Александр Иванович Герцен
В поисках нового философского фундамента для выстраивания консервативной, либеральной и революционной идеологии мыслящая часть российского общества обратилась к работам немецких философов
Русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи в XIX веке, сторонник революционных преобразований.
Иммануил Кант
Шеллинг Фридрих
гегель георг
Большое значение для становления либерального движения в стране имело «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г. Он писал о том, что православие, принятое Русью, изолировало страну от католицизма и магометанства. Цивилизационное одиночество лишало Россию «Божественных истин» в области политики, экономики, культуры, открывавшихся не отдельным народам, а их сообществам. Важнейшие социально-экономические и политические процессы, по мнению Чаадаева, обошли Россию стороной, поэтому прошлое страны он видел тёмным и
Пётр Яковлевич Чаадаев
Направления либерализма
Западники
Славянофилы
Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин считали, что Россия с некоторым опозданием идёт по пути, уже преодолённому Западной Европой. Они высоко оценивали реформы Петра I, видели в них необходимые условия для обновления России. Предсказывая, что со временем страна превратится в конституционную монархию или республику, западники полагали, что это произойдёт в результате реформ, а не разрушительных революций. Они ратовали за отмену крепостного права, установление свободы слова, реформу судебной системы и развитие системы местного самоуправления.
Для славянофилов (братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин) история России была уникальным и неповторимым явлением. Приверженность православию и наличие крестьянской общины, которая, по их мнению, жила по законам справедливости, обусловили своеобразие России и способны изменить мир. Православие предопределило миролюбивый, терпимый к инородцам характер народа. Общину славянофилы рассматривали как образцовую форму хозяйствования и средство воспитания людей, т. е. как лучшую форму человеческого общежития.
Критика капиталистических порядков в работах Фурье убеждала Герцена, что Европа живёт в ожидании революционного взрыва, социалистических перемен.
Герцен и Н. П. Огарёв в 1831 г. организовали революционный кружок из числа выпускников Московского университета.
Горячими сторонниками идей Фурье, обличавшего ужасы современного ему капитализма и рисовавшего утопические картины будущей жизни человечества, были и члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского.
Ф.Ф.Достоевский
Кружок был разгромлен, петрашевцев в количестве 21 человека приговорили к расстрелу. В последний момент его заменили ссылкой, часть петрашевцев отдали в солдаты.
Н. А. Спешнев
«Русский (общинный) социализм»
Ячейкой, зародышем «русского социализма» Герцен считал крестьянскую общину
Коллективное землевладение и землепользование препятствуют появлению безземельного пролетариата, а значит, и развитию капитализма.
Россия, усвоив социалистические идеи Запада, сможет перейти от традиционного общества к социалистическому, минуя капиталистическую стадию развития
Для перехода к социализму следовало повысить сознательность крестьян, донести до них идеалы социализма.
Общинный социализм» Герцена был заманчивой, но утопической мечтой. Крестьянин, желая стать хозяином на собственной земле, не хотел становиться социалистом.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть