Слайд 1Россия в 1 половине 19 века.
Слайд 2Россия к концу 18 века. В результате каких событий увеличилась территория
России?
Слайд 4Дайте общую характеристику по плану:
Территория
Население и его состав
Форма правления
Экономическая система
Основные задачи
Слайд 5Начало правления Александра I: убийство Павла I
Слайд 6Н. Панин
Пален
Н. Зубов
П. Зубов
Слайд 7«Он все делает наполовину» М.М. Сперанский
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала
тень отца»
А.И Герцен
«Умел покорять себе умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы» М.А.Корф
«В политике Александр тонок как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив как пена морская» шведский дипломат Лагербильке
Слайд 8«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… но кроме
форм и внешности он ничего не хотел, и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность»
А. Чарторыйский
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Над нами царствовал тогда»
А.С.Пушкин
Выберите одну цитату и напишите эссе.
Слайд 9Либеральные реформы Александра I
Непременный совет
ветераны екатерининских времен
(Зубовы, Воронцов, Завадовский,
Трощинский, Державин)
Негласный комитет
молодые
друзья царя
(В.П.Кочубей, Строганов,
Новосильцев, Чарторыйский)
Слайд 12Либеральные реформы Александра I
Объявлена амнистия 12 тыс. человек (пострадавших при Павле
Ι).
Открыты границы, разрешён ввоз книг и товаров из-за границы.
Право крестьянам и мещанам покупать незаселённые земли.
Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян.
Запрещена публикация объявлений о продаже крестьян.
Улучшение содержания заключённых.
Восстановление Жалованной грамоты дворянству и городам.
Сделайте общий вывод.
Слайд 13Реформы в области управления
1802г.-учреждение министерств:
военно-сухопутных сил,
-военно-морских сил,
-иностранных дел,
-юстиции,
-коммерции,
-народного
просвещения,
-финансов ,
- внутренних дел.
Сенат превращён в высший судебный орган.
Отличия от коллегий? Значение преобразований?
Слайд 15Экономические реформы.
«Указ о вольных хлебопашцах» 1803 г.
«Если кто из помещиков
пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целыми семьями на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то, сделав с ним условия… имеет представить их при прошение своем … к министру внутренних дел для рассмотрения…»
Определите основные препятствия для получения воли крестьянами?
Предположите последствия указа?
Слайд 16Реформы в области образования
В 1803 г. было издано новое положение об
устройстве учебных заведений на основе принципов бессословности (приходские одноклассные, уездные училища, гимназии и университеты).
Министр, при нем — Училищный совет (попечители округов или их представители).
Во главе округа — университет, методически руководивший всеми учебными заведениями учебного округа.
В каждом учебном округе — гимназия. Директор гимназии одновременно являлся и главой уездных училищ губернии.
В каждом уездном городе — уездное училище с его начальником — смотрителем училища.
в 1802-1804 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет.
По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.
В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру «Устав о цензуре».
Сделайте вывод.
Слайд 17Россия в системе международных отношений.
В области внешней политики перед Россией стояли
следующие задачи:
1…
2…
3…
Слайд 181.Борьба с наполеоновской Францией и восстановление традиционных политических и экономических отношений
с Англией.
2.Укрепление на Балканах и в Закавказье.
3.Борьба с попытками Швеции восстановить свое влияние на Балтике.
Слайд 19Внешняя политика в 1801-1812 гг. Борьба с Францией.
Допишите, поработайте
с картой.
1805 г. – III антифранцузская коалиция….
Разгром австрийцев при …
Поражение австро-русских войск под…
Слайд 201805 г. – III антифранцузская коалиция
Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство
Разгром австрийцев
при Ульме
Поражение австро-русских войск под Аустерлицем
1806-1807 гг. – IV антифранцузская коалиция…
1806 г. – поражение прусских войск под …
1806 г. – начало континентальной блокады …
1807 г. – поражение русско-прусских войск под ….
Слайд 211806-1807 гг. – IV антифранцузская коалиция
Россия, Англия, Пруссия, Швеция
1806 г. –
поражение прусских войск под Йеной и Ауэрштедтом
1806 г. – начало континентальной блокады Англии
1807 г. – поражение русско-прусских войск под Фридландом
Слайд 221807 г. – Тильзитский мир
1. Франция и Россия объявлялись союзниками
2. Россия
присоединялась в континентальной блокаде Англии
3. Признавались завоевания Наполеона в Европе
4. За счет Пруссии образовалось польское государство
(герцогство Варшавское)
5. Согласие Наполеона на присоединение к России Финляндии, Молдавии и Валахии
Оцените значение мира с точки зрения перспектив России.
Отметьте отрицательные стороны мира для России.
Слайд 24Война со Швецией 1808-09 гг.
В 1808 г. началась война против Швеции.
Ген.Буксгевден
за 1 месяц разбил шведов и овладел Финляндией и Аландскими о-ми, но вынужден был перейти к обороне .
Осенью русские перешли в наступление и одержали ряд побед. В марте 1809г.войска под командованием ген. Барклая де Толли и Кульнева перешли Балтику по льду, взяли Умео и оказались около Стокгольма. Швеция капитулировала.
По Фридрихсгамскому договору, подписанному в 1809 г., к России отошла Финляндия, а Швеция присоединялась к континентальной блокаде.
Свяжите эти события с предыдущими. Дайте их оценку.
Слайд 26Война…
Определите по карте войну.
Создайте легенду карты.
Слайд 27Русско-иранская война
1804-1813 гг.
В 1801 г. Россия присоединила Восточную Грузию. В ответ
в 1804 г. Иран начал войну.
В результате Россия захватила территории к северу от реки Аракс. В 1813 г. по Гюлистанскому миру Россия получила ряд территорий Дагестан, Северный
Азербайджан, Грузия -(красный цвет)
Новая граница России- (зеленый цвет), стрелки- военные действия.
Слайд 28Русско-турецкая война 1806-12 гг.
Определите итоги войны.
Значение войны.
Слайд 29Русско-турецкая война 1806-12 гг.
В 1806 г. Наполеон подтолкнул Турцию к началу
войны с Россией. Русские войска в 1806 г. заняли Молдавию и Валахию.
захватили крепости на Дунае и
на Кавказе. Разгром турецкого
флота адмиралом Д.Н. Сенявиным. 1811 г. – разгром турок у Рущука (М.И. Кутузов)
В 1812 г. был подписан Бухарестский мир:
в состав России входила Бессарабия, Турция обещала провести реформы в Сербии.
Таким образом планы Наполеона оказались сорваны, и Россия смогла избежать войны на 2 фронта.
Слайд 31Практикум. Реформы М.М. Сперанского.
Сословное деление общества
Права населения.
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
Отметить, что
реализовано, что – нет.
Вопрос №1 к документам (п.3)
Слайд 32Причины войны 1812 г.
Россия объявила войну Австрии, но против нее не
воевала
В 1810 г. Россия фактически перестала участвовать в континентальной блокаде
Наполеону не удалось жениться на сестре Александра I
Наполеон поддерживал движение поляков за независимость
В 1811 г. Наполеон аннексировал герцогство Ольденбургское, наследный принц которого был женат на сестре Александра I
Определите объективные и субъективные причины.
Слайд 34Определите планы сторон и ход военных действий.
Слайд 35Форсирование Немана. Июнь 1812 г.
Слайд 39Генеральное сражение. Предположите исход сражения.
Слайд 47Отступление от Москвы.
Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.
Фили и, выслушав всех присутствующих, заявил: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия». Объясните мотивы Кутузова.
Слайд 51Тарутинский манёвр.
Русская армия расположилась на берегу р. Нара в старинном русском
селе Тарутино.
Объясните замысел Кутузова.
Слайд 52Партизанское движение.
Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали коммуникации французов
от Москвы до границы на Западе.
Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие М.Кутузова еще до Бородинского сражения.
Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей.
Слайд 53Наиболее известными командирами были : офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е.
Четвертаков,крестьяне Г.Курин и В.Кожина.
Слайд 60Причины поражения Наполеона
Стратегические просчеты (неверная оценка возможной силы сопротивления русских, надежда
на уступки со стороны Александра I)
Талант русских полководцев (тактика Барклая-де-Толли, Тарутинский маневр)
Героизм русских воинов
Патриотизм россиян (партизаны, ополчение, сожжение Москвы)
А чем объясняют некоторые историки поражение французов?
Слайд 61Заграничные походы русской армии.
Составьте рассказ по карте.
Слайд 62Проследите территориальные изменения в Европе.
Слайд 63По пункту учебника составьте тезисный план отношений России с Англией и
США.
Слайд 64Внутренняя политика Александра I в 1815-25 гг.
Определите настроения и надежды
в русском обществе после окончания войны 1812 г.
Предположите, были ли они реализованы. Почему?
Слайд 688 июня 1815 г. – Конституция Польши
Начало разработки конституции России
(1818-1820 гг.
– Уставная грамота Н.Н. Новосильцева)
1816-1819 г. – освобождение от крепостной
зависимости прибалтийских крестьян
1818 г. – разработка плана постепенной отмены крепостного права в России (А.А. Аракчеев)
Дайте оценку проведенным реформам.
Слайд 69Вопрос о Конституции.
Выпишите основные вопросы Польской Конституции и проекта Российской Конституции.
Дайте
их оценку.
Слайд 701. Глава государства
2. Законодательная власть
3. Исполнительная власть.
4. Права населения
Вопросы для сравнения.
Слайд 71Почему Александр I отказывается от дальнейшего проведения реформ?
В чем это конкретно
проявилось?
Слайд 72Социально-экономическое развитие. Кризис 1812-15 гг.
В чем выразился экономический кризис?
Назовите меры по
выводу хозяйства из кризиса. Оцените их.
Слайд 73- изъять из оборота 38 млн руб,
- ввести монополию на вино-водочную
продукцию,
снизить таможенные пошлины на ряд товаров.
Были ли эти меры действенны?
Н.Мордвинов.
Слайд 74Прочитайте о предложениях А. Аракчеева.
Отметьте плюсы и минусы реформы.
Крестьянский вопрос…?
Слайд 77В 1818-19 гг. под руководством Д.А.Гурьева был разработан еще один секретный
проект.
Он предполагал разрушить крестьянскую общину и создать фермерские хозяйства капиталистического типа.
Вольное экономическое Общество предложило ввести систему, основанную на частной собственности на землю.
Мог ли он быть реализован?
Слайд 78Развитие промышленности и торговли.
После войны промышленность и торговля
развивались устойчивыми темпами.
Поработайте с картой. Подтвердите или опровергните этот вывод.
Слайд 81Общественное движение.
Начало организованного общественного движения.
Укажите причины этого явления.
символы масонов
Слайд 82Причины возникновения движения
идеи просветителей XVIII в., деятелей Великой французской революции
рост национального
самосознания в ходе Отечественной войны 1812 г.
знакомство с жизнью людей в Западной Европе
неприятие крепостничества и самодержавия
реакционная политика царизма (аракчеевщина, отказ Александра I от либеральных реформ)
Слайд 83Первые тайные организации
1816-1818 гг. – Союз спасения (30 человек)
(А.Н., М.Н. и
Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы,
С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин и др.)
Уничтожение крепостного права, поддержка реформ правительства, ограничение самодержавия
1818-1821 гг. – Союз благоденствия (200 человек)
(те же лидеры)
Борьба за республику путем постепенного формирования общественного мнения, просвещения и воспитания народа.
Оцените организации с точки зрения их перспектив.
Слайд 84М. Лунин
И. Пущин
С. Муравьёв-Апостол,
М. Бестужев-Рюмин
К. Рылеев
П. Каховский
Слайд 85Северное и Южное общества. 1821 г.
Составьте вопросы для сравнения программных документов
«Конституция» и «Русская правда».
Н. Муравьев
П. Пестель
Слайд 86конституционная монархия
двухпалатный парламент (Народное вече), император – «верховный чиновник»
всеобщее равенство перед
законом, ликвидация сословных привилегий
федеративное устройство (15 «держав»)
отмена крепостного права
при сохранении помещичьего землевладения (крестьянам – по 2 десятины)
Республика
Народное вече, Державная дума , Верховный собор
всеобщее равенство перед законом, ликвидация сословных привилегий
унитарное государство, русификация, христианизация
отмена крепостного права,
половина земель – помещикам, половина – крестьянским общинам
Слайд 87Восстание декабристов
Династический кризис (19 ноября-14 декабря 1825гг)
19 ноября 1825 г.
умер Александр I
Константин отрекся от престола (междуцарствие)
Переприсяга Николаю I 14 декабря 1825 г.
Слайд 89Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Слайд 91Выстрел Каховского в Милорадовича.
Слайд 93Восстание декабристов
Казнены:
П.Пестель, К.Рылеев,
С. Муравьев-Апостол,
М. Бестужев-Рюмин,
П. Каховский
120 офицеров сосланы в Сибирь, на
рудники.
Солдаты прогнаны «сквозь строй» и сосланы в штрафные батальоны на Кавказ
Слайд 97Г. Петровск- забайкальский. Дом-музей декабристов.
Слайд 98Значение восстания декабристов
правительство осознало необходимость реформ для разрешения глубоких социальных противоречий
усилилась
борьба передовой российской общественности против крепостничества и самодержавия
влияние на развитие русской культуры (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов и др.) Приведите примеры.