Слайд 1Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района
Творческая работа на
тему
Аспекты церковного раскола при изучении обществоведческих наук
Выполнила: учитель истории МБОУ Валковская СШ
Безрукова Татьяна Валерьевна
Слайд 2Цели и задачи
Цель: детальное, углублённое изучение церковного раскола в
России в XVII веке с применением интерактивных методов обучения.
Задачи: - охарактеризовать причины и сущность раскола в России;
- выявить последствие внутрицерковного разделения после Смуты, когда шло становление самодержавной монархии;
- сделать вывод о роли Русской православной церкви в истории нашего государства.
Слайд 3 «Во всём, как хотите , чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними».
Слайд 4 Христианский идеал поведения народа и прави -тельства заключается в
«золотом правиле»: «Во всём, как хотите , чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Применяя этот принцип не только в личной, но и в общественной жизни, право- славные христиане должны помнить, что «не в силе Бог, а в правде». Вместе с тем, если кто-то действует вопреки справедливости, то восстановление её нередко требует ограничительных и даже силовых действий по отношению к другим. Разделение внут- ри государства разрушает историческую общность. Понять ошибки поколений – не повторять их в будущем.
Введение
Слайд 5Для историка очень важно изучение данной темы с теоретической и практической
стороны. И советские, а теперь и российские исследователи уделяют внимание этой теме. Сегодня, когда отношение к религии изменилось в позитивную сторону, а в школах уже на протяжении нескольких лет ведутся курсы «Основы православной Религии», «Религии России», «Обществознание», «Граждановедение», вопрос о взаимоотношениях государства и церкви стоит очень остро. Первой составляющей этих отношений являются конституционно-правовые основы и общепризнанные принципы.
Семнадцатый век полон событиями, которые могли бы изменить ход истории, и только взаимодействие государства и власти помогло избежать катастрофы большей, чем она была…
Слайд 7Первые Романовы
Михаил Фёдорович
не принимал ни одного
важного решения без отца.
Филарет собрал
всю власть: и
светскую, и
церковную –
в своих руках
Слайд 8Противостояние церкви и власти
Царь
Алексей Михайлович
патриарх
Никон
Слайд 9Идея преобладания духовной власти над светской
Стремление
царя Алексея Михайловича к усилению личной власти
Образец нравственности
Вспыльчивость при встрече с нравственным безобразием
Никон, преемник патриарха Иосифа и, по желанию царя, руководитель по проведению церковной реформы
Неограниченное влияние Никона на царя
Слайд 111658 – 1666 годы: открытое противостояние царя и гордого патриарха
Алексей Михайлович
Охладел к недавнему любимцу
1666 год – судебный процесс над Никоном
Никон
Удалился в Воскресенский монастырь
1667 год – лишён сана патриарха и отправ- лен в ссылку
Слайд 12Реформы Никона -
Единообразие богослужения
Объединение Украины с Россией в церковно-культурном отношении
Выбор образца
для исправления
ошибок и описок в
богослужебных книгах
Слайд 14- появление старообрядческой оппозиции
Старообрядцы - последователи протопопа Аввакума и других церковных
деятелей, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона. Считали нововведения патриарха посягательством на истинную русскую веру, завещанную им Богом и предками (стариной).
Слайд 15Никон (в миру Никита Минов) в 1646 году
обратил на себя внимание
царя Алексея Михайловича. В
том же году примкнул к влия- –
тельному «Кружку ревнителей
благочестия». С 1648 года
Никон стал новгородским митрополитом. В
1652 году он был возведён в сан патриарха.
Н И К О Н
Слайд 16Царь Алексей Михайлович
При доброте и мягкости характера… уважение к человеческому достоинству
в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило Алексею прозвание «тишайшего царя»…
… в нём богатые природные дарования:
восприимчивость и любознатель-
ность… «навычен многим фило –
софским наукам»
Слайд 17Результат реформ
- формирование внутренней старообрядческой оппозиции;
-
получение «новой веры»;
- раскол
Слайд 18Аввакум
С юных лет под влиянием матери стал склонен к аскетизму.
Принимал участие в кружке ревнителей благочестия, введ-
шего единогласное пение в церквах и
устную проповедь. С началом
реформы Никона вместе
с другими членами кружка
повёл против неё борьбу.
Слайд 19 АВВАКУМ и НИКОН
«ревнители» призывали
сохранить «древлее благочестие» –
Никон отправил бывших
соратников в
ссылку или
«под начал»
в
монастыри
Слайд 20ПАДЕНИЕ НИКОНА
Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие
Никона столкнули
его
не только со светскими
и духовными вельможами ,
но и
с царём…
Слайд 21ПРЕСЛЕДОВАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВ
Посещение Ф.П.Морозовой Аввакума
в заточении;
- боярыня Ф.П. Морозова и
Е.П.Урусова умерли от
голода и пыток в Боровской
земляной тюрьме;
Аввакума и его сподвижников после долгих
лет ссылок и тюрем сожгли на костре
Слайд 22Соловецкое восстание
Монахи прославленного монастыря отказались принять новопечатанные «никонианские» книги. Правительство распорядилось
закрыть пути снабжения
всякими припасами. Осада
продолжалась долгих 8 лет.
обманом стрельцам удалось
сломить сопротивление
восставших. Почти все погибли в схватке: в живых осталось не более 60 человек из полутора тысяч.
Слайд 23После подавления Соловецкого восстания
усилились гонения на
раскольников:
они устраивали
массовые
запощевания (голодная
смерть) и «гари»
(самосожжения)
Слайд 24Возрождение церкви
Начало первосвятительского служения Святейшего патриарха Алексия II (1990г.) совпало с
началом нового этапа в истории России, важный рубеж в церковной истории. После десятилетий прямых гонений и бесправия церковь обрела свободу.
Слайд 25Русская православная церковь
на современном этапе
В России религиозные объединения
отделены от государства:
Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений;
не возлагает на них функции органов
государственной власти;
- обеспечивает светский характер
образования
Слайд 26 Роль РПЦ в истории государства
Учащиеся приводят примеры из истории Российского
государства, подтверждаю- щие особую роль в истории нашего государства – его становления, развития, периодов возвышения и упадка. Учащиеся должны сделать вывод о взаимосвязи периодов понимания светской и церковной властей с периодами подъёма и решения важных задач обществом и государством.
Слайд 27Разработка урока «Государство и церковь в XVII веке»
Цель: детальное изучение учащимися
церковного раскола в XVII веке и роли Русской православной церкви в настоящее время
Задачи: - научить учащихся определять причины и сущность церковного раскола;
- развивать умение анализировать основные события;
- показать значение взаимоотношений РПЦ и государства
Слайд 28Заключение
Данная тема может использоваться при изучении аналогичного материала на уроках
по курсам «Религии России», «Историческое краеведение», «Граждановедение», «Обществознание». Освоение материала поможет в реализации нравственно-патриотического направления школы: повышение чувства патриотизма учащихся, заинтересованность в знании истории своей малой родины, своих корней.
Слайд 29Новые понятия:
раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной
Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Урунова Н.М. г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3