Презентация, доклад по истории России 8 класса Общественное движение при Николае I

Содержание

Особенности общественного движения 30–50-х гг.развивалось в условиях ужесточения политического режима;окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;впервые консервативное направление получило собственную идеологию;оформилось либеральное и социалистическое течения общественной мысли;не было возможности реализовать идеи на практике, могли лишь

Слайд 1

Тема: §12.
Общественное движение в годы правления Николая I

Тема: §12.Общественное движение в годы правления Николая I

Слайд 2Особенности

общественного

движения

30–50-х гг.
развивалось в условиях ужесточения политического режима;

окончательный разрыв

между революционным направлением и правительственным реформаторством;

впервые консервативное направление получило собственную идеологию;

оформилось либеральное и социалистическое течения общественной мысли;

не было возможности реализовать идеи на практике, могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Особенности общественного движения 30–50-х гг.развивалось в условиях ужесточения политического режима;окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;впервые

Слайд 3Консервативное движение
Теория «официальной народности»

ПРАВОСЛАВИЕ
Традиционная ориентация русского человека на

общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости
САМОДЕРЖАВИЕ
Единство царя и народа, основа жизни общества
НАРОДНОСТЬ
Единство объединённого вокруг царя народа без его разделения на сословия – гарант успешного развития России

(1832 г., министр просвещения граф С.С. Уваров)

Консервативное движениеТеория  «официальной  народности» ПРАВОСЛАВИЕТрадиционная ориентация русского человека на общественный интерес, стремление к общему благу

Слайд 4Либеральное движение
западники
славянофилы
Идейно-политическое
учение, согласно которому
историческое развитие
России должно следовать
европейскому варианту
идейно-политическое
учение

об
исключительности
и самобытности
исторического пути
развития России
Либеральное  движениезападники славянофилы Идейно-политическоеучение, согласно которомуисторическое развитиеРоссии должно следоватьевропейскому вариантуидейно-политическоеучение об исключительностии самобытностиисторического путиразвития России

Слайд 5И.С. Тургенев
западничество

основные идеи

Положительная
оценка деятельности
Петра Великого

Европеизация
России
необходима

Отмена крепостного
права (реформа)

Россия –
конституционная
монархия.
Гарантия прав

и
свобод


И.С. Тургеневзападничество основные идеиПоложительная оценка деятельностиПетра ВеликогоЕвропеизацияРоссиинеобходимаОтмена крепостногоправа (реформа)Россия –конституционнаямонархия.Гарантия прав исвобод

Слайд 6
Соловьев
Сергей Михайлович,
русский буржуазный историк. (1820-1879) Сергей Михайлович Соловьев родился в

Москве в семье священника. В 1838-1842 годах он учился в Московском университете. Прослушал курсы лекций в Париже, Берлине и Гейдельберге.
Профессор Московского университета.
СоловьевСергей Михайлович,русский буржуазный историк. (1820-1879)   Сергей Михайлович Соловьев родился в Москве в семье священника. В

Слайд 7славянофильство
К.С. Аксаков

Основные
идеи
Осуждение реформ
Петра I за разрушение
гармоничного строя
России и
за

введение КПрава

Власть царя
неограничена.

Монарх считается
с мнением
народа

Сохранение крестьянской
общины и укрепление
роли православия – основ
самобытности русского
народа

Созыв
Земского
собора
в России





славянофильство К.С. АксаковОсновные идеиОсуждение реформПетра I за разрушениегармоничного строяРоссии и за введение КПраваВласть царянеограничена.Монарх считаетсяс мнениемнародаСохранение крестьянскойобщины

Слайд 8Михаи́л Петро́вич Пого́дин
( 1800 — 1875) 
русский историк, журналист, издатель.
сын крепостного, получившего вольную в 1806 году.


профессор  Московского университета.
вместе с  Устряловымс  Устряловым развивал теорию официальной народности.
придерживался консервативных взглядов
В середине XIX века понимание самобытности русской истории сблизили Погодина со славянофилами.
В 1841-56 гг. он издавал близкий к славянофилам журнал «Москвитянин».
Разрабатывал идеи панславизма.

Михаи́л Петро́вич Пого́дин( 1800 — 1875) русский историк, журналист, издатель.сын крепостного, получившего вольную в 1806 году. профессор  Московского университета. вместе с  Устряловымс  Устряловым развивал теорию официальной

Слайд 9Пётр Васи́льевич Кире́евский 
(1808 — 1856) 
русский писатель, переводчик, фольклорист, археограф.
Владел семью языками.
Как

и брат, И.В.Киреевский, умерший несколькими месяцами ранее, похоронен по завещанию в Оптиной пустыни.
Пётр Васи́льевич Кире́евский (1808 — 1856)  русский писатель, переводчик, фольклорист, археограф.Владел семью языками.Как и брат, И.В.Киреевский, умерший несколькими месяцами

Слайд 10Ива́н Васи́льевич Кире́евский (1806 — 1856)
русский религиозный  философ, один из главных теоретиков славянофильства.
«...У нас есть

Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества!»
Суть пути России — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества».
Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии.
В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма.
В 1856 году 1856 году Киреевский умер от холеры. Был похоронен в Оптиной пустыни.
В этом же году посмертно была опубликована его статья «О возможности и необходимости новых начал для философии».
В 1856 году были изданы труды Киреевского в 2 томах.

Ива́н Васи́льевич Кире́евский (1806 — 1856) русский религиозный  философ, один из главных теоретиков славянофильства.«...У нас есть Надежда и Мысль о великом назначении

Слайд 11Наталия Петровна Киреевская (в девичестве Арбенева, 1809—1900) 
жена философа Ивана Васильевича Киреевского.
В молодости была духовной

дочерью прп. Серафима Саровского.
После его кончины духовником её стал старец Новоспасского монастыря Филарет (в схиме Феодор).
В 1833 г. через старца Леонида (Наголкина)1833 г. через старца Леонида (Наголкина) знакомится со старцем Макарием (Ивановым), и в 1836 г. становится его духовной дочерью.
В 1834 г. выходит замуж за И. В. Киреевского.
Её примером И. В. Киреевский обратился в Православие.
Супруги помогали старцу Макарию в издании святоотеческой литературы, которую начинает в это время Оптина пустынь.

Наталия Петровна Киреевская (в девичестве Арбенева, 1809—1900) жена философа Ивана Васильевича Киреевского.В молодости была духовной дочерью прп. Серафима Саровского.После его кончины духовником

Слайд 12Могилы Киреевских за алтарем Введенского собора

Могилы Киреевских за алтарем Введенского собора

Слайд 13Литературные кружки и салоны

Литературные кружки и салоны

Слайд 14А. И. Герцен
Н. П. Огарёв
Революционное движение

А. И. ГерценН. П. ОгарёвРеволюционное движение

Слайд 15Памятник А.И. Герцену и Н.П.Огареву на месте их клятвы
В 1827 году

революционные демократы Александр Герцен и Николай Огарев, будучи еще подростками, дали на Воробьевых горах клятву: до конца жизни бороться за счастье народа.
Памятник А.И. Герцену и Н.П.Огареву на месте их клятвыВ 1827 году революционные демократы Александр Герцен и Николай

Слайд 16Теория русского социализма

(А.И. Герцен)

Основные идеи:
Россия может миновать капитализм. Её будущее – с о ц и а л и з м.
Ликвидация самодержавия, крепостного права, демократизация страны.
Крестьянская община с её равенством на землю и самоуправлением – основа будущего социализма в России.

Теория русского социализма

Слайд 17Белинский Виссарион Григорьевич (1811(1811 — 1848)  русский литературный критик.
«Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала

их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.
А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.»
Белинский Виссарион Григорьевич (1811(1811 — 1848)  русский литературный критик.«Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно

Слайд 18
Некрасов и Панаев навещают больного Белинского

Некрасов и Панаев навещают больного Белинского

Слайд 19Александр Полежаев
В 1820 году Александр Полежаев поступает на Словесное отделение Московского университета
В

1825 г. Полежаев под воздействием «Евгения Онегина» Пушкина пишет собственную поэму «Сашка».
После доноса жандармского полковника Ивана Петровича Бибикова поэма «Сашка», содержащая критику порядков в Московском университете и описание нравов университетского студенчества, попала в руки самого Николая I.
Как пишет биограф, «в другое время шалость Полежаева могла бы окончиться и пустяками; но вскоре после 14 декабря 1825 года, когда умственное направление декабристов приписывалось, между прочим, вредному направлению образования юношества, дело приняло иной оборот». 
В 1826 г. Александра отдают в унтер-офицеры в Бутырский пехотный полк по личному распоряжению царя.
Полежаев скончался в Лефортовском военном госпитале 16 января 1838 г.

 (1804(1804— 1838) — русский поэт.

Александр ПолежаевВ 1820 году Александр Полежаев поступает на Словесное отделение Московского университетаВ 1825 г. Полежаев под воздействием «Евгения Онегина» Пушкина пишет

Слайд 20Кружок петрашевцев
Петраше́вцы — осуждённые в 1849 году — осуждённые в 1849 году участники собраний у Михаила Буташевича-Петрашевского.
Будучи «вольнодумцами», петрашевцы были

неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционногоБудучи «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопическойБудучи «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX векаБудучи «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века (современники часто называли петрашевцев «коммунистами»).
Значительная часть осуждённых понесла наказание только за распространение письма Белинского к Гоголю .
Кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого ДостоевскогоКружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого Достоевского и из-за необычного, поразившего современников, обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы.

«Буташевич-Петрашевский и в ссылке оказался таким же, каким я его знал в Петербурге, т.е. человеком крайне не деликатным, тщеславным, желающим только везде играть роль, чтобы на него указывали, не имеющим в существе никакой серьезной цели.»
Б.Струве

Кружок петрашевцевПетраше́вцы — осуждённые в 1849 году — осуждённые в 1849 году участники собраний у Михаила Буташевича-Петрашевского.Будучи «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели

Слайд 21
«…нельзя перенести оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под

покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.» 
Из письма Белинского к Гоголю
«…нельзя перенести оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют

Слайд 22Пётр Я́ковлевич Чаада́ев ( 1794 ( 1794 —  1856 ( 1794 —  1856) — русский ( 1794 —  1856) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ»), объявленный правительством сумасшедшим за

свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.

О судьбе России он пишет:
«…тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя.»

Пётр Я́ковлевич Чаада́ев ( 1794 ( 1794 —  1856 ( 1794 —  1856) — русский ( 1794 —  1856) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ»), объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал

Слайд 23
Главным итогом развития общественного движения 30-50-х. гг. стало широкое распространение либеральных

и революционных настроений среди интеллигенции.
Главным итогом развития общественного движения 30-50-х. гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции.

Слайд 24Домашнее задание
§12, читать и отвечать на вопросы

Домашнее задание §12, читать и отвечать на вопросы

Слайд 25Конец !

Конец !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть