Слайд 1ПЕТЕРБУРГСКИЙ (ИМПЕРСКИЙ) ПЕРИОД В ИСТОРИИ
РОССИИ XVIII-XIX ВВ.
Начало славных дел Петра
Слайд 2План
Предпосылки петровских преобразований;
Юность Петра;
Молодые годы;
Азовские походы;
Великое посольство;
Возвращение в Москву. Первые
новшества;
Личность Петра
Городская реформа и начало реформы управления.
Слайд 3Пётр
Алексеевич
Романов
( 1682-1725 )
Слайд 4«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне
вечный был работник».
А. С. Пушкин
Эпоха Петра Великого –время преобразований, охвативших все сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля
Слайд 5ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЕМЬИ РОМАНОВЫХ
Вставить пропуски.
Царь …..
Царь Алексей Михайлович
Царь Фёдор III
Алексеевич
Царь Иван V Алексеевич
Царь, император ….. Алексеевич
Слайд 6
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЕМЬИ РОМАНОВЫХ
Проверяем пропуски:
Царь (Михаил Фёдорович)
Царь Алексей Михайлович
Царь
Фёдор III Алексеевич
Царь Иван V Алексеевич
Царь, император (Пётр I) Алексеевич
Слайд 7Пётр 1 был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Родился Пётр 1
30 мая 1673 года в Москве. Он рос радостным и здоровым мальчиком. Был всеобщим любимцем.
Петр 1 в детстве
Неизвестный художник
Детство Петра
Слайд 8Образование
Первым учителем Петра I был Никита Моисеевич Зотов
В результате воспитания
Никитой Зотовым, он овладел многими видами ремесел, научился писать по – старославянски, изучал историю, военное искусство, дипломатию и географию
Слайд 9Во время восстания, стрельцы потребовали сделать царями Петра и Ивана,
Софью
регентом.
Иван был слабоумным и Софья его не опасалась, а Петр с матерью был отправлен в
Преображенское.
Петр, Иван
и патриарх Андриан.
Миниатюра к. 17 в
Двоецарствие
Слайд 10 К. Броже Венчание на царствие Ивана и Петра Алексеевичей. 25 июня
1682.
Слайд 11Власть оказалась в руках Софьи, за которой стояли Милославские и ее
фаворита В. Голицына. Они начали преобразования, но вынуждены были постоянно следить за Петром и Нарышкиными, чтобы не потерять власть.
Царевна Софья.
Современный рисунок
Царевна Софья
Слайд 12Регентство (от лат. regens, «правящий») - временное осуществление полномочий главы государства единолично (регент)
при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.
Слайд 13«…вот важнейшие части этой программы:1) мир и даже союз с Польшей;
2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;…5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности…Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя…»
Какие задачи стояли перед Россией в конце XVII века?
Прочтите мнение В. О. Ключевского по этому вопросу.
Слайд 14Задачи, стоящие перед Россией в это время:
мир с Польшей;
борьба со Швецией
за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом – за южную Россию;
завершение переустройства войска в регулярную армию
замена прямых налогов податями – подушной и поземельной
развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности
введение городского самоуправления
освобождение крепостных крестьян с землей
появление технических школ
Слайд 15Как Вы думаете, о каком периоде жизни Петра идет речь?
Секретарь
шведского посольства Кемпфер:
«В отличие от старшего брата, младший смотрел на всех. Лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла в нем… Удивительная красота его поражала всех присутствующих, а живость его приводила в замешательство степенных сановников московских».
Слайд 16О чем идет речь?
Отрывок из письма Нарышкиных:
«Того же году, майя
в 15 день, на Московском государстве было смятение. Стрельцы, салдаты пришли в город в Кремль во 11 часу дни з знаменны з барабаны, с мушкеты, и с копья, а сами, бегучи в город, кричали, будтто Иван да Офонасей Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича…»
Слайд 17Развитие царских качеств
На него оказали влияния:
борьба за власть Нарышкиных
и Милославских ;
восстание стрельцов;
соперничество за власть с Иваном и Софьей.
В результате:
дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения.
Слайд 18Окружение. "Птенцы гнезда Петрова"
Патрик Гордон – генерал, военачальник
Франц Лефорт – генерал от инфантерии, затем адмирал
А.Д. Меньшиков – светлейший князь, вельможа, генералиссимус
Ф.М. Апраксин – адмирал
Ф.Ю. Ромодановский – «князь-кесарь», руководитель Преображенского приказа
Франц Лефорт
(1655-1699)
А.Д. Меньшиков
(1673 - 1729)
Ф.М. Апраксин
(1659 - 1728)
Ф.Ю. Ромодановский
(ок. 1640 - 1717)
Гордон Патрик
(1635 - 1699)
Слайд 19Петр, находясь в Преображенском, создал из ровесников потешные полки, которые проходили
военную подготовку под руководством иностранцев.
В 1686 г. на р. Яузе он на шел полуразвалившийся ботик, на котором после ремонта начал ходить под парусом
Петр и потешные полки
Миниатюра к. 17 в.
Пётр в Преображенском
Слайд 20 Потешные войска – основа петровской армии – гвардейского Преображенского и Семеновского
полков
Слайд 21Женитьба Петра
В 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, у него
родился сын Алексей.
Слайд 23Григорий Мясоедов. Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу
устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 г.)
Слайд 24историк М.М. Богословский:
«С той архангельской поры для Петра шум морских волн,
морской воздух, морская стихия тянут его к себе и с годами сделаются необходимой потребностью. У него разовьется органическое стремление к морю».
о каком событии в жизни
Петра, о каком
периоде идет речь?
Слайд 251682-1689 гг. -
1689-1696 гг. -
1696-1725 гг. -
Совместное правление с братом
Иваном, при регентстве Софьи
Совместное правление с братом Иваном
единоличное правление
Как эти годы связаны с правлением Петра?
Слайд 27К концу XVII в. Перед Россией стояла задача добиться выхода к
морям, позволяющим вести активную торговлю. Единственным портом, через который шла торговля с Западной Европой, был Архангельск возле Северного моря. Но это море большую часть года сковано льдом.
Незамерзающие моря (Черное, Азовское, Балтийское) находились под контролем крупных военных держав – Швеции и Турции.
Слайд 28Что нужно для осуществления завоеваний?
Что представляла собой русская армия XYII века?
Слайд 29Еще в правление царевны Софьи в 1687 и 1689 гг. канцлер
Василий Голицын совершил два похода на Крым. Но они оказались неудачными. Почему?
Слайд 301694 г. - Кожуховские маневры под Москвой – многодневные учения большого
количества войск со стрельбами, штурмами укреплений.
Слайд 31в 1695 году Петру I казалось, что опыта Кожуховских маневров будет
вполне достаточно, чтобы взять Азов – небольшую, устаревшую крепость. Но вылазки турок наносили чувствительный ущерб осаждавшим.
Гарнизон крепости мужественно отбил штурм превосходящих сил царского войска.
20 октября осаду Азова русским пришлось снять, чтобы поспешно отступать домой – надвигалась трудная зима.
Какие выводы сделал Петр I после неудачного похода на Азов?
Слайд 34Во главе флота, спустившегося к Азову, плыла галера «Принципиум», которой командовал
сам Петр I. Весь этот флот в мае 1696 года предстал перед изумленными турками, которые поленились даже разобрать осадные сооружения русских у городских стен. Они полагали, что царь после горького урока предыдущего года надолго забудет дорогу к их крепости. И не так уж важно, что у русских не было умения управлять флотом, что корабли были построены наспех, из сырого леса, со многими недоделками. Важен был сам факт появления флота. По прибытии всех войск началась осада Азова. Царь лично намечал, где быть укреплениям.
Слайд 35В честь этой победы была выбита медаль с изображением Петра. Надпись
на ней гласила: "Молниями и водами победитель".
За успешные действия во 2-м Азовском походе воевода Алексей Шеин первым в России получил чин генералиссимуса.
Слайд 36Предположите последствия Азовских походов?
Слайд 381695 г. – первый Азовский поход, закончился неудачей;
1696 г. – строительство
судоходных верфей в Воронеже;
1696 г. – второй Азовский поход.
Слайд 39 Великое посольство - дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697-1698 годах.
Русские послы в Гааге
Слайд 40В 1697г.в Европу с целью поиска союзников против Турции отправилось «Великое
посольство».
Вместе с ним поехали 35 молодых дворян для обучения ремеслам. Петр, прибыв в Голландию, инкогнито устроился на верфь и вскоре получил диплом плотника
Домик Петра I на
Саардамской верфи.
Миниатюра к.17 в
Великое посольство
Слайд 42По приглашению В. Оранского Петр посетил Англию, где научился проектировать корабли.
«Великое
посольство», находясь в Австрии, выяснило, что союзников для борьбы с турками найти не удастся и Петр поспешил приехать в Вену.
Петр I в Англии.
Современный рисунок
Слайд 43Задачи посольства:
Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства (номинальная цель);
Благодаря
поддержке европейских держав получить северное побережье Чёрного моря;
Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
Заручиться поддержкой европейских государств в предстоящей Северной войне;
Пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение;
Знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран.
Практическим его результатом стало создание предпосылок для организации коалиции против Швеции.
Слайд 44Исторические данные
Для русской армии в Европе закупили 10 тыс. ружей, 5
тыс. мушкетов, 3,2 тыс. штыков, корабельные принадлежности.
На российскую службу наняли много офицеров, инженеров, матросов, боцманов и других специалистов.
Слайд 45В.И.Суриков
«Утро стрелецкой казни», 1881 г.
Слайд 46Реформы в области культуры и быта
Организована система образования (Естественно-научные и технические
предметы)
Замена церковно-славянского шрифта гражданским
Развитие издательского дела; 1703 г. – первая русская газета «Ведомости»
1703 г. – основание Санкт-Петербурга; с 1712- стал столицей
Учёба- один из видов государственной службы;
Запрещается заключать брак без образования;
Появились новые формы развлечений;
Игры на клавикордах;
Слайд 47Реформы в области культуры и быта
1719 г. – первый в России
музей – Кунсткамера
Основы развития русской науки (1725 г. Академия наук)
С 1 янв. 1700 г.- новое летосчисление от рождества Христова
Бритьё бород, европейский костюм, маскарады, ассамблеи*
Пособие «Юности честное зерцало» - правила хорошего тона
*Собрания- балы знати с участием женщин, введённые Петром в 1718 г
Слайд 48 Первый российский музей.
Пётр во время заграничных путешествий накупил
в Европе массу всяких редкостей и диковин.
Всё это в 1714 г. положило начало первому российскому музею – Кунсткамере. Коллекция пополнялась также отечественными редкостями.
Слайд 50Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления
задуманных им реформ нужны были образованные люди.
Слайд 51Петр начал посылки дворян за границу, но вскоре в стране появились
бессословные школы.
Для расширения кругозора всех русских людей в 1703 г. была издана первая русская газета «Ведомости»
Слайд 52В 1701 в Москве открылась Навигацкая школа, где учителями были англичане.
Учеников
брали на полное содержание, за прогулы наказывали большими штрафами и жестокими наказаниями, а побег карался - смертной казнью.
В изучаемые предметы входили: арифметика, геометрия, навигация, морская астрономия, основы географии. За хорошее овладение наук давали кормовые деньги.
Сухарева башня
Слайд 531712 году появилось еще несколько школ - инженерная, артиллерийская и медицинская.
Это были казенные профессиональные школы высшего чина, в задачу которых входила подготовка техников-специалистов.
Создаются горные училища, кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы, а так же адмиралтейские и архиерейские школы.
Слайд 54Потребовалось издание учебников. Самым известным стала «Арифметика» Л. Магницкого.
В 1710 г.
Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный - гражданский.
Слайд 55
В 1703 в Москве была основана гимназия Глюка.
В
школе преподают: грамматику, арифметику, историю, философию, различным языкам обучают танцам, верховой езде.
В 1714 году в ряде провинциальных городов были организованы цифирные школы. Всем дворянским и подьячим детям надо учиться поголовно.
Гимназия пастора Глюка
Слайд 56В 1725 г открылась Академия наук- светское высшее учебное заведение.
В её состав входили : университет, гимназия, ботанический сад, обсерватория, лаборатории, Кунсткамера, типография.
Слайд 57
В этот период открываются общие и специальные школы, были подготовлены условия
для основания Академии наук. Создается система светской школы. Это связывалось с необходимостью практического осуществления хозяйственных, военных, культурных преобразований. Все более ощущалась потребность в школах самой России.
Слайд 58 О, Первый Петр! Во всем ты первый,
Хоть кратко факел твой светил…
Но
, о, премудрый основатель!
Одних ли сих творец ты стен?
Одних ли сих чудес ты здатель?
Народ тобою сотворен.
Народ – трофей в трофеях главный!
А ты - России всей творец.
О, росс! Благословляй венец
Петровых стен столетья славный!…
Семен Бобров
Слайд 59Внешность Петра
« Царь высок ростом, у него прекрасные
черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум.»
Ганноверская курфюрстина София.
Слайд 60М.П. Клодт. В мастерской (Петр I за изготовлением руля). 1872 г.
Слайд 61Открытка (художник неизвестен) Царь Петр за работой
Слайд 62Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать
их. Он плохо знал свой собственный дом, свою семью. Он не ужился с первой женой, имел причины жаловаться на вторую и совсем не поладил с сыном, не уберег его от враждебных влияний.
Слайд 63Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы. Немецкие принцессы из
разговора с ним вывели заключение, что он знал до 14 ремесел. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли
Слайд 64Петр был великан, без малого трех аршин ростом. Его обычная походка
была такова , что спутник с трудом поспевал за ним. Петру трудно было усидеть на месте, на пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.
Слайд 65историк Е.В.Анисимов:
«Эта неудача только
подстегнула его. Придала ему силы.
Он имел
мужество
взять на себя
ответственность
за поражение, сумел
трезво оценить
собственные промахи…
Представление о том,
что он не просто сидит
на престоле, а несет свою
тяжелую службу во имя
России наполняла всю его
жизнь высшим смыслом,
особым значением…».
О каком поражении идет речь?
Слайд 66современник:
«…В его составе значились
дипломаты, переводчики,
волонтеры, ехавшие изучать
военно-морское
дело и
кораблестроение, священники
и лекари, слуги, солдаты
и офицеры охраны, повара
и даже четыре шута-карлика –
всего более 250 человек.
Обоз посольства насчитывал
тысячу саней».
о чем идет речь?
Слайд 67Каковы были цели проведенной Петром в 1699 г. первой городской реформы?
Что такое Ратуша и земские избы?
Каким образом изменился состав и роль Боярской думы в конце XVII в.?
Почему Петр не допустил избрания нового патриарха?
Слайд 68Великое посольство
Что такое «Великое посольство»?
Каковы его цели?
Что заставило Петра прервать посольство
и вернуться в Россию?
Слайд 69Северная война
(1700 – 1721гг.) и роль флота в победе России
над Швецией.
Слайд 70Северная война 1700-1721 годов
Война завершилась победным для России Ништадтским миром
1721 года.
Это война Северного союзав составе России, Речи Посполитой, Саксонии, Дании, Ганновера, Пруссии) против Швеции.
Россия в войне боролась за выход к Балтийскому морю.
8 августа 1700 г. - Россия объявила войну Швеции.
Слайд 71I этап Северной войны (1700-1709)
3. Резкое изменение хода войны в Прибалтике
4.
Восстановление «Северного Союза»
5. Повышение международного статуса России.
2. Снятие опасности шведского завоевания
1. Разгром шведской сухопутной армии.
1709 – Полтавская битва
Разгром шведского корпуса (с обозом) Левенгаупта, лишение Карла XII дополнительных сил
1708 – Битва при Лесной
Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции (шведский ставленник на польском троне)
1706 – Отречение польского короля Августа II от престола
2. Закрепление позиций России на Северо-Западе.
1. Поднятие боевого духа русской армии.
1704 – взятие русской армией Дерпта и Нарвы
2. Направление основных сил Швеции против Польши
1. Полное поражение русских войск и потеря всей артиллерии.
1700 – Битва под Нарвой
Результаты и значение
Основные события
Слайд 72Выдающиеся личности
Петр I
Карл XII
Меншиков А.Д.
Шереметев Б.П.
Король Швеции
Слайд 73Северная война (1700-1721)
Россия
Дания
Саксония
Речь Посполитая
Цели войны
Добиться выхода к
Балтийскому морю
Повышение международного
статуса России.
Превращение
России в морскую державу
Вернуть побережье
Финского залива (Ингрию),
отторгнутую Швецией в
начале XVII в.
«Северный союз»
против Швеции
Слайд 74«Нарвская конфузия» – 1700г.
1700г. – сражение у крепости Нарва.
Численность армий накануне
битвы:
Россия Швеция
32000 18000
Потери сторон:
Россия Швеция
8000 ч. 3000 ч.
145 пушек -
Все продовольствие
и снаряжения -
Слайд 75Форма воинов
Образцом для всей прочей армии стали
Потешные полки Петра :
Преображенский
и Семеновский гвардейские полки
Слайд 76Реорганизация армии
Создание регулярной армии - постоянной, хорошо обученной - профессиональной армии
на основе рекрутских наборов.
Рекрутская повинность – каждое податное сословие выставляло от своей общины определенное количество рекрутов.
Слайд 77Армия при Петре Первом
Постоянная армия.
Рекрут – новобранец.
Срок службы – 25 лет.
Жизнь
солдата- учения, походы, сражения.
Создан российский флот.
Слайд 79Создание военной экономики
Строительство металлургических заводов.
Мануфактуры по выпуску пороха, оружия, обмундирования.
Навигацкая, артиллерийская
и др. школы.
1716г. – «Устав воинский».
Строительство военно-морского флота. (около 900 кораблей)
Сухарева башня в Москве,
где размещалась
Навигацкая школа.
Слайд 80Первые победы
1702г. – штурмом овладели Нотебургом (Орешком).
1703г. – основание Санкт –
Петербурга.
1708г. – сражение у деревни Лесной – «мать Полтавской баталии».
Слайд 81На соединение с главными силами Карла XII из Риги направлялся корпус
шведов генерала Левенгаупта в сопровождении большого обоза с продовольствием и военным снаряжением. Петр узнал об этом и разгромил Левенгаупта у деревни Лесной в сентябре 1708 г. Петр I назвал победу под Лесной «матерью Полтавской баталии»
Радость победы была омрачена вестями с Украины. Её гетман Иван Мазепа перешел на сторону Карла XII.
Карл решил взять город Полтаву на реке Ворскле. Небольшая крепость надолго сковала силы шведов.
Медали за победу при Лесной 1708.
Слайд 82Повторение
Начало Северной войны
Поражение русских войск под Нарвой
Первая победа русских над шведами
в войне
Взятие русскими войсками крепости Орешек
Основание Петербурга
Сражение русских лодок со шведскими кораблями
1700
1701
1702
1703
Соотнесите даты и события
О каких событиях Петр I говорил
«Небываемое бывает». –
Сражение русских лодок со шведскими кораблями в устье Невы в 1703 г.
«Мы можем, наконец, бить шведов!» -
Войско Б.П.Шереметьева разгромило шведский корпус при местечке Эрестфер в 1701 г.
НАЧАЛО
ВОЙНЫ
Слайд 83Полтавская битва
Исход первого этапа Северной войны решила Полтавская битва.
В 1709 г.
шведы осадили Полтаву.
Петр I подвел основные силы русской армии и построил 10 редутов.
В ночь с 26 на 27 июня 1709 г. 30 тыс. армия Карла XII вышла на равнину. Главнокомандующий Реншельд приказал штурмовать редуты.
Конница Меншикова сорвала планы врага.
До начала решающего сражения шведы потеряли 4 тыс. солдат.
Петр принял командование батальоном 2 линии. Рукопашный бой шел 2 часа.
Шведы потеряли половину армии: 9 тыс. убитыми и 3 тыс. пленными.
30 июня кавалерия Меншикова настигла врага у переправы на Днепре и вынудила капитулировать еще 16 тыс. шведов
Победа изменила международную ситуацию. В 1709 г. был воссоздан Северный Союз
Слайд 8427 июня 1709г. – Полтавская битва
Александр Данилович Меншиков – полководец времен
северной войны, командовал в Полтавском сражении кавалерией.
Редут – земляное укрепление
в форме ромба.
Потери шведов:
9000 убитыми,
17 000 пленные,
28 орудий,
128 знамен.
Слайд 85Полтавское сражение
Русское командование основательно подготовилось к встрече с неприятелем. На подступах
к русскому лагерю возвели 6 четырехугольных редутов (насыпных земляных укреплений) перпендикулярно этой линии – ещё 4 редута. Это новшество явилось неожиданностью для шведов. Военная наука и практика такого еще не знали.
Новым словом военного дела было также наличие у русских легко перемещающейся полевой артиллерии.
В ночь на 27 июня 1709 г. шведские войска подступили к редутам. Оттуда ударили пушки, пехота открыла ружейный огонь. Атака русской конницы отбросила шведскую кавалерию. Несколько полков шведов было частью уничтожено, частью взято в плен. Карл приказал войскам отойти.
Русская армия была выведена из лагеря и построена в две линии. Пехотные полки заняли её центр, по флангам – кавалерия, в промежутках – артиллерийские батареи
Старинный герб города Полтавы
«И грянул бой, Полтавский бой…»
Слайд 86Полтавское сражение
Высокий моральный дух русской армии, защищавшей свою родину, помог ей
в этот трудный час. А Карл пообещал своим воинам обед в русском лагере.
Когда обе армии сошлись на расстоянии 50-60 метров, с той и другой стороны грянули ружейные залпы, затем завязался рукопашный бой.
Гвардейцам Карла удалось потеснить первый батальон Новгородского полка. Тогда Пётр повел в бой второй батальон. Ободренные солдаты перешли в наступление. Враг не выдержал, фланги шведов стала охватывать конница.
Пороховой дым плавал над полем сражения, пыль от конских копыт затмевал солнечный свет. В короткое время все было кончено, противник бежал.
«И грянул бой, Полтавский бой…»
Полтавская битва.
Фрагмент. А.Е. Коцебу. 1867 г.
Слайд 87Полтавское сражение
С трудом спасли шведского короля Карла XII, главнокомандующий шведов Реншильд
был взят в плен.
Преследовать противника сразу не стали. Занялись подсчетом потерь своих и вражеских, отслужили благодарственный молебен. Затем состоялся пир, на котором Пётр провозгласил тост «за учителей». Царь вернул шведскому фельдмаршалу его шпагу.
Победа была достигнута не только малой кровью, но и малыми силами. Вторая линия русских войск в сражении почти не участвовала, а в лагере ещё оставался значительный резерв.
Лишь на следующий день русская конница во главе с Меншиковым бросилась в погоню. У Переволочны 16 тыс. шведов 30 июня сложили оружие и сдались в плен.
Лишь Карл XII и Мазепа скрылись во владениях Турции. Мазепа вскоре умер, а король надолго завяз под крылом султана.
«И грянул бой, Полтавский бой…»
Карл XII. Старинная акварель
Слайд 88Полтавское сражение
На полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Их похоронили в
кургане, на вершину которого Пётр водрузил деревянный крест с надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся».
Армия Карла XII потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен, в том числе большинство генералов.
«И грянул бой, Полтавский бой…»
Пехотинцы-фузилеры. Старинная литография
Шведские солдаты: артиллерист (сидит), гренадер ( в центре), драгун. Старинная акварель.
Слайд 89Полтавское сражение
Грандиозная победа под Полтавой изменила ход Северной войны в пользу
России. Молодая регулярная армия Петра показала свою высокую боеспособность, сам царь, А.Д. Меншиков и другие военачальники проявили выдающиеся полководческие качества. Враг был изгнан из пределов России, война продолжалась уже на других территориях.
Международный престиж России резко возрос
Заявили о приверженности союзу с Россией Речь Посполитая, где королем опять стал Август II, и Дания.
Последствия Полтавской битвы
Медали за Полтавское сражение. 1709 г.
Полтавский бой. Шведы преклоняют знамена. Художник А. Д. Кившенко.
Александр Данилович Меншиков. Выходец из низов общества, стал другом Петра. Прославился как выдающийся полководец и помощник царя в проведении преобразований.
Слайд 90
Прутский поход Петра I
1710-1711 гг. – русско-турецкая война.
Турция, подстрекаемая Швецией и
Англией объявила войну России и двинула к Днестру 120 тыс. армию визиря Баталджи Мехмеда, в составе которой было еще 50 тыс. крымских татар.
Действия русской армии в Молдавии не получили должной поддержку у порабощенных турками славян.
9 июля 1711 г. 44 тыс. русские войска были окружены возле реки Прут 130 тыс. турецкой армией.
Для спасения армии вице-канцлер России П. Шафиров подписал 12 июля 1711 г. Прутский мирный договор.
Россия потеряла Азов. Её обязали уничтожить азовский флот и срыть укрепления Таганрога
Слайд 91
Прутский поход Петра I
Лето 1711 г. в тех местах выдалось исключительно
жаркое, безводное. На берегах реки Прут русское войско попало в окружение намного превосходящих сил турок и крымских татар.
Армия Петра получила возможность уйти с поля боя при оружии, со знаменами. Турки снабдили её продовольствием и транспортом.
После блистательной Полтавы Прут стал печальным явлением во внешней политике России. Однако изменить положение в тогдашнем мире эта неудача уже не могла.
Слайд 92Прутский поход – 1711г.
1711г. – России объявляет войну Турция.
Русско-турецкая армия окружила
русский лагерь.
Россия вернула Турции Азов.
Слайд 93Гангутское сражение (1714г.)
ГАНГУТ, русское название п-ова Ханко (Финляндия).
В этом сражении
русский флот под командованием Петра I одержал первую в своей истории крупную морскую победу.
Слайд 94Завершение войны
1714г. – Сражение у острова Гангут.
1720г. – сражение у мыса
Гренгам.
Победа российского флота
1721г. – Ништадтский мир:
Россия возвращала Швеции Финляндию.
Россия получала балтийское побережье.
Россия провозглашалась империей, а Петр I императором.
Слайд 95 — 27 июля 1714 г. — морское сражение
у мыса Гангут (южный берег Финляндии).
Русские гребные суда, которыми командовали Петр I и адмирал Ф. М. Апраксин, окружили шведскую эскадру адмирала Н. Эреншельда и взяли ее на абордаж. Все неприятельские корабли (фрегат, 6 галер, 3 шхербота) и 116 пушек были взяты в качестве трофеев. Швеция теряла позиции державы, господствующей на Балтийском море.
Слайд 96Значение флота в Северной войне.
В празднествах по случаю Ништадтского мира
Петр старался подчеркнуть значение флота в закончившейся войне. С этой целью в декабре была устроена великолепная морская процессия с участием императора, императрицы, адмиралов и свиты в маскарадных костюмах.
Десятки разукрашенных судов двигались на полозьях по снегу – «посуху, аки по морю».; на кораблях были отданы все паруса, на галерах матросы гребли веслами.
Перед восхищенной толпой предстало подобие флота, прославившего русское имя в море и на далеких шведских берегах.
Слайд 97Повторим
Назовите причину Северной войны.
Назовите даты Северной войны.
Расскажите, как началась эта война
для России.
Какие преобразования в армии провел Петр I?
Назовите главные сражения Северной войны, в которых Россия одержала победу.
Каковы итоги Северной войны для России?
Слайд 98Экономические
Общества
Управления государством
Реформы ПЕТРА 1
Слайд 99РЕФОРМЫ в области промышленности
-Какие отрасли промышленности
правительство Петра 1 стремилось развить прежде
всего и почему?
-Назовите районы строительства металлургических заводов
Слайд 101ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ПРОТЕКЦИОНИЗМ, т.е. покровительства, осуществляемого правительством в отношении
отечественной промышленности и торговли прежде всего путём представления льготных условий для отечественных купцов и промышленников и, наоборот, обложения высокими пошлинами привозных товаров (1724 г.-таможенный тариф).
Широкое применение
на мануфактурах
принудительного труда
крепостных крестьян:
приписных,
посессионных.
(русская мануфактура = крепостная вотчина)
(75% пошлина на ввоз иностр. товаров)
К 1726 г вывоз товаров в 2р превышал ввоз
Слайд 102РЕФОРМЫ в области экономики
-Законы об изготовлении крестьянам полотна
-Помощь Демидову в организации
металлургических заводов на Урале
-Создание Бурмистерской палаты (Ратуши) и Главного магистрата
-Организация цехов
-Развитие мануфактур
-Передача государственных мануфактур в частные руки(дворянам, купцам) и предоставление им льгот
Организация поисков полезных ископаемых (1709 г – указ о Берг-привелегии
В с/х – новые орудия труда, культуры, породы овец, первые конные заводы
Финансовая реформа 1718 г.
Слайд 103 ВЫВОД: РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПРИ ПЕТРЕ 1 СДЕЛАЛА ОГРОМНЫЙ СКАЧОК.ОДНАКО РАЗВИВАЛИСЬ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОТРАСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ.
Слайд 104Военная реформа. Изменения в социальной политике.
Вспомните содержание военной реформы Петра.
Значение военной
реформы:
Созданы регулярная армия и флот
Открыты артиллерийская, Навигацкая школы, Морская академия
Появление плеяды талантливых полководцев (А. Меншиков, Б. Шереметев, Ф. Апраксин)
Военный и Морской Уставы упорядочили военную службу
Социальные реформы
В 1710 г – перепись населения «ревизские сказки»;
с 1718 г. введён новый налог- подушная подать: 74 коп. с крепостного крестьянина; 1р. 14 коп. с государственного и посадских людей
Слайд 105Реформа городского управления
Главный магистрат
(бурмистры, ратманы)
магистраты
горожане
регулярные
подлые
1гильдия ( богатые купцы, врачи, аптекари, художники)
2
гильдия ( ремесленники и торговцы)
(Чернорабочие)
Слайд 10623 марта 1714г. – указ о единонаследии
«… родовых, выслуженных и купленных
вотчин и поместий, а также дворов и лавок не продавать и не закладывать…Кто сыновей имеет… единому из них дать недвижимое…тому наследие и будет.; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями…»
1. С какой целью был издан этот указ?
2. К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
3. Какое обеспечение получали остальные дети?
1714 г – указ о единонаследии: поместье = вотчина, наследник – старший сын, остальные поступают на государственную службу
Слайд 107Табель о рангах
1722 г. – «Табель о рангах» - регламентировала порядок
прохождения службы
Разделение гражданской, военной и придворной службы на 14 рангов - чинов
чиновник, достигший 8 класса, или офицер = дворянин ⇒ господствующий класс пополняется наиболее талантливыми
Дворяне и духовенство освобождались от налогов – привилегированные сословия; крестьяне и посадские – податные сословия (платили подать)
Слайд 1083. Принятие «Табели о рангах»
классы
Чины военные сухопутные
Чины гражданские
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Генералиссимус. Фельдмаршал.
Генерал от артиллерии
Генерал-лейтенант
Генерал-майор
Бригадир
Полковник
Подполковник
Майор
Капитан
Штабс-капитан
---------
Поручик
Подпоручик
Прапорщик
Канцлер
Действительный
тайный советник
Тайный советник
Действительный статский советник
Статский советник
Коллежский советник
Надворный советник
Коллежский асессор
Титулярный советник
Коллежский секретарь
Сенатский секретарь
Губернский секретарь
Сенатский регистратор
Коллежский регистратор
Слайд 109
РЕФОРМЫ О Б Щ Е С Т В А
ВЫВОД: Пётр создавал
не сословное, а полицейское государство, в котором каждый его член, включая и государя, и дворянство имел свои привилегии и свои обязанности. Укрепление позиций дворян в качестве собственников поместий и душевладельцев не отменяло их обязанность служить. Для Петра все сословия имели свои права и свои обязанности в отношении государства – все они должны были трудиться на его благо. Польза же государства представлялась высшим благом. В этом смысле сам царь являл собой пример труженика на благо государства.
Слайд 110Реформа центрального управления
1718 –1720гг. – введение 11 коллегий
1711 г. - создание
Правительствующего Сената
Законодательные,
Распорядительные,
Судебные функции,
Контроль госаппарата
Слайд 111
Царь (император)
Тайная канцелярия
Генерал -прокурор
Сенат
коллегия
коллегия
коллегия
Задание :
Заполните схему : Государственное управление в России
в первой четверти 18 века
Слайд 112РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Центральное государственное управление
Царь
Сенат с 1711г.
Административная власть:
-Коллегии
-Синод
-Главный магистрат
-Преображенский приказ
Судебная власть
Контрольная власть:
Генерал-прокурор (и обер-прокурор)
С 1722г.
Контроль работы сената
Фискалы
Слайд 113Правительствующий сенат
Был создан в 1711 году.
Сенат обладал законодательной, распорядительной и
судебной функцией.
Контролировал работу государственного аппарата в центре и на местах.
В состав Сената царь назначил 9 человек.
Решения Сената принимались всеми членами на общем собрании.
Контролировал деятельность Сената генерал-прокурор.
Слайд 114Коллегии
Реформа 1718-1720 упразднила громоздкие приказы и ввела коллегии. Первоначально их было
11: Иностранных дел, Воинская, Адмиралтейств-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия.
В отличие от приказов решения принимались коллективно (коллегиально).
Каждую коллегию возглавлял президент, вице-президент, несколько советников.
Для руководства деятельностью коллегии были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.
Слайд 115Сравнительная таблица органов государственного управления в XVII-XVIII веках
Слайд 116Областная реформа.
Россия
губернаторы
8 губерний
воеводы
50 провинций
Задание : заполнить
схему: «Административное деление России»
Слайд 117Территориальное деление России
Россия
Губернии
(В 1708-1710гг.-8.
С 1719г.-11)
Провинции
(50)
Дистрикты
Слайд 118Идея создания регулярного государства (Шведская модель)
Реформы государственного управления
В 1711 г. вместо
Боярской Думы создан Сенат – высшее правительственное учреждение. Глава Сената – генерал-прокурор
В 1718 г. упразднена система приказов и созданы 11 коллегий + Синод
Слайд 119Утверждение абсолютизма
1700 г – запрет избирать патриарха - 1721г – отмена
патриаршества
в 1721 г. создан Синод (церковь подчинена государству)
В 1708 г Россия разделена на 8 губерний - 50 провинций - уезды)
1722 г. – указ о престолонаследии (император сам назначает наследника, исходя из интересов гос-ва)*
*Указ - следствие конфликта с царевичем Алексеем, кот. поддерживал консервативных бояр. В 1718 г – осуждён на казнь
Слайд 120Причины наступления государства на церковь
Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов
церкви
Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем
Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I
Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности-подчинением духовной власти светской
Слайд 121Итоги петровских преобразований
1
2
3
4
5
Слайд 122Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея»
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ [1690—1718] - царевич, старший
сын Петра I от брака с Е. Ф. Лопухиной. С самого своего рождения Алексей Петрович воспитывался без внимания со стороны отца. Алексей Петрович не получил систематического образования, хотя свободно владел немецким и отчасти французским языками, знал основы математики и фортификации.
Безвольный и нерешительный, он стал участником оппозиции реформам Петра I. Бежал за границу, был возвращен и осужден на казнь. Умер в тюрьме.
Слайд 123Ге Н. «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
Слайд 124Реформы Петра I привели к установлению в России абсолютной монархии -
формы правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежит всецело главе государства – императору. Власть царя никем и ничем не ограничена
Слайд 125Что в деятельности Петра I было положительного?
Слайд 132Что в деятельности Петра I было отрицательного?
Грубость
Жестокость
Привычка к власти
В его
правлении сотни тысяч людей попали в крепостную неволю
Увеличены налоги, принудительные поборы
Регламентация всех сторон жизни
Слайд 133«Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал,
что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации».
(С. М. Соловьев)
Оценка историками деятельности Петра I
«Только люди, стоявшие дальше от дела, наивно отождествляли потом Петра с его реформой и подготовили тот взгляд, по которому Петр был единственным творцом новой России».
(П. Н. Милюков)
Слайд 134Оценка историками деятельности Петра I
«И, славя славное в сем монархе,
оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования?»
(Н. М. Карамзин)
«Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр, а не многие».
(М. В. Ломоносов)
«Он был не только мореплавателем и плотником, корабельным мастером и токарем, но и усидчивым кабинетным работником».
(Н. П. Павлов – Сильванский)
Слайд 135Вывод: Пётр Первый
Архитектор
Дипломат
Герой
Император
Победитель
Полководец
Князь
Реформатор
Учёный
Изобретатель
Защитник
Слайд 136К завершению……
Петр был честный и искренний человек, но по направлению своей
деятельности он больше привык общаться с вещами , с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми общался как с орудиями, не умел и не любил входить в их положение , беречь их силы. Петр не был похож на своих предшественников, он был великим хозяином, всего лучше понимавший экономические интересы, более чуткий к источникам государственного богатства. Из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, Царь-мастеровой.
Слайд 137Домашнее задание
стр. 94 – 100 прочитать,
составить рассказ о Петре первом,
добавив пункт о том, как вы относитесь к тому, что он сделал во время своего правления?
Слайд 138ТЕСТ
1) б 2) а 3) б) 4) в
5) в 6) а 7) а 8) б 9)а 10)б 11) б
1.Первую половину 18 века историки называют:
а) Елизаветинское время;
б) Петровская эпоха;
в) эпоха дворцовых переворотов.
Слайд 139
2. Большая часть историков считает Петра:
а) реформатором; б) «проповедником русской культуры»;
в) «губителем русской культуры».
3. К новвоведениям Петровской эпохи можно отнести:
а) создание русской письменности; б) празднование Нового года; в)ведение начального образ.
4. Ношение бород разрешалось:
а) рекрутам и горожанам; б) крестьянам и ремесленникам; в) священнослужит. и крестьянам.
5. В первую очередь Пётр 1 преобразовал:
а) мануфактуры; б) армию и флот; в) промышленность.
6. Новое летоисчисление в России было введено:
а) 1700 г.; б) 1699 г.; в) 1702 г.
Слайд 1407. В экономической сфере Пётр Великий осуществил:
а) политику протекционизма; б)выпуск ценных
бумаг; в) монопольное право на торговлю.
8. Знаменитая Полтавская битва произошла:
а) 1705г.; б) 1709 г; в) 1708 г.
9. В результате Северной войны Россия:
а)завоевала выход в Балтийское море; б)потеряла независимость; в)лишилась территории.
10.Знаменитое морское сражение в период Северной войны:
а)Азовское; б) Гангутское; в) Балтийское.
11.Царевна Софья в борьбе за престол опиралась на:
а)гвардию; б)стрельцов; в)бояр