Презентация, доклад по истории Отечества на тему Отмена крепостного права в Российской империи (9 класс)

Содержание

«Император Александр II». Художник Иван Тюрин 1855 - 1881

Слайд 1ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Учитель истории
ГОУ «КШ № 20»
Криворучко Марина

Николаевна
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИУчитель историиГОУ «КШ № 20»Криворучко Марина Николаевна

Слайд 2«Император Александр II».

Художник Иван Тюрин

1855 - 1881

«Император Александр II».

Слайд 3

Как вы считаете, какая реформа могла бы перевернуть всю историю

Российского государства?
Как вы считаете, какая реформа могла бы перевернуть всю историю Российского государства?

Слайд 4ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ГИПОТЕЗА
Отмена крепостного права в

Российской империи открыла путь новым экономическим отношениям и её по праву до 1917 года называли Великой
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИГИПОТЕЗА Отмена крепостного права в Российской империи открыла путь новым экономическим отношениям

Слайд 5Считаете ли вы верной такую оценку Крестьянской реформы, данную Николаем Алексеевичем

Некрасовым:
Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!
С учётом, чьих интересов была проведена Крестьянская реформа?
Какую ценность приобрела личная свобода человека для крестьян в 1861 году в Российской империи?

Проблемные вопросы

Считаете ли вы верной такую оценку Крестьянской реформы, данную Николаем Алексеевичем Некрасовым:Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася:

Слайд 61. Предпосылки и причины проведения
реформы.
2. Крестьянская реформа 19 февраля
1861 г.

и ее условия: выкуп,
временнообязанный статус крестьян,
земельные отрезки.
3. Значение реформы.


План изучения темы

«Освобожденные крестьяне подносят хлеб-соль Александру II»

1. Предпосылки и причины проведенияреформы.2. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. и ее условия: выкуп,временнообязанный статус крестьян,земельные

Слайд 7С какой целью в России в 1857 г. образовался Секретный комитет?


Какой вопрос при Александре II вновь обсуждался на страницах либеральных газет?
Какой документ сделал подготовку Крестьянской реформы всеобщей и гласной, открытой?
Какую роль играли Редакционные комиссии в подготовке реформы отмены крепостного права?

Вспомните

С какой целью в России в 1857 г. образовался Секретный комитет? Какой вопрос при Александре II вновь

Слайд 8 1803 год – указ Александра I о «вольных

хлебопашцах».
1816 – 1819 гг. – отмена крепостной зависимости крестьян от помещиков в Прибалтике.
1842 гг. – указ Николая I об обязанных крестьянах.

Как императоры Александр I и Николай I пытались решить проблему крепостничества?

1803 год – указ Александра I  о «вольных хлебопашцах». 1816 – 1819 гг. –

Слайд 9«Сдаю тебе мною команду, но, к сожалению,
не в таком порядке, как

желал. Оставляю тебе
много трудов и забот».
Николай I


«Николай I с цесаревичем
Александром Николаевичем в мастерской
художника в 1854 году». 
Художник Богдан Виллеваде. 

О каких трудах и заботах говорил отец сыну?

«Сдаю тебе мною команду, но, к сожалению,не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и

Слайд 10
Поражение России в Крымской войне.
Военно-техническое и социально-экономическое отставание от европейских

государств.
Передовая Европа воспринимала крепостное право как пережиток, отсталости и «варварства».
Массовые крестьянские восстания и движения.
Общественное мнение внутри страны.

Предпосылки  отмены крепостного права:

Поражение России в Крымской войне. Военно-техническое и социально-экономическое отставание от европейских государств.Передовая Европа воспринимала крепостное право как

Слайд 11Причины отмены крепостного права:
Низкая производительность крепостного труда.
Необходимость ликвидации отставания России от

индустриально развитых стран.
Необходимость ослабления социального напряжения.
Осуждение обществом (как внутри страны, так и в Европе) сохранения пережитка феодализма.

Работая с текстом учебника – п. 2 § 16, с. 118, сформулируйте причины отмены крепостного права, запишите их в тетрадь

Причины отмены крепостного права:Низкая производительность крепостного труда.Необходимость ликвидации отставания России от индустриально развитых стран.Необходимость ослабления социального напряжения.Осуждение

Слайд 12 «…лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда

оно само собой начнёт отменяться снизу» (Александр II).

Соберите пазл

«…лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу»

Слайд 13Как вы считаете, отмена «сверху» крепостничества зависела только от воли государя?


Было ли дворянство Российской империи готово к отмене крепостного права?
Почему император добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от помещиков?

Социологический опрос

Как вы считаете, отмена «сверху» крепостничества зависела только от воли государя? Было ли дворянство Российской империи готово

Слайд 14 Определите, к какому слою помещиков принадлежал автор каждого проекта
( Ответ: 2-А,

1-Б, 3-В)
Определите, к какому слою помещиков принадлежал автор каждого проекта  ( Ответ: 2-А, 1-Б, 3-В)

Слайд 15Помещики предлагали:
освобождение крестьян без земли;
освобождение крестьян с землёй за

выкуп;
освобождение крестьян с землей без выкупа.

Как вы думаете, какой из вариантов, предложенных помещиками, выбрал Александр II? Аргументируйте свою
точку зрения.

Социологический опрос

Помещики предлагали: освобождение крестьян без земли; освобождение крестьян с землёй за выкуп; освобождение крестьян с землей без

Слайд 16Самостоятельная работа в парах с историческими источникам и и текстом учебника

(с. 119 – 121).
Прочитайте извлечения: из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года и из «Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» и текст учебника пункт 4 § 16. Проанализируйте условия освобождения крестьян и найдите ответы на вопросы.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»

Самостоятельная работа в парах с историческими источникам и и текстом учебника (с. 119 – 121).Прочитайте извлечения: из

Слайд 17Что получили крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости?
Стали ли крестьяне сразу собственниками

земли?
Что такое выкупные платежи?
Кто такие временнообязанные крестьяне?
Что такое отрезки?
Кто такие мировые посредники?
Что такое уставные грамоты?
Что получили помещики после отмены крепостного права?

Вопросы

Что получили крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости?Стали ли крестьяне сразу собственниками земли?Что такое выкупные платежи?Кто такие временнообязанные

Слайд 18Выясните и покажите на карте, на каких территориях по результатам реформы

1861 г. были распространены отрезки земель, на каких – прирезки. Объясните, почему?

Работа с картой учебника – с. 122

Выясните и покажите на карте, на каких территориях по результатам реформы 1861 г. были распространены отрезки земель,

Слайд 20Познакомьтесь с фрагментами исторических источников. Какое настроение объединяет авторов?
***
Рассмотрите репродукцию картины

«Чтение манифеста (Освобождение крестьян)». Художник Б. М. Кустодиев. Опишите общее состояние, изображённое художником на картине, настроение крестьян.

Познакомьтесь с фрагментами исторических источников. Какое настроение объединяет авторов?***Рассмотрите репродукцию картины «Чтение манифеста (Освобождение крестьян)». Художник

Слайд 2124 миллионов крестьян она сделала лично свободными.
Отмена крепостного права способствовала созданию

рынка свободной рабочей силы.
Реформа открывала России путь к капитализму.

Значение Крестьянской реформы

24 миллионов крестьян она сделала лично свободными.Отмена крепостного права способствовала созданию рынка свободной рабочей силы.Реформа открывала России

Слайд 22Реформа носила грабительский характер
по отношению к крестьянам (крестьяне в


среднем по стране потеряли около 20 % своих
прежних наделов; свой надел крестьяне не получали
в собственность (продать её было нельзя);
крестьяне совершая выкупные платежи, по сути
выплачивали стоимость не только земли, но и тех
доходов, которые теряли помещики, лишившись
бесплатного крепостного труда. Крестьяне
выкупали землю по ценам на 25 % выше рыночных).
Реформа не затронула общинные порядки.



Итоги Крестьянской реформы были не только положительными

Реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам  (крестьяне в среднем по стране потеряли около 20

Слайд 23Супер-игра капитал-шоу «Поле чудес»

Супер-игра капитал-шоу «Поле чудес»

Слайд 25Считаете ли вы верной такую оценку Крестьянской реформы, данную Николаем Алексеевичем

Некрасовым:
Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!
С учётом, чьих интересов была проведена Крестьянская реформа?
Какую ценность приобрела личная свобода человека для крестьян в 1861 году в Российской империи?

Проблемные вопросы

Считаете ли вы верной такую оценку Крестьянской реформы, данную Николаем Алексеевичем Некрасовым:   Порвалась цепь великая,

Слайд 26ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
Отмена крепостного права

в Российской империи открыла путь новым экономическим отношениям и её по праву до 1917 года называли Великой
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ Отмена крепостного права в Российской империи открыла путь новым экономическим

Слайд 27Рефлексия
Синяя шляпа – Чего мы хотели достичь, изучая тему урока?
Белая

шляпа – Какие факты темы были самыми важными?
Красная шляпа – Что я чувствую по этому поводу…?
Чёрная шляпа – Удовлетворила ли реформа отмены крепостного права крестьян и помещиков?
Жёлтая шляпа – Положительные стороны Крестьянской реформы.
Зелёная шляпа – Я бы хотел (а), чтобы Крестьянская реформа завершилась …
Рефлексия Синяя шляпа – Чего мы хотели достичь, изучая тему урока?Белая шляпа – Какие факты темы были

Слайд 28Домашнее задание:
Прочитать § 16,
«Вопросы и задания для работы с

текстом параграфа».
«Думаем, сравниваем, размышляем» вопрос № 6 (групповая работа: защитники и критики реформы).
Домашнее задание:  Прочитать § 16, «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа». «Думаем, сравниваем, размышляем»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть