Слайд 1Развитие литературы и искусства в XVIII веке.
Работу выполнили:
учитель истории Юрочкина
С.А.
учитель изобразительного искусства Ващёва О.Н.
Слайд 2Литература
Живопись
Скульптура
Архитектура.
Слайд 3XVIII век в истории России стал эпохой культурного развития.
Интерес к литературе
и искусству возникал не только у богатых , но и у простых людей.
Слайд 4У многих дворян в поместье действовали театры крепостных артистов. Помещики и
горожане собирали свои домашние библиотеки, коллекционировали картины и фарфоровые изделия.
Слайд 5Стало модно читать книги и ходить на музыкальные вечера.
Слайд 6Появились первые газеты и журналы, которые приобщали к чтению всех желающих.
Слайд 7Литература
Денис Иванович Фонвизин родился3 апреля 1745 в Москве — 1 декабря 1792г. Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской
бытовой комедии.
Слайд 8«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина,
не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали венечных памятей— документов, разрешающих вступление в брак.
Фонвизин высмеивал праздную и ленивую жизнь дворянского сына Митрофанушки . Мать Митрофанушки поддерживала эту лень, зачем ему учится, если у него и так все есть.
Слайд 9Гавриил Романович Державин родился 3 июля 1743 русский поэт
эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор,
действительный тайный
советник.
По семейному преданию, Державины происходили от одного из татарских родов.
Слайд 10
ВОДОПАД
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Шумит, и средь густого бора
Теряется в глуши потом;
Луч чрез поток сверкает скоро;
Под зыбким сводом древ, как сном
Покрыты, волны тихо льются,
Рекою млечною влекутся…
Слайд 11Живопись
Живопись России 18 века интересна, в первую очередь,
портретами.
Век 18 в российском обществе – век больших скоростей. Старое отправлялось на слом или в чулан.
Россия, подталкиваемая своим императором, стремилась как можно быстрее влиться в стан европейских государств.
За несколько десятилетий русское искусство проходит путь, который Западная Европа преодолела за два-три века.
Складывается принципиально новая структура живописи из различных видов и жанров – станковая, монументальная, декоративная, портретная, историческая, батальная, пейзажная. И если в европейском искусстве стилевые направления сменяли один за другим, то в России они все существовали одновременно.
Между течениями происходило противоборство – архаичность и новаторство, консерватизм и прогресс, придворный аристократизм и демократизм.
Слайд 13Иван Петрович Аргунов
(1729-1802)
Крепостной живописец графа П.Б.
Шереметьева, он много раз писал своих хозяев: Петра Борисовича, Варвару Алексееву и их детей.
Аргунов тяготел к легкости и изяществу рококо, обогащая его национальными чертами и развивая чисто национальную концепцию портрета.
Слайд 14
Одна из лучших и самых поэтических работ
Аргунова - портрет "Неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784).
Художник передал не только внешнюю, но и внутреннюю красоту простой русской женщины. Она выглядит величаво, смотрит с большим достоинством. Мастерски написан и ее праздничный наряд.
Слайд 15Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
Великий мастер парадного и камерного портрета - был
художником, необычайно тонко чувствующим черты своих моделей. Левицкий остается большим психологом и блестящим живописцем 18 века, который не показывает своего отношения к модели.
Слайд 16 На портрете "П.А. Демидова" изображен богач, ухаживающий за
цветами. По композиции - это парадный классический портрет, но Демидов величественным жестом указывает на горшок с цветами.
Весь его облик не соответствует традиции репрезентативного портрета, а главное - ей не соответствует выражение лица: на нем нет ни светской надменности, ни сословной горделивости.
Левицкий показал Демидова на фоне основанного им Воспитательного дома в Москве. В этом портрете художник проявил поразительное чувство формы, умение строить пространство.
Живопись сочная, материальная, плотная, цвет приближен к локальному - это крупные цветовые пятна зеленовато-коричневого тона.
В портрете Демидова Левицкий расширил возможности парадного портрета.
Слайд 17Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)
Выдающийся портретист конца 18 - начала 19
веков.
В 1790-х годах в соответствии с идеями сентиментализма, популярными на рубеже веков, Боровикова увлекает душевное состояние человека, его тонкие переживания.
Боровиковский в отличие от мастеров первой половины и середины столетия всегда писал на белых грунтах, что позволяло добиваться особой звучности цвета.
Слайд 18 Постепенно он выработал свой композиционный канон женских портретов: поясной срез
фигуры, опиравшейся на дерево, тумбу и др., в руке портретируемой цветок или плод, она всегда изображалась на фоне природы. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (кипы деревьев).
Портрет М.И. Лопухиной
Слайд 19Скульптура
Скульптура - вид искусства, создающий формы в трех измерениях: в
высоту, ширину и глубину с использованием различных материалов и особых технологий - высекания, лепки и литья.
КРУГЛАЯ
СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРНЫЙ
ПОРТРЕТ
БАРЕЛЬЕФ
ГОРЕЛЬЕФ
Слайд 20МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
СКУЛЬПТУРА
МОНУМЕНТАЛЬНО-
ДЕКОРАТИВНАЯ
СКУЛЬПТУРА
Слайд 21Шубин Федот Иванович (1740-1805)
Федот Шубин "одарен
был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен". Вышел он из крестьян-поморов, из небольшой деревни в Архангельской области близ Холмогор — родины великого Ломоносова. В то время Холмогоры славились своими искусными мастерами-косторезами, и семья Шубиных числилась среди самых знаменитых резчицких фамилий. Вошли Шубины в историю еще и потому, что, если верить преданию, отец скульптора Иван Афанасьевич обучал юного Ломоносова грамоте, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего академика на дорогу в Москву " тремя рублями и китайчатым полукафтаньем".
Слайд 22Портрет князя
А.М. Голицина
1773 г.
Портрет графини
М.Р. Паниной
1770 г.
Портрет
князя
М.В. Ломоносова
1792 г.
Слайд 23Екатерина II-законодательница
1789-1790
гг.
Портрет Павла I
1798 г.
Слайд 24Этьен Морис Фальконе
(1716—1791)
Один из видных
французских мастеров, который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г.
Целью приезда Фальконе в Россию было создание памятника Петру I, над которым он и работал в течение двенадцати лет.
Слайд 26Архитектура
Растрелли Бартоломео Карло
(1675, Флоренция — 1744, Петербург)
Итальянский скульптор,
выдающийся мастер
барокко, один из основоположников
этого стиля в русской
скульптуре. Растрелли нашел в России вторую родину, оставаясь здесь до конца жизни.
Слайд 30Казаков Матвей Федорович
(1738-1812)
Творчество выдающегося зодчего XVIII столетия Матвея Федоровича
Казакова, одного из основоположников архитектуры русского классицизма в Москве, можно с полным правом считать замечательным явлением истории русской культуры.
Его деятельность охватывает более чем 50-летний период, начиная с 60-х годов XVIII столетия и кончая первым десятилетием XIX века. «Трудолюбивый гений» оставил след в истории архитектуры и как самый плодовитый русский зодчий XVIII века, количество его московских построек почти неправдоподобно велико.
И Н
Р А С Т Р Е Л Л И
П Ё Т Р I
Ф О Л Ь К О Н Е
Б О Р О В И К О В С К И Й
Е К А Т Е Р И Н А
П А М Я Т Н И К