Слайд 1План урока № 24
Тема: «Причины и начало Реформации. Реформация и
Контрреформация
в середине XVI в.»
Цель урока: учащиеся узнают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Беседа.
Оснащение урока: Компьютер, демонстрационный телевизор, презентация в PowerPoint 07-24
I. Организационный момент. Раздать тетради, авторучки, учебники, атласы. (2 минуты)
II. Проверка домашнего задания. (4 минуты)
III. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
IV. Новый материал. (26 минут)
V. Обобщение изученного на уроке материала. (5 минут)
VI. Подведение итогов урока. Завершение урока. Собрать тетради и авторучки. (1 минута)
Слайд 2
История Нового времени.
Конец XV –
конец XVIII век
История
7 класс
Слайд 3
Причины и начало Реформации. Реформация и Контрреформация в середине XVI в.
§§
7-8
Слайд 4Актуализация знаний
Почему, несмотря на все трудности, дворянство сохранило своё первенство в
обществе?
Какие изменения происходили в третьем сословии?
Слайд 5План урока
Причины Реформации.
Мартин Лютер и начало Реформации.
Крестьянская война в Германии.
Дальнейшие судьбы
лютеранства.
Учение кальвинизма.
Контрреформация.
Слайд 61. Причины Реформации
Священники, как встарь, учили, что лишь они могут
быть посредниками между верующими и Богом и обеспечить спасение души. Взамен они требовали жертвовать церкви деньги и соблюдать обряды.
Спасать душу предлагали, покупая специальные письменные отпущения грехов от имени папы римского – индульгенции.
Слайд 7Идея спасения души за деньги возмущала многих верующих. Они негодовали, видя
огромные богатства церкви, корыстолюбие и невежество её служителей, осуждали пышность церковного убранства и обрядов.
Папский двор купался в роскоши, папы и кардиналы строили дворцы, пировали, охотились.
Так в Европе назрела Реформация – широкое движение за обновление, реформу католической церкви, охватившее в XVI в. многие страны.
Слайд 82. Мартин Лютер и начало Реформации
Реформация началась в Германии в 1517
г., когда священник в городе Виттенберге Мартин Лютер (1483-1546) выступил против продажи индульгенций.
07_24 Мартин Лютер.avi
В Реформации появились разные направления, выражавшие интересы различных слоёв общества. Сам Лютер оказался сторонником умеренного течения, которое опиралось на князей.
Слайд 93. Крестьянская война в Германии
Лидером народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.
Он полагал, что в соответствии с Божественным замыслом простые люди должны взять власть в свои руки и установить на земле царство справедливости.
Недовольство крестьян росло из-за стремлений сеньоров повысить свои доходы, возрождая старые повинности и вводя новые.
Слайд 10Летом 1524 г. началась Крестьянская война. Восставшие составили программу. Всем дворянам
и служителям церкви предлагалось отказаться от привилегий и начать жить своим трудом.
Крестьяне требовали отмены личной зависимости, ограничения церковной десятины, барщины и штрафов.
Но в 1525 г. отряды сеньоров разбили повстанцев. Поражение Крестьянской войны стало и поражением народной Реформации.
Слайд 114. Дальнейшие судьбы лютеранства
В 1529 г. католики и лютеране (сторонники
Лютера) решили обсудить религиозные разногласия. Католики были в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, но лютеране заявили протест.
Они утверждали, что в делах веры нельзя навязывать меньшинству мнение большинства. С этого времени их стали называть также протестантами.
Слайд 12Реформация вышла за пределы Германии. По инициативе королевской власти были реформированы
церкви в Англии, Дании и Швеции.
В каждой из этих стран церковь возглавил её монарх. К середине XVI в. лютеранство возобладало в нескольких государствах Европы.
Расколов прежде единую католическую церковь, Реформация вызвала множество конфликтов. Наступало время Религиозных войн.
Слайд 135. Учение кальвинизма
В 1530-х гг. в Реформации возникло новое направление –
кальвинизм. Его основал француз Жан Кальвин (1509-1564).
07_24 Жан Кальвин.avi
По мнению Кальвина, Бог заранее предопределил одних людей к спасению души, а других осудил на адские муки. Человек не может изменить выбор Бога, но судить о том, кто избран к спасению, а кто нет, позволяют праведность жизни и успех в делах.
Слайд 14
Истинному христианину подобает строить Царство Божие на земле, находя призвание
в труде, который является бесценным Божьим даром.
Купец или банкир, как и любой другой человек, должен был стремиться к успеху в делах, чтобы убедиться, что он предопределён к спасению.
Тем самым идеи Кальвина способствовали развитию капитализма.
Слайд 156. Контрреформация
В середине XVI в. папы, отказавшись от любых уступок протестантам
и начали борьбу с Реформацией. Она получила название Контрреформации.
Чтобы остановить Реформацию, католическая церковь должна была реорганизовать свою жизнь и лучше, чем прежде, контролировать действия и даже мысли верующих.
Слайд 16С этой целью папа в 1540 г. утвердил новый Орден иезуитов
(Общество Иисуса), основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой.
07_24 Игнатий Лойола.avi
Иезуиты должны были выполнять любые распоряжения руководителей Ордена, подчиняя свою мораль соображениям необходимости борьбы с Реформацией.
Ради этого они могли прибегать ко лжи и интригам, организовывали заговоры и покушения на протестантских лидеров.
Слайд 17Вопросы для повторения
Каковы причины Реформации?
Почему в Реформации появились разные направления?
Почему считается,
что идеи Кальвина способствовали развитию капитализма?
Слайд 18Составитель презентации
Тарасов Олег Александрович