Презентация, доклад по истории России. 8 класс. Школа, образование и воспитание в XVIII в.

Содержание

В какой период начинает складываться государственная система образования в России?Назовите особенности развития образования того периода?Светский характер образования.Сословный характер образования.Огромное влияние европейской культуры.Подтвердите примерами послепетровского периода.

Слайд 1Школа, образование и воспитание в XVIII в.
Учитель истории и обществознания
МБОУ

«Глебычевская СОШ»
Некачайло С.И.
Школа, образование и  воспитание в XVIII в.Учитель истории и обществознанияМБОУ «Глебычевская СОШ»Некачайло С.И.

Слайд 2В какой период начинает складываться государственная система образования в России?
Назовите особенности

развития образования того периода?

Светский характер образования.
Сословный характер образования.
Огромное влияние европейской культуры.

Подтвердите примерами послепетровского
периода.

В какой период начинает складываться государственная система образования в России?Назовите особенности развития образования того периода?Светский характер образования.Сословный

Слайд 3 В 1786 году были организованы Главные и Малые народные училища.
В

каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. К середине 1788 г. в стране насчитывалось уже 135 народных училищ с 307 учителями и 10170 учащимися.

В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево.

 В 1786 году были организованы Главные и Малые народные училища. В каждом городе учреждались главные училища с

Слайд 4Из «Устава народным училищам в Российской империи».
«…Воспитание юношества было у всех

просвещенных народов толи-ко уважаемо, что почитали оное единым средством утвердить благо общества гражданского; да сие и неоспоримо, ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о творце и его святом законе и основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подпоры общего государственного благосостояния. Воспитание, просвещая разум человека различными другими познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководствует в жизни добродетельной и наполняет, наконец, человека такими понятиями, которые ему в общежитии необходимо нужны. Из сего следует, что семена таковых нужных и полезных знаний сеять еще должно с малолетства в сердцах отроческих, дабы они в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили…»
Из «Устава народным училищам в Российской империи».«…Воспитание юношества было у всех просвещенных народов толи-ко уважаемо, что почитали

Слайд 5В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий

катехизис и священная история); во 2 классе — пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе — повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование.
В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2

Слайд 6Морозов А. И. Сельская бесплатная школа.

Морозов А. И. Сельская бесплатная школа.

Слайд 7В 1732 г. открыт Сухопутный шляхетский корпус. Прочитайте на с. 167 о

целях шляхетского корпуса.

Пиратский К. К. Воспитанники из горцев 1-го и 2-го Кадетских корпусов. 1855 год.

В 1732 г. открыт Сухопутный шляхетский корпус. Прочитайте на с. 167 о целях шляхетского корпуса.Пиратский К. К.

Слайд 8Сухопутный шляхетский корпус расположился в Меншиковском дворце.
Сабат К.Ф. Нева у Меншиковского

дворца.
Сухопутный шляхетский корпус расположился в Меншиковском дворце.Сабат К.Ф. Нева у Меншиковского дворца.

Слайд 9Корпус стал элитным учебным заведением. Там уже в 1740—1750 годах существовали

Общество любителей российской словесности и один из первых русских любительских театров — «Российский театр».
В 1757 году здесь была учреждена типография для печати учебных пособий.
В помещении кадетского корпуса в 1859-1861 годах проходили заседания Редакционной комиссии по освобождению крестьян, готовившей проекты актов и документов по Крестьянской реформе 1861 года.

Граф Бурхард Кристоф фон Миних – первый главный директор корпуса.

Корпус стал элитным учебным заведением. Там уже в 1740—1750 годах существовали Общество любителей российской словесности и один

Слайд 10«Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как

истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? Общие наши товарищи — кадеты! О! Как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия общества не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет...» Ф. Глинка.

Александр Петрович Сумароков, Михаил Матвеевич Херасков.

Шляхетский корпус закончили многие известные люди.
Подготовьте сообщения о деятелях науки и культуры-
выпускниках этого корпуса.

«Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто

Слайд 11В 1750 г. создан Пажеский корпус.
«…дабы те пажи через то к

постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает». Из Указа Елизаветы Петровны.

Пиратский К. К. Камер-Паж и Паж Пажеского Его Императорского Величества Корпуса.

В 1750 г. создан Пажеский корпус.«…дабы те пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным

Слайд 12Предпринимались попытки создания училищ для детей купцов. При посредничестве предпринимателя и

мецената П.А. Демидова в 1772 г. открыто первое в России коммерческое училище для 100 купеческих детей, на которое было пожертвовано более 200 тысяч руб. Правительство рассчитывало, что подобные училища будут содержаться за счет купечества, но их надежды не оправдались. Хотя сам П.А. Демидов жертвовал огромные суммы на развитие образования. Вместе с братьями он подарил Московскому университету 21 тысячу рублей и минералогический кабинет из 6000 предметов, а позднее внес капитал на стипендии для бедных студентов - "Демидовский пансион«.

Бюст П. А. Демидова.
Ж.-Д. Рашетт. 

Предпринимались попытки создания училищ для детей купцов. При посредничестве предпринимателя и мецената П.А. Демидова в 1772 г.

Слайд 13Под влиянием идей Просвещения, ставящей одной из целей создания «новой породы

людей», учреждаются воспитательные дома. Руководил их созданием И.И. Бецкой. Его взгляды легли в основу воспитания.

«…быть добросовестными и примера достойными людьми».
«…человек, чувствуя себя человеком, …не должен допускать поступать с собою как с животным».
«…чтобы с изящным разумом изящнейшее ещё соединялося сердце».
«…человек должен познать правила гражданской жизни».
«…корень всему злу и добру — воспитание»

Портрет И. И. Бецкого. А. Рослин.

Под влиянием идей Просвещения, ставящей одной из целей создания «новой породы людей», учреждаются воспитательные дома. Руководил их

Слайд 14«Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к

трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству…, особливо же вкоренять в них… склонность к опрятности и чистоте»
«…следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая её, но способствуя ей».

И. И. Бецкой на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

«Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить

Слайд 15В 1764 г. при Смольном монастыре в Петербурге было открыто «Императорское

воспитательное общество благородных девиц».

Дворянские дочери изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать "правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости».

Галактионов С. Ф. Смольный институт. Литография.

В 1764 г. при Смольном монастыре в Петербурге было открыто «Императорское воспитательное общество благородных девиц».Дворянские дочери изучали

Слайд 16В Смольном институте благородных девиц…(фото 19- начало 20 вв.)

В Смольном институте благородных девиц…(фото 19- начало 20 вв.)

Слайд 22В 1765 году при институте открылось отделение «для мещанских девиц».

В 1765 году при институте открылось отделение «для мещанских девиц».

Слайд 23На пожертвованные П.Н. Демидовым 1 млн 107 тыс. рублей основан Московский

воспитательный дом.
На пожертвованные П.Н. Демидовым 1 млн 107 тыс. рублей основан Московский воспитательный дом.

Слайд 24С- Петербургский Академический Университет.
Академический университет учреждён одновременно с Академией наук

указом Петра I от 28 января  1724 г. и фактически переставшего существовать в 1766 году, будучи не позднее 1770 года объединённым с Академической гимназией в Училище Академии (просуществовало до 1805 года).


С- Петербургский Академический Университет. Академический университет учреждён одновременно с Академией наук указом Петра I от 28 января  1724 г.

Слайд 25Московский университет.
Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. 12 января 1755

г., в день святой Татьяны, Елизаветой Петровной был утверждён проект об учреждении Московского Университета, поэтому именно Татьянин День отмечается как день российского студенчества.
Чем Московский университет отличался от европейских университетов?

Указ об учреждении Московского университета.

Московский университет.Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. 12 января 1755 г., в день святой Татьяны, Елизаветой

Слайд 26Это интересно…
Святая мученица Татиана (Татьяна) родилась в знатной римской семье. Ее

отец был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Татьяна не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диакониссой в одном из римских храмов. Римские императоры , в том числе и правящий в 3 веке Александр Север, жестко преследовали христиан. Схвачена была и диаконисса Татьяна. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась — и внезапно произошло

землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Три дня она подвергалась мучениям, но так и не отреклась от Христа. Все пытки мучителей были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом.

Это интересно…Святая мученица Татиана (Татьяна) родилась в знатной римской семье. Ее отец был тайным христианином и воспитал

Слайд 27Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра

нач. XIX века
Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века

Слайд 28Университет в 1820 году.

Университет в 1820 году.

Слайд 29Московский университет стал первым внесословным высшим учебным заведением. В нем были

три факультета: факультет философии, факультет медицины и факультет права. При университете была создана гимназия из двух отделений: для детей дворян и разночинцев. В 1779 году Михаил Херасков основал университетский благородный пансион. При университете же издавалась наиболее популярная газета Российской империи — «Московские ведомости». В это время начали создаваться научные общества. Профессора Московского университета являлись чиновниками, состоявшими на преподавательской службе, а само учебное заведение — частью государственного аппарата.

Мундир профессоров Московского Университета в конце XVIII века.

Московский университет стал первым внесословным высшим учебным заведением. В нем были три факультета: факультет философии, факультет медицины

Слайд 30Споры о том, какой университет основан раньше: Московский или Санкт- Петербургский,

шли очень долго. Как этот вопрос рассматривается сейчас?
Какое место занимают эти университеты в жизни современной России и мира?

« Настоящим Федеральным законом определяются особенности правового положения ведущих классических университетов Российской Федерации - федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" как уникальных научно-образовательных комплексов…имеющих огромное значение для развития российского общества…» Из Федерального Закона "О МГУ и СПбГУ"

Споры о том, какой университет основан раньше: Московский или Санкт- Петербургский, шли очень долго. Как этот вопрос

Слайд 31Домашнее обучение. Составьте тезисный план - ответ.
Высшие сословия.

Низшие сословия.

Домашнее обучение. Составьте тезисный план - ответ.Высшие сословия.Низшие сословия.

Слайд 37Удалось ли осуществить идею просветителей о создании «новой породы людей»?
Какие принципы

образования и воспитания XVIII века применяются и сейчас?
О каких тенденциях в российском обществе говорит Д.И. Фонвизин словами своей героини госпожи Простаковой в комедии « Недоросль»?
«Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь». «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек». «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».



Проверь себя…

Удалось ли осуществить идею просветителей о создании «новой породы людей»?Какие принципы образования и воспитания XVIII века применяются

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть