Слайд 1Религии Китая
Материал подготовил ученик 5 Б класса Летников Александр
Слайд 3
Традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство,
даосизм и буддизм. Контакты с Индией, Арабским миром и Европой исторически способствовали религиозному и культурному разнообразию на территории Китая.
Они благополучно сосуществуют, причём зачастую — в пределах одного храма.
Конфуцианство, первым обретшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчинённости индивида обществу и его ответственности перед ним.
Даосизм развивает идеи личного совершенствования и единения с природой; конфуцианскому учению о предопределённости социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности.
Буддизм, привнесённый в Китай извне и сосредоточенный на развитии духовного начала, выступает альтернативой китайскому прагматизму. Его исповедуют тибетцы, монголы и югурвы.
Слайд 4
Учение Конфуция
Конфуций – это намного больше, чем имя одного из самых
известных китайских мудрецов. По-настоящему имя великого ученого звучит Кун-фу-дзы, что в переводе означает «учитель из рода Кун».
Учения этого легендарного человека, который родился еще в древности и жил в неспокойные для государства времена, навсегда пропитали историю и повлияли на развитие Китая, а также привели к рождению могучей системы религиозных взглядов. Его мысли всесторонне охватывают и отражают высокие духовные и семейные ценности, глубоко анализируют этические стороны бытия и устремляют человека к обретению счастья. Конфуций разработал идеальную систему принципов, которые превращают государство в единое целое с обществом.
Слайд 5
Наибольшую известность и признание конфуцианство получает через 300 лет, после смерти
основателя. Это на 2 тысячи лет определило всю историю Китая. Ни одна сфера, будь это культура, политика, экономика или социальные отношения, не обошлась без сильного влияния учения Конфуция.
Конфуцианство официально было своего рода идеологией государства до начала двадцатого века. Но после образования КНР, при правлении Мао Цзэдуна, конфуцианство признали учением, препятствующим движению государства вперед, к прогрессу. Но с конца 70-х годов двадцатого века возникла тенденция к возрождению конфуцианства. Сейчас древняя религия занимает серьёзное место в духовной жизни страны.
Хотя формально конфуцианство - это не религия, здесь отсутствует фактор храма или церкви. Но по значению и по воспитанию народа конфуцианство легко выполняет роль религии, ведь основными вопросами этой, по сути, философской системы правил являются взаимоотношения правителя и его подданного, родителей и детей, старших и младших, моральные качества каждого человека. Слова Конфуция по-прежнему живы и актуальны для современного человека.
Слайд 6Даосизм
Даосизм – это религия, в основе которой лежит учение о
«дао» - пути достижения гармонии. Дао – это начало всего и основным его правилом является следование своей судьбе («потоку жизни») без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению. Главным постулатом даосизма является принцип равновесия и взаимосвязи мужского начала «ян» и женского начала «инь».
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
Слайд 7
О Лао-Цзы ходят самые невероятные легенды. Считается, что он обладал магическим
даром, с его рождением связано множество невероятных слухов, самым распространённым из которых является то, что он родился от луча света. Исторические документы свидетельствуют о том, что Лао-Цзы родился в Лояне в семье зажиточных горожан. Почти всю жизнь он прослужил архивариусом, а умер в 517 году до н.э.
Даосизм или «Путь вещей» представлял человека, как часть природы или микрокосм, субстанцию. Дао – это всеобщий закон или абсолют, начало всего и конечная точка. Счастье человека заключается в познании Дао. Целью жизни человека является понимание самого себя, через созерцание и медитацию. Именно погружение в свое «Я» – смысл силы человеческого сознания.
Даосизм стал смыслом деятельности народных масс или отшельников. Время от времени в Даосизме зарождались различные идеи, вдохновлявшие учёных и политиков, религиозных деятелей и философов.
Даосизм должен был стать альтернативой конфуцианству.
Ведь в первом случае речь идёт о внутреннем созерцании, а во втором – служение государству. Исходя из исторической оценки, даосизм не смог противостоять конфуцианству своим учением, так как отрывал личность от мира, от общества. Но всё-таки, заслугой учения Дао является попытка глубокого восхождения в мир сознания. В этом отношении даосизм схож с учением буддизма.
Слайд 8Буддизм
Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме
Махаяны в начале новой эры. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.
Слайд 9
Среди этнических тибетцев распространён Тибетский буддизм. На данный момент именно буддизм
является самой популярной религией Китая, ее исповедуют около тридцати процентов населения страны (а это очень много). В стране открыты и работают тысячи храмов и школ буддийских традиций. Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из наиболее значительных событий в истории религии. Оно означало, что страна с собственной древней культурой приняла более развитую религию, обладающую своим письменным каноном, учением, моралью и культом.
Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южный и Северных династий (II-IV) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия.
Слайд 10Христианство и ислам в Китае
Христианство проникло в Китай во время правления
династии Тан, в 7-8 веке н. э. Но наибольшее распространение получило во время деятельности католиков (13 век). Тогда появляются первые христианские общины и строятся первые храмы. Православное течение появляется при появлении первых русских пленных.
В целом, христианство не получило широкого распространения в Китае и на сегодняшний день христиан в Поднебесной всего 5%.
Ислам появляется в Китае в средние века. В процентном соотношении мусульман в Китае не более 2%.
Необходимо отметить тот факт, что 20 век стал во многом переломным для многих религий, существующих в Китае. Некоторые были запрещены, потом восстановлены. Христианство и ислам часто подвергались преследованию или как минимум находятся под строгим контролем.
Современный Китай, несмотря на объявленную свободу совести, всё-таки старается поддерживать свои традиции в религии, культуре и философии.
Слайд 11Религии Китая в наши дни
Черная полоса для всех религиозных конфессий Китая
началась в 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики. Все религии были объявлены пережитком феодализма и запрещены. В стране наступила эпоха атеизма. В 1966–1976 годах ситуация накалилась до предела – КНР потрясла «культурная революция». На протяжении десяти лет ярые приверженцы «перемен» уничтожали храмы и монастыри, религиозную и философскую литературу, духовные реликвии. Тысячи верующих были убиты или сосланы в исправительные лагеря.
После окончания этой страшной эпохи в 1978 году была принята новая конституция КНР, в которой провозглашались права граждан на свободу вероисповедания. В середине 80-х годов прошлого столетия в стране началось массовое восстановление храмов, сопровождаемое популяризацией религии как важнейшей части национальной культуры. Политика возвращения к духовным истокам оказалась успешной. Современный Китай представляет собой мультирелигиозную страну, в которой мирно сосуществуют, гармонично дополняя друг друга, традиционные учения (даосизм, конфуцианство, буддизм), древняя народная религия Китая, сравнительно недавно пришедшие сюда ислам и христианство, а также верования национальных меньшинств (религии моз и дунба, религия Белого Камня).