Неизвестный художник

Г. А. Гапон. Третье послание к рабочим

Родные, кровью спаянные братья, товарищи-рабочие! Мы мирно шли 9-го к царю за правдой. Мы предупредили об этом

Слайд 22«Народ подумал: вот заря, Пришел тоске конец. Народ пошел просить царя. Ему в ответ

свинец. А, низкий деспот! Ты навек В крови, в крови теперь. Ты был ничтожный человек, Теперь ты грязный зверь. Но кровь рабочего взошла, Как колос, перед ним. И задрожал приспешник зла Пред колосом таким.

Он красен, нет ему серпа, - Обломится любой, Гудят колосья, как толпа, Растет колосьев строй. И каждый колос - острый нож, И каждый колос - взгляд. Нет, царь, теперь не подойдешь, Нет, подлый царь, назад! Ты нас теперь не проведешь Девятым января. Ты - царь, и, значит, весь ты ложь, - И мы сметем царя!»
«Царь-ложь» К. Бальмонт

«Народ подумал: вот заря, Пришел тоске конец. Народ пошел просить царя. Ему в ответ свинец. А, низкий

Слайд 23О личности Г. Гапона и его роли в революции спорят и

сейчас. Узнайте дальнейшую судьбу Г. Гапона. Выскажите свое отношение.
Подготовьте сообщения на тему «Человек в революции»

Н. Бауман

Г. Вакуленчук

П. Шмидт

П. Столыпин

О личности Г. Гапона и его роли в революции спорят и сейчас. Узнайте дальнейшую судьбу Г. Гапона.

Слайд 24Территории,охваченные революцией.

Территории,охваченные революцией.

Слайд 26Весна 1905 года. Картина польского художника Станислава Масловского

Весна 1905 года. Картина польского художника Станислава Масловского

Слайд 27Восстание на броненосце
«Князь Потемкин-Таврический»

Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

Слайд 28Фотография членов команды броненосца «Потёмкин».

Фотография членов команды броненосца «Потёмкин».

Слайд 29«Ужасы, невероятные известия из Одессы. Это — полная революция!» ( из дневника

великого князя Константина Константиновича)
«Получил ошеломляющее известие из Одессы о том, что команда пришедшего туда броненосца „Князь Потёмкин-Таврический“ взбунтовалась, перебила офицеров и овладела судном, угрожая беспорядками в городе. Просто не верится!» ( из дневника Николая II)
«Примите немедленно самые жестокие, решительные меры к подавлению восстания»

Карикатура из газеты Daily Mirror. Японский военный говорит, улыбаясь показывая на стреляющие друг в друга русские корабли «Князь Потёмкин» и «Ростислав»: «Теперь, наконец-то, победа будет за русскими!»

«Ужасы, невероятные известия из Одессы. Это — полная революция!» ( из дневника великого князя Константина Константиновича)«Получил ошеломляющее известие

Слайд 30Советы рабочих депутатов.
В ходе революции были созданы новые органы политической борь­бы

- Советы рабочих депутатов. Один из первых Советов - Иваново-Вознесенский Совет уполномоченных возник весной 1905 г. 13 октября 1905 г. был образован Совет рабочих депутатов в Петербурге. В ноябре месяце Советы рабочих депутатов появились в Москве и в ряде дру­гих городов: в Нижнем Новгороде, Твери, Харькове, Ростове и др.
Советы рабочих депутатов.В ходе революции были созданы новые органы политической борь­бы - Советы рабочих депутатов. Один из

Слайд 31Всероссийская октябрьская политическая стачка.
Г.Савицкий. Октябрь 1905 г. Стачка.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.Г.Савицкий. Октябрь 1905 г. Стачка.

Слайд 32Манифест 17 октября 1905 г.

Манифест 17 октября 1905 г.

Слайд 341. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности

личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей.
Дайте оценку «Манифесту» .

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и

Слайд 35Митинг рабочих и студентов во дворе Московского университета.

Митинг рабочих и студентов во дворе Московского университета.

Слайд 36Манифестация 18 октября 1905 года. С-Пб. Фото. К. Булла.

Манифестация 18 октября 1905 года. С-Пб. Фото. К. Булла.

Слайд 37Манифестация у здания университета. Фото. В. Булла.

Манифестация у здания университета. Фото. В. Булла.

Слайд 38И. Репин. 17 октября 1905 г.

И. Репин. 17 октября 1905 г.

Слайд 39Образование либеральных партий.
Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась на учредительном съезде,

состоявшемся в октябре 1905 г. Основные положения программы партии сводились к установлению конституционного строя (форма правления — конституционная монархия или республика, как говорили кадеты, их мало интересовала), к необходимости увеличения земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель, к отмене сословных привилегий, равенству всех перед законом, установлению свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод, к признанию права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Программа по национальному вопросу включала право на культурное самоопределение всех наций и народностей.
Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали тактику давления на правительство через легальные возможности и прежде всего через Думу.

П.Н. Милюков

Образование либеральных партий. Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась на учредительном съезде, состоявшемся в октябре 1905 г. Основные

Слайд 40
«Свобода России». Плакат кадетской партии.

«Свобода России». Плакат кадетской партии.

Слайд 41Партия Союз 17 октября (октябристы) начала формироваться в ноябре 1905 г.

Главной своей целью октябристы объявили оказание «содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ». Октябристы открывали свою программу требованием сохранения единства и нераздельности Российского государства, «его исторически сложившегося унитарного характера». Экономическая программа октябристов была более умеренной, нежели у кадетов. Рассматривая частную собственность в качестве основы основ экономики, они, в отличие от кадетов, оговаривали частичное отчуждение помещичьей земли как самый крайний случай. Снять остроту аграрного вопроса в стране октябристы предлагали за счет уравнивания крестьян в правах с другими сословиями, переселенческой политики, продажи крестьянам государственных и удельных земель. Союз 17 октября — чуть ли не единственная партия в России, не выдвигавшая требования 8-часового рабочего дня, ограничившая право рабочих на проведение стачек в отраслях, имевших государственное значение.

А.И. Гучков

Сравните программы либеральных и революционных партий.

Партия Союз 17 октября (октябристы) начала формироваться в ноябре 1905 г. Главной своей целью октябристы объявили оказание

Слайд 42Идеологию каких партий отражает плакат?

Идеологию каких партий отражает плакат?

Слайд 43Объясните карикатуру. Предположите
дальнейшее развитие революции.

Объясните карикатуру. Предположите дальнейшее развитие революции.

Слайд 44Соответствует ли ваш вывод настроениям в стране?

Соответствует ли ваш вывод настроениям в стране?

Слайд 45Отметьте особенности восстания.
Восстание в Москве, декабрь 1905 г.

Отметьте особенности восстания.Восстание в Москве, декабрь 1905 г.

Слайд 51М. Шадр. Булыжник – оружие пролетариата.

М. Шадр. Булыжник – оружие пролетариата.

Слайд 52Восстания крестьян.

Восстания крестьян.

Слайд 543. Подтвердите статистическими данными цитату В.И. Ленина.
«Ни в какой капиталистической стране

мира, даже в самых передовых странах вроде Англии, Соединенных Штатов Америки, Германии, мир не видал такого грандиозного стачечного движения, как в России в 1905 году» ( Доклад о революции 1905 г)
3. Подтвердите статистическими данными цитату В.И. Ленина.«Ни в какой капиталистической стране мира, даже в самых передовых странах

Слайд 55Открытие 1 Государственной Думы.

Открытие 1 Государственной Думы.

Слайд 56Всеобщее избирательное право??!!
Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11

декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии — землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей.
Имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрешённые от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты, состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).
Выборы проходили в несколько ступеней: земледельческая и городская курия- двухступенные, рабочая курия- трехступенные, крестьянская курия- четырехступенные.
Всеобщее избирательное право??!!Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и

Слайд 57I Государственная Дума (27.04.06-9.07.06 гг.).
Главным вопросом в работе I Государственной думы

был земельный вопрос. 7 мая кадеты выдвинули законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённных, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.
8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения. 9 июля Дума распущена.

С. А. Муромцев,
председатель I Государственной думы.

I Государственная Дума (27.04.06-9.07.06 гг.).Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадеты

Слайд 58Манифест о роспуске Государственной думы.
Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного,

уклонились в не принадлежащую им область и обратились … к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению.
Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.
… Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.
Манифест о роспуске Государственной думы. Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им

Слайд 59Как бы вы ответили на вопрос «Кто виноват?»
Политическая карикатура по басне

И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
Как бы вы ответили на вопрос «Кто виноват?»Политическая карикатура по басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

Слайд 60II Государственная Дума (20.02.07-3.06.07 гг.).
Выборы во II Думу проходили по тем

же правилам, что и в I Думу. Основным оставался аграрный вопрос. Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Втайне от Думы был подготовлен проект нового избирательного закона. 1 июня 1907 г. П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи.
На основании этого Николай II 3 июня 1907 г. объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона.

Ф.А. Головин,
Председатель
II Государственной думы

II Государственная Дума (20.02.07-3.06.07 гг.).Выборы во II Думу проходили по тем же правилам, что и в I

Слайд 61Лука Злотников. Карикатура «Головин пишет ответ Столыпину».

Лука Злотников. Карикатура «Головин пишет ответ Столыпину».

Слайд 62Основные события.
9 января 1905 года «Кровавое воскресенье» – начало первой русской

революции.
Зима-весна 1905 г. – массовые выступления рабочих. Май- первый Совет рабочих депутатов.
Январь – июнь 1905 года – массовые крестьянские выступления по всей стране. Июнь – июль 1905 года – создание Всероссийского крестьянского союза.
Ноябрь 1905 года – отмена выкупных платежей.
Лето – осень 1905 года – выступления в армии и на флоте.
Октябрь 1905 года – всероссийская политическая стачка.
17 октября 1905 года подписание Николаем II Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрь 1905 года – вооруженное восстание в Москве.
1906 – 1907гг. – политические стачки, новый размах крестьянского и национально – освободительного движения, восстания моряков, выборы в I и II Государственную Думу.
3 июня 1907 года – «Третьеиюньская монархия» и окончание первый русской революции 1905-1907гг.
Основные события.9 января 1905 года «Кровавое воскресенье» – начало первой русской революции. Зима-весна 1905 г. – массовые

Слайд 63Итоги революции.
Складывание конституционной монархии.
Введение демократических прав и свобод.
Создание представительного органа власти

– Государственной Думы.
Появление легальных политических партий.
Смягчение национальной политики.
Сокращение рабочего дня и повышение заработной платы.
Отмена выкупных платежей.
Но!!! Землю крестьяне не получили. Кардинальных изменений в политике не произошло.


Итоги революции.Складывание конституционной монархии.Введение демократических прав и свобод.Создание представительного органа власти – Государственной Думы.Появление легальных политических партий.Смягчение

Слайд 644.Доработайте схему: как формировались учреждения со , покажите

процедуру принятия законов. Используйте положения Манифеста 20 февраля 1906 г. и Основных законов Российской империи 23 апреля 1906 г.





4.Доработайте схему: как формировались учреждения со   , покажите    процедуру принятия законов. Используйте

Слайд 655. Сравните деятельность 1 и 2 Государственной Думы ( вопросы для

сравнения составить свои).
6. Определите значение революции для дальнейшего развития страны.

«После поражения Первой русской революции XX века самым главным стал вопрос о том, насколько способны или не способны были разные стороны конфликта отрешиться от старых представлений и пересмотреть свои позиции, т.е. кто какие уроки извлек, кто их не извлек и почему» Т. Шанин «Революция как момент истины. Россия 1905 -1907»

5. Сравните деятельность 1 и 2 Государственной Думы ( вопросы для сравнения составить свои).6. Определите значение революции

Слайд 66Жупел революции. Рисунок Б. Кустодиева.

Жупел революции. Рисунок Б. Кустодиева.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть