Слайд 1Биография
и
Деятельность
Выполнила:
Назаренко Г. Н.
Александр Освободитель
Слайд 2Родители Александра II.Его рождение.
Воспитание и образование.
Совершеннолетие Александра. Участие в государственных делах.
Царствование
русского Монарха.
Реформаторская деятельность.
Покушение и гибель Александра II.
Содержание
Слайд 3В 1817 году состоялось бракосочетание князя Николая с Принцессой Прусской Шарлоттой,
дочерью Фридриха Вильгельма III, получившей после перехода в православие имя Александра Федоровна. Супруги приходились друг другу четвероюродными братом и сестрой (имели общих прапрадеда и прапрабабку).
В Москве 17(29) апрел1818 года
родился их первенец Александр.
Хотя на момент его рождения
отец был великим князем, к
мальчику относились с самых
первых дней жизни как к
будущему монарху.
.
Родители Александра II .
Его рождение.
Николай I
Александра Федоровна
Слайд 4 Воспитание и образование.
Его
воспитание и образование было прекрасно поставлено и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.
До шестнадцатилетнего возраста Александр рос под присмотром матери и приставленного женского персонала вместе с сестрами. По достижении 6 лет он получил особого воспитателя, капитана К. К. Мердера,
боевого офицера, гуманного и
кроткого, с честными и разумными
взглядами, сумевшего привязать к себе маленького великого князя.
К. К. Мердер
Слайд 5 В 1826 году, когда Александру исполнилось 8
лет было принято решение продолжить образование по особому плану. Руководил и разработал его В. А. Жуковский, оказавшийся незаурядным и вдумчивым педагогом. Он не отделял образовательную задачу от воспитательной и ставил образованию прежде всего нравственные, воспитательные цели.
Среди учителей Александра были:
М. М. Спиранский ( законодательство),
К. И. Арсеньев(статистика и история),
Е. Ф. Канкрин (финансы),
Ф. И. Брунов (внешняя политика).
В.А.Жуковский
М. М.Спиранский
Ф. И. Брунов
Слайд 6Можно сделать вывод:
становление личности будущего монарха проходило под влиянием ,с
одной стороны, отца, который хотел видеть в сыне « военного в душе», и ,с другой, В. А. Жуковский, который стремился воспитать человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Оба эти влияния оставили глубочайший след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования.
Слайд 7 Совершеннолетие Александра. Участие в государственных делах
Совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением его отношения к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи.
Наследник Цесаревич совершил путешествие по России в сопровождении Кавелина, Жуковского и флигель-адъютанта Юрьевича.
Он был первым из царского рода кто посетил Сибирь (1837), в результате этого посещения оказалась смягчение участи политическим ссыльным.
Позднее будучи на Кавказе, Цесаревич отличился при нападение горцев, и был награжден орденом св.Георгия 4-ой степени.
По настоянию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и другие страны. Будучи при дворах выполнял различные дипломатические поручения государственной важности
Слайд 8 Начало государственной деятельности: в 1834 году сенатор,
с 1835 член Святейшего Синода, с 1841 член Государственного совета, с 1842 член комитета министров.
С 1844 полный генерал командовал гвардейской пехотой, с 1849 начальник военно-учебных заведений, председатель Секретного комитета по крестьянскому делу 1846 и 1848.
Во время Крымской войны 1853-1856 г.г.при объявлении Петербурга на военном положении начальствовал над всеми войсками столицы. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий Александр II неоднократно заменял своего августейшего родителя.
Приняв в свое управление военно-учебные заведения,
цесаревич заботился об их нуждах
и постепенном усовершенствовании
как научного преподавания, так и
воспитания
Слайд 9 Царствование русского Монарха
Вступление
Александра II на престол 19 февраля 1855 г. Произошло при тяжелых обстоятельствах. Крымская война обнаружило многие внутренние язвы Российского государства, показала полную не состоятельность прежнего быта. Потребность в реформах становилось осязательной, неотложной, но этому мешала необходимость полного переустройства многих частей и крепостное право.
Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 г. Александр II сказал знаменитую фразу: « Да утверждается и совершенствуется ея внутренние благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается по всюду и с новой силой стремится к просвещению и всякой полезной деятельности…»
В царствование Александра II завершилось присоединением к России территории Кавказа (1864 г. ), Казахстана (1865 г.), большей части Средней Азии (1865-1881 г.г.).
В 1867 г. США была продана Аляска.
С целью усиления влияния на Балканов и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.
Слайд 10 Реформаторская деятельность
3 марта (19
февраля) 1861 г. В Петербурге АлександрII издал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»
За это крестьяне прозвали его Освободителем.
В 1864 г. Было введено « Положение о земских учреждениях».
В 1864 г.вышла реформа образования,
которая затронула 3 ступени
В ноябре 1864 г. Были приняты
новые судебные уставы.
В 1870 г. Была проведена городская
реформа, создавшая всесословные
городские думы и управы.
В 1874 г. Была проведена военная
реформа по инициативе Д.А. Милютина.
Слайд 11Покушение и гибель Александра II.
На Александра
II было совершено несколько покушений: 25 мая 1867 г. в Париже и 2 апреля 1879 г. в Петербурге.
Исполнительный комитет «Народной воли» 26 августа 1879 г. принял решение об убийстве Александра II (попытка взорвать поезд под Москвой, взрыв в Зимнем дворце).
Для борьбы с революционным движением была создана Верховная распределительная комиссия, но это не помогло предотвратить насильственной смерти.
1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен, на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким.
Он умер в день, когда решил дать ход конституционному проекту.
Великие реформы остались не завершенными.
Слайд 12 Литература
Татищев С.
С. Император Александр II, его жизнь и царствование. 2-е изд. СПб., 1911. Т. 1-2.
Палеолог М. Роман императора. Император Александр II и княгиня Юрьевская: Пер. с франц. М., 1990.
Яковлев А. И. Александр II и его время. М., 1992.
1857-1861. Переписка императора Александра II с Великим князем Константином Николаевичем. Дневник Великого князя Константина Николаевича. М., 1994.
Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.
Захарова Л. Г. Александр II // Романовы: Исторические портреты: 1762-1917. М., 1997. С. 404-490.
2012г.