Слайд 1Варзуга…
«Именно в Варзуге я понял, что такое настоящая культура.
Варзуга — это песенный центр края, село, где наиболее полно сохранились и культура, и народный быт, и общая этическая система северной деревни».
Дмитрий Балашов
(русский писатель).
Слайд 2ИСТОРИЯ СЕЛА ВАРЗУГА, КАК ЧАСТЬ ИСТОРИИ РОССИИ.
2014
Слайд 3Введение
История Росcии начинается с истории малой родины, ее людей.
Я родился и
живу в селе Варзуга Терского района Мурманской области
Варзуга-это старинное поморское село, расположившееся на двух берегах одноименной реки,
Жителей села называют поморами,
В своей работе, опираясь на документы, воспоминания варзужан, используя художественную и специализированную литературу по краеведению, рассказал о своей малой родине.
Слайд 4Цель:
1.Изучить традиции, природу, культуру, этнос поморов Терского берега
Мурманской области села Варзуга.
2.Пополнить имеющийся материал новыми данными для передачи в школьный музей «Поморского быта» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Варзуга МБОУ ООШ с. Варзуга).
Слайд 5Задачи исследования:
1 Изучить историю поморских традиций прошлого и настоящего жителей села
Варзуга.
2. Рассмотреть особенности местного быта и культуры.
3. Проследить насколько сохранили культурные традиции современные поморы.
Слайд 6Методы:
1)Мною были изучены очерки истории Терских поморов, рыбачий
промысел и традиции, связанные с местами лова, традиции использования и сохранения родников, поморская игрушка.
2)Были использованы в работе фотографии как из личных архивов варзужан, так и из сети Интернет.
3)Работа с архивными документами.
4)Воспоминания варзужанина- краеведа Заборщиков П.П.
Слайд 7Программа действий:
Необходимо продолжить работу с целью
получения новых сведений об истории села Варзуга и ее жителях.
Слайд 8Что оставили в наследство нам наши предки:
Деревянные постройки (церкви);
Поморские избы с
укладом начала 20 века (самый старый дом в селе, дом священника 1895 года постройки)
Предметы, которыми пользовались в течение веков: топонимы, ориентиры, поморские песни (фольклорный Варзугский хор), русские печи, бани по - черному, тоневые избушки).
Образ жизни, культуру, мировоззрение.
Слайд 9Село Варзуга — древнейшее русское поселение на Кольском полуострове. Варзуга на
100 лет старше Колы и на 450 лет — Мурманска. Изумительное по красоте село раскинулось по берегам реки Варзуги. Выходцы из новгородской земли избрали место на 30 верст отстоящее от устья реки, впадающей в Белое море. По названию приходских церквей правобережная сторона – Успенская, левобережная часть села именуется Никольской стороной. Здесь сохранились здания церкви во имя апостолов Петра и Павла (с 1938 года использовалась как склад, в 1998 году возвращена верующим) и собора Николая Чудотворца (это здание использовалось под магазин, сейчас находится на реставрации).
Слайд 10В 2014 году Варзуга отметила свое 595 –летие. Трагическим для села
1419 год считается годом его основания, поскольку под этим годом поселение впервые упоминается в письменном источнике, хотя известно оно было еще раньше.
В 1419 году сюда из Скандинавии пришли разорять Варзугу 500 человек «мурманов».
Слайд 12Успенская церковь села Варзуга
Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание
её состояло из четырёхстенного сруба (четверика).
Для украшения храма использовались многочисленные декоративные элементы: кокошники и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви — 34 метра.
Слайд 14Хор с. Варзуга
Один из старейших крестьянских хоров России-хор Варзугский. Женский хор
села Варзуги, был выявлен известным советским фольклористом и писателем Д. М. Балашовым в конце 50-х годов. Популярность хора среди ценителей фольклора растет. Мягкая ясная манера пения, компактное многоголосие, хорошая дикция и близость диалекта к литературному языку позволяют слушателям без труда воспринимать тонкое словесное кружево народных песен.
Слайд 16Золотой крест Варзуги
Золотой крест Варзуги – сияет на Никольской стороне села,восьмиметровый
поклонный крест, установленный в августе 2009 года на месте средневекового «Городища», в честь основания первого поселения на Кольском Севере. В 1419 году «на» Варзугское поселение пришли 500 войнов – норманнов (норвежцев) и уничтожили монастырский погост, православные люди погибли защищая свои дома от врагов. Об этих трагических событиях теперь напоминает и восьмиметровый поклонный крест. Надпись на нем гласит: «В память о первопроходцах Кольского Севера монахов и мирянах, отдавших свои жизни за веру православную и державу Российскую в 1419 году от Р.Х.» Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон освятил поклонный крест «Золотой крест Варзуги», который установлен на месте древнего Варзугского городища.
Слайд 18Природа села Варзуга
Родниковая вода из Святого источника Безымянного Инока, по воспоминаниям
поморов , настолько ценилась, что даже несмотря на значительное расстояние (10 км) за ней ходили регулярно. Воду, взятую в источнике, несли на Святую могилку Инока, после чего она исцеляла от болезней.
Слайд 20КнязьВладимирский святой источник
Святой источник равноапостольного князя Владимира располагается в лесу, за
старым аэродромом, в 4,5 км от улицы Никольская сторона села Варзуга. Никольская сторона расположена на левом берегу реки Варзуга протекающая через село. Святой бурлящий родник или родник на Собачьем ручье, как его ещё здесь называют, освящен в конце 90-х годов прошлого века архиепископом Симоном, в честь князя Владимира, крестившего Русь. В 1998 году епископ Мурманский и Мончегорский Симон освятил источник, дав ему святое имя Князя Владимира.
Слайд 21Существует древнее правило - не ходить на источник из пустого любопытства,
не осквернять праздным «шатанием» святое место. В день похода, а посещать родник желательно до полудня, нельзя ссориться, скандалить, иначе родник «спрячется» и можно сбиться с пути, не найдя его. Подходить к бьющимся из - под земли ключам нужно тихо с молитвой и по одному. Согласно старинному преданию для исцеления от болезней душевных и телесных нужно облиться тремя ковшами ледяной воды с молитвой. Древние деревянные ковши и сейчас можно увидеть при источнике, висящими под навесом.
Слайд 23Этнос села Варзуга
Поморы это местное население села Варзуга Терского берега, которые
пришли более 5 веков и заселились на левом берегу реки Варзуга, на Никольской стороне. По одной версии это люди, которые пришли с Новгорода, по другой – с Соловецкого монастыря.
Слайд 24 Некоторые особенности
речи поморов
Язык поморов имеет свои
особенности, вот некоторые из них:
1. В первую очередь надо отметить особое ударение в словах поморов, которое часто не совпадает с ударением в словах литературного русского языка: на\ море - на море, из \ моря- из моря.
2. Поморы экономят на гласных звуках в конце слова красивая(шаль) –красива( шаль).
3. Для поморов характерно использование в некоторых словах двойного звука [шш] дров возишше- дрова возит.
4. Использование некоторых предлогов так же не привычно -вышла в замуж- вышла замуж, иди об береге- иди по берегу.
5. В творительном падеже некоторые существительные вместо окончания на-и заканчиваются на-ы. Нарвала травы рукамы-нарвала травы руками.
6. В поморской речи встречается не мало заимствований из саамского, финского языков и языков коми, вебсов - карбас-морская лодка на 2-3 гребцов.
Слайд 25Словарь Терских поморов. Лексика.
Байна-баня. По субботам у нас байны топят.
Бык-взрослый олень
самец.
Важенка-взрослая самка оленя в возрасте более трех лет.
Всема- делать вместе.
Затох-погас огонь.
Лох- семга, горбуша в период нереста(июль-сентябрь) –бронзово-красной брачной окраской.
Погода-шторм на море, непогода.
Скокуха- лягушка.
Тата-отец.
Шелонник-юго-западный ветер, ветер с реки Шелон.
Слайд 26Пословицы, поговорки, фразы
Без ужина подушка в головах вертится. - На голодный
живот плохо спится.
Улита едет, когда-то будет. - Ползет, как черепаха.
Зима, как стена. - Преодолеть зимнее время трудно.
Молоко у коровы на языке. - Корми корову лучше и будет много молока.
Ни в красу, ни в работу. - Никуда не годный человек.
Слайд 27Традиции и история поморов
Варзуга всегда славилась сказками и сказочниками (глиняшка, колобок,
озерный жук-жених)эти и многие другие сказки можно найти в сборнике «Птичка-железный нос, деревянный хвост», «Сказки терского берега белого моря под редакцией Д. Балашова». Сегодня поморы сохраняют многие черты традиционного быта и природопользования, но многое утрачивается или изменяется под воздействием цивилизации.
Так до сих пор поморы занимаются прибрежным ловом семги. Система лова остается прежней, как и несколько сотен лет назад, ловят рыбу неводами, сшитыми вручную. И только изредка можно встретить в домашнем обиходе сеть купленную в магазине. К семге и сегодня варзужане относятся с уважением, не нарушая ее очень сложный жизненный цикл.
Во многих домах варзужан можно увидеть козулю, печенье из пресной муки.
Слайд 28Традиции и история поморов
До сих пор поморы не утеряли традиции шитья
лодок (карбасы).
К сожалению, утеряна добыча речного жемчуга- один из наиболее специфичных местных промыслов, до недавнего прошлого, наиболее развит был в Варзуге, в которой и по настоящее время обитает крупнейшая в мире популяция речной, или европейской, жемчужницы.
Слайд 29Традиции и история поморов
Сохранились традиции по сей день по использованию родников.
В Варзуге чай, приготовленный из ключевой воды на Петров день (12 июля), считается особым праздничным напитком. Сохранены святые источники (Владимирский родник) родник служит для лечения очень серьезных заболеваний. И варзужане и туристы стараются соблюдать обычаи.
Слайд 30Традиции и история поморов
Интересно, что источник выполняет и гадательную функцию. По
тому, как сильно бьют родники, пришедший узнает о своем здоровье. (Когда подходишь к роднику начинают бить ключи, это значит, что человек здоров. Если бросить мелкую монету, и она уйдет в песок, то человека в ближайшее время ждёт неприятность)
Слайд 31Традиции и история поморов
Основное занятие поморов до сих пор остается прибрежный
лов рыбы: камбала, сиг, кумжа… но главное богатство и визитная карточка-семга, древнее название осеннего сорта рыбы и есть «варзуга». Когда помор произносит слово «рыба», все знают, что он говорит о семге. Во все временна жители Терского берега имели основной доход от лова атлантического лосося , или семги.
Слайд 32Тоневые участки
Тоня - место промысла рыбы, включает жилые дома
и хозяйственные постройки. В основном рыбаки занимаются ловом семги. В 1575 году в писцовой книге царский писец оставил запись: « варзужской волости имеется в наличии 80 тоней»….
Сейчас на Терском берегу от Кашкаранцев до Варзуги действует 7 тоней: «Колониха», «Трухинская», «Индера», «Кица», «Заборщиковская», «Пахомовская», «Кошевская»
Слайд 47Заключение
Село Варзуга живет более 5 веков. И более 5 веков здесь
проживают и трудятся поморы Северного берега Белого моря. Они продолжают сохранять вековые традиции своих предков, уклад жизни, обряды.
Варзуга – это моя родина. Мне очень хочется, чтобы золотой свет, который сияет над Варзугой, продолжал гореть, указывая всем нам путь к счастью, добру, любви, милосердию…
Слайд 48 Литература:
1.Н.Д.Кушков «Поморы говорят» словарь поморской лексики с. Варзуга 2008
год.
2.Игумен Митрофан (Баданин). Варзуга: «Жемчужина Кольского Севера» Санкт-Петербург-Варзуга: Ладан, 2011 год.
3.Высокопреосвященнейший Симон, и архиепископ мурманский и мончегорский. Варзуга. «Первое русское поселение на кольском севере вторые феодоритовские чтения». Мурманск-Санкт- Петербург 2010 год.
4. Высокопреосвященнейший Симон, и архиепископ мурманский и мончегорский. «Север и история четвертые феодоритовские чтения» Мурманск-Санкт- Петербург, ладон 2012 год.
5.Н.Д. Кушков «Поморский говор» Варзуга 2011 год.
6. Д.М. Балашов «Птичка-железный нос-деревянный хвост» Мурманск 1991год.
7. Н.Г. Яковенко «Терский берег»
8. Воспоминания варзужанина краеведа, Почетного жителя села Варзуга заборщикова п.п.
9.Фотографии из личного архива, фотографии из сети Интернет.