Презентация, доклад по истории России (8 класс)

Содержание

Детство. ХолмогорыОн родился 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Дорофеича. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались

Слайд 1 Ломоносов Михаил Васильевич


(к 300 – летию со дня рождения)
Ломоносов    Михаил Васильевич

Слайд 2Детство. Холмогоры
Он родился 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости

Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Дорофеича. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Мать научила его грамоте и скоро мальчик стал лучшим чтецом в местной церкви.
Детство. ХолмогорыОн родился 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в

Слайд 3Первые учебники
 Как-то зайдя в дом односельчанина Христофора Дудина, он увидел в

первый раз в своей жизни недуховные книги. Это были "Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницкого. Как Ломоносов ни просил старика Дудина дать ему эти книги на несколько дней, дед оставался непреклонен и отвечал на все просьбы отказом. Тогда Ломоносов избрал другой путь. Он стал особенно ласков с тремя сыновьями старика, старался им всячески угодить, пока наконец не получил от них этих столь заманчивых книг. "От сего самого времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености".
Но он хотел учиться дальше…
Первые учебники Как-то зайдя в дом односельчанина Христофора Дудина, он увидел в первый раз в своей жизни недуховные

Слайд 4Пешком в Москву
Он узнал, что только в трёх городах России -

в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Из его селения отправлялся в Москву караван с мерзлою рыбою Следующей ночью, как все в доме отца его спали, надев две рубашки и нагольный тулуп, погнался за обозом вслед (не позабыл взять с собою любезных своих книг, составлявших тогда всю его библиотеку: грамматику и арифметику). В третий день настиг его в семидесяти верстах. Караванный приказчик не хотел взять его с собою, но, убежден был просьбою и слезами, чтоб дал посмотреть ему Москву, наконец согласился. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву и стал учеником Славяно-греко-латинской академии, выдав себя за сына священника, ведь крестьянских детей туда не принимали. Все малые ребята прыгали вокруг него, кричали, хохотали, показывали на него пальцем: "Смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!" По прошествии первого полугодия его переводят уже из низшего класса во второй; затем, в том же году, - в третий класс. Через два года он уже настолько овладел языком древних римлян, что в состоянии был сочинять небольшие латинские стихотворения.
Пешком в МосквуОн узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге -

Слайд 51 алтын= 3 копейки
О своей жизни первого школьного периода впоследствии, в 1753

году, Ломоносов так писал фавориту Елизаветы Петровны И.И. Шувалову:

«Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее - на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
1 алтын= 3 копейкиО своей жизни первого школьного периода впоследствии, в 1753 году, Ломоносов так писал фавориту

Слайд 6Насыщенное десятилетие
  В начале 1731 года в 19 лет Михаил Васильевич

с мечтой об учебе тайно убегает из дома в Москву, где поступает в лучшее высшее учебное заведение того времени – Славяно-греко-латинскую академию. Уже в 1734 году Ломоносова по его просьбе отправляют набираться опыта на один год в Киев, где он усердно изучал русские летописи в Киевской академии. Почти сразу после возвращения в Москву в конце 1735 года будущего ученого, как "отличника", в числе других двенадцати лучших из лучших семинаристов, направляют совершенствоваться в недавно созданную Петербургскую Академию наук. Уже в 1736 году Ломоносова отправляют в Германию (г.Марбург),где он слушал философию, логику, математику и физику у известного учёного Вольфа, а у профессора Дуйзинга занимался химией, и где он познакомится со своей будущей женой (они поженятся в 1740 году). Далее, в 1739 году ученый попадает в город Фрейбург на обучение горному делу к  физику
И. Генкелю.. Затем в течение года, он посетит Лейпциг, Кассель, опять Марбург, Гаагу в Голландии, Лейден, Дюссельдорф, Гессен, Зиген, снова Марбург. Летом 1741 года Михаил, попрощавшись с женой, возвратился в Россию.

Насыщенное десятилетие  В начале 1731 года в 19 лет Михаил Васильевич с мечтой об учебе тайно убегает

Слайд 7В прусской армии
Во время путешествия по Германии Михаил Ломоносов отправился в

Вестфалию через Пруссию к своей беременной супруге.
По пути его обманным способом, споив в одном трактире, взяли в рекруты к прусскому королю-солдафону Фридриху-Вильгельму I. Этот злодейский акт грозил Ломоносову пребыванием в солдатчине на многие годы. Возможно, наш национальный гений так и сгинул бы в небытии, если бы не его русская смекалка и ловкость. Он совершил удачный побег из военной крепости Везель, не был настигнут погоней и вернулся в Марбург к жене Елизавете.

В прусской армииВо время путешествия по Германии Михаил Ломоносов отправился в Вестфалию через Пруссию к своей беременной

Слайд 8Профессор химии
В январе 1742 года он зачислен в Академию и создаёт

там химическую лабораторию. В 1745 году он уже профессор химии. Он разработал и обосновал новую отрасль знания — физическую химию, кинетическую теорию теплоты и газов, сформулировал закон сохранения материи и движения. К этому же времени относятся замечательные открытия в области создания цветных стекол и смальт. В 1748 он проводил опыты с окрашиванием стекла, лично варил смальту, разработал палитру цветной стеклянной мозаики.
Профессор химииВ январе 1742 года он зачислен в Академию и создаёт там химическую лабораторию. В 1745 году

Слайд 9Стекольный завод
М. В. Ломоносов провел фундаментальные научные исследования по химии

стекла. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние на русское художественное стеклоделие. Заводы, выпускавшие ранее, кроме белого, лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многоцветную, красочную продукцию. М. В. Ломоносов начал работать как технолог по стеклу и художник-мозаист в 1740-е годы. Ученый мечтал о возрождении мозаик, предназначенных, по его словам "для убранства огромных публичных строений", образцы которых он видел в храмах Киева и Новгорода XI-XII веков. Проделав огромную работу, Ломоносов получил монопольное право на производство цветных стекол в России, для чего в 1753 году, недалеко от Петербурга, была заложена Усть-Рудицкая фабрика, конструктором и инженером которой был сам Ломоносов.
Стекольный завод М. В. Ломоносов провел фундаментальные научные исследования по химии стекла. Научные работы Ломоносова по цветному

Слайд 10Мозаики Ломоносова
Из сваренной здесь смальты Ломоносов с учениками выполнили ряд мозаичных

произведений, в числе которых - грандиозная цветная мозаичная картина "Полтавская баталия" (1761-1764). Набор этой грандиозной мозаики (около 4,8 х 6,44 м)проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. Смальты для этого панно изготовлялись в Усть-Рудице. К середине 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена, и Ломоносов собирался начать изготовление другой картины этой же серии — «Азовское взятие». Но этот замысел художника остался неосуществленным. Из трех его известных работ особенно интересен портрет Петра I, подаренный Ломоносовым императрице Елизавете Петровне. Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств
10 октября 1763 г. избрала его своим почетным членом.

Мозаики ЛомоносоваИз сваренной здесь смальты Ломоносов с учениками выполнили ряд мозаичных произведений, в числе которых - грандиозная

Слайд 11Споры с немцами
Испытывая засилье немцев в Академии, Ломоносов нередко устраивал разносы

немецким чиновникам, о чем они писали жалобы в инстанции. Особенно конфликтные отношения были у него с секретарем академической канцелярии И. Д. Шумахером. Все знали, что Шумахер ворует казенные деньги, но он еще был и душителем русских талантов, приглашая иностранных ученых на должности в Академию Петербурга за взятки. Ломоносов, борясь за русскую науку, резко выступал против Шумахера.
Споры с немцамиИспытывая засилье немцев в Академии, Ломоносов нередко устраивал разносы немецким чиновникам, о чем они писали

Слайд 12Ломоносов - астроном
С 1757 по 1765 г. Ломоносов занимался астрономическими исследованиями.

На основе своих представлений о природе электричества выдвигает оригинальную теорию строения и состава комет, в которой подчеркивается роль электрических сил в свечении хвоста и головы кометы.
26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у неё атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.
Ломоносов - астрономС 1757 по 1765 г. Ломоносов занимался астрономическими исследованиями. На основе своих представлений о природе

Слайд 13Поиски Северного морского пути
Он неоднократно подчёркивал политическую и хозяйственную важность для

России освоения Северного морского пути. В 1762 —63 написал «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», а в 1764 — «прибавление» к этой работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», сопроводив его «примерной» инструкцией «морским командующим офицерам». Он предвидел, что «России могущество будет прирастать Сибирью». По предложению Ломоносова была организована экспедиция, начальником которой был назначен капитан-командор В.Я. Чичагов. Ломоносов принимал участие в подготовке экспедиции Чичагова: обучал штурманов, заботился об усилении ледовой обшивки судов и оснащении экспедиции морскими навигационными приборами. В 1765–1766 годах Чичагов дважды предпринял попытку проникнуть вглубь Арктики, но оба раза деревянным парусным судам не удалось преодолеть лед и пройти далее 80°Северной широты.

Поиски Северного морского путиОн неоднократно подчёркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В

Слайд 14 Литератор и историк
В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова

— усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка (“Письмо о правилах российского стихотворства”, 1739, “О пользе книг церковных в российском языке”, 1755-57). Ломоносов написал грамматику русского языка (1755) и первую риторику на русском языке (краткую, 1748, и пространную, 1748), дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, 1749, Петру Великому, 1755, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма “Петр Великий”; трагедии: “Тамира и Селим”, “Демофонт”). Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50) и “Краткий российский летописец” (1760). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа.
Литератор и историкВ области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического и

Слайд 15Исследуя молнии
С 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. Вместе с

академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая «громовая машина». 26 июля 1753 года во время наблюдений Рихман был убит шаровой молнией.
Ломоносов в «Слове о явлениях воздушных» впервые выдвинул теорию возникновения атмосферного электричества и показал тождественность его с получаемым от электростатической машины.
Исследуя молнииС 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. Вместе с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал

Слайд 16Пушкин о Ломоносове
А.С.Пушкин так его характеризует:«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною

силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.»

Ну, что можно ещё добавить к этим словам?..
Пушкин  о ЛомоносовеА.С.Пушкин так его характеризует:«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все

Слайд 17Память о великом учёном
  Умер М. В. Ломоносов от сильной простуды 5

апреля 1765 г. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь ХVIII века),
г. Санкт-Петербург.Спустя более года после этого канцлер граф Воронцов поставил на могиле нашего великого соотечественника памятник из каррарского мрамора. На памятнике высечена надпись на латинском и русском языках.
В 1792 году скульптор
Ф. И. Шубин создал бюст своего земляка (он тоже был родом из Холмогор и стать скульптором ему помог
М. В. Ломоносов. Этот портрет считается лучшим изображением учёного.)
Память о великом учёном  Умер М. В. Ломоносов от сильной простуды 5 апреля 1765 г. Похоронен на Лазаревском

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть