Презентация, доклад по истории Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина

Содержание

Цель работы: Определение роли и значения  образа Петра I  в творчестве А.С. Пушкина, выявление неоднозначности и неординарности исторического деятеля, показанного писателем. Задачи:Познакомиться с произведениями А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава», затрагивающие петровскую тему.Определить особенности изображения Петра I писателем.Обобщить и систематизировать

Слайд 1Тема выступления: Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина

Тема выступления:  Образ Петра I  в произведениях А.С. Пушкина

Слайд 2Цель работы: Определение роли и значения  образа Петра I  в творчестве А.С. Пушкина, выявление неоднозначности и неординарности исторического деятеля, показанного писателем.

Задачи:
Познакомиться с

произведениями А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава», затрагивающие петровскую тему.
Определить особенности изображения Петра I писателем.
Обобщить и систематизировать результаты исследовательской деятельности.
Сделать выводы по теме, обозначив положительные и отрицательные черты личности Петра I.



Цель работы: Определение роли и значения  образа Петра I  в творчестве А.С. Пушкина,  выявление неоднозначности и неординарности исторического деятеля,  показанного писателем. Задачи:Познакомиться с

Слайд 3Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
Русский поэт,
драматург и прозаик, заложивший

основы русского
реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей
первой трети XIX века.
Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837)Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик

Слайд 4 Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра I всегда привлекала к

себе внимание поэтов и писателей. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. Петр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, выведя ее на новый уровень.   По мнению Пушкина, Петр - «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - был «вечным» работником, занятым, деятельным человеком. 








Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра I всегда привлекала к себе внимание поэтов

Слайд 5Образ Петра - «вечного работника на троне» - Пушкин развил в

повести «Арап Петра Великого». В повести Петр привозит Ибрагима в строящуюся столицу, которая, «поднималась из болота по манию самодержавия». Петр работает там целыми днями. В незаконченном романе «Арап Петра Великого» мы наблюдаем за царем глазами прадеда поэта Абрама (Ибрагима) Ганнибала, сына абиссинского эмира, похищенного турками и присланного ко двору Петра I, который его воспитал и очень любил.





Образ Петра - «вечного работника на троне» - Пушкин развил в повести «Арап Петра Великого». В повести

Слайд 6Личность царя предстает пред читателями в романе с разных сторон: вот

он - Петр, в его отеческой заботливости, любви и опеке об Ибрагиме, вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью в обхождении с людьми, царь с негативным отношением к аристократии, уж больно походившей на западный манер такой же пустой и мотовской. 





Личность царя предстает пред читателями  в романе с разных сторон:   вот он - Петр,

Слайд 7Наконец, в сюжетной линии Ржевских четко изображается еще одна главная черта

характера Петра - его деспотизм. Мы видим четкое проявление его деспотизма в той ситуации, когда он сосватал их дочь Наталью за своего любимца Ибрагима, тем самым разрушив счастье Наташи и Валериана. Помимо деспотизма и жестокости здесь, также, прослеживается самолюбие царя.





Наконец, в сюжетной линии Ржевских четко изображается еще одна главная черта характера Петра - его деспотизм. Мы

Слайд 8Петр - явно выраженный европеец, враждебно настроенный на реакционную старину, но

этот европеизм не мешает ему оставаться русским человеком. Ему не чужды русские нравы и обычаи. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто, в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России».





Петр - явно выраженный европеец, враждебно настроенный на реакционную старину, но этот европеизм не мешает ему оставаться

Слайд 9Склонность Петра к веселью, добродушное лукавство, гостеприимство, желание жить на широкую

ногу - всё это дополняет образ Петра, делая его при этом, по истине русским человеком. Автор, также, не забывает упомянуть и о том, что царь судит о людях и выбирает себе в помощники не выходцев из семей с хорошей родословной, а тех, кто богат умственными способностям, знаниями.





Склонность Петра к веселью, добродушное лукавство, гостеприимство, желание жить на широкую ногу - всё это дополняет образ

Слайд 10Нисколько не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять

и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость.





Нисколько не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований

Слайд 11 Несмотря на незаконченность романа, произведение было принято и одобрено современниками Пушкина

и получило высокую оценку. В.Г. Белинский, воодушевившись романом, писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман».





 Несмотря на незаконченность романа, произведение было принято и одобрено современниками Пушкина и получило высокую оценку. В.Г. Белинский,

Слайд 12Совершенно иной образ Петра I мы видим в другом произведении А.С.

Пушкина в поэме «Полтава»(1828-1829)





А.С. Пушкин назвал её так, указывая на величайшее сражение на суши в Северной войне в царствование Петра Великого. На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника - Швецию. 

Совершенно иной образ Петра I мы видим в другом произведении А.С. Пушкина в поэме «Полтава»(1828-1829)А.С. Пушкин назвал

Слайд 13Каким предстает перед нами Петр I со страниц поэмы «Полтава»? А.С.

Пушкин наделил Петр I сильным характером, он не знает промежуточных состояний: «Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен…»





Каким предстает перед нами Петр I со страниц поэмы «Полтава»?  А.С. Пушкин наделил Петр I сильным

Слайд 14«И се – равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался

пред полками,
Могущ и радостен, как бой…»

Петр - подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе:

«И се – равнину оглашая,Далече грянуло ура:Полки увидели Петра.И он промчался пред полками,Могущ и радостен, как бой…»Петр

Слайд 15Пушкин так часто обращает свой взор к образу Петра I еще

и потому, что он видит в нем образец для его царствующего правнука Николая I, обещавшего в те годы осуществить преобразование России. Пушкин мечтает о реформах, подобных петровским по своим масштабам и значительности. Он писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».





Пушкин так часто обращает свой взор к образу Петра I еще и потому, что он видит в

Слайд 16Если в предыдущих произведениях А. С. Пушкин исключительно восхваляет Петра, то

в поэме 1833 года «Медный всадник» впервые появляется вопрос - так ли уж идеален Петр на самом деле? Город Петра I стоит на ненадежном месте. Этот город, безусловно, нужен России, государству


«Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу…»



Если в предыдущих произведениях А. С. Пушкин исключительно восхваляет Петра, то в поэме 1833 года «Медный всадник»

Слайд 17Люди страдают из-за опасного расположения Петербурга. И этого достаточно для того,

чтобы ценность создания этого города подверглась сомнению. Во время наводнения - подобия конца света для жителей Петербурга - Петр I видит в катастрофе волю Божью. Царь не может быть Богом, на что претендует в начале поэмы. В конце первой части появляется слово «кумир»: «И, обращён к нему спиною В неколебимой тишине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне…»





Люди страдают из-за опасного расположения Петербурга. И этого достаточно для того, чтобы ценность создания этого города подверглась

Слайд 18Петр I - покоритель стихии в поэме, и образ его ощутимо

меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Казалось бы, Петр становится отрицательным героем, но нельзя забывать о прологе поэмы. Историческое обрамление и появляющийся в «Медном всаднике» мотив безусловной, безоговорочной любви к Петербургу: дают второй смысл прочтения поэмы. 




«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…»

Петр I - покоритель стихии в поэме, и образ его ощутимо меняется по сравнению с предыдущими произведениями.

Слайд 19 Эти два прочтения заложены А. С. Пушкиным изначально. И он не

предлагает выбирать именно одно. А.С.Пушкин не дает прямого ответа на вопрос, а лишь позволяет читателю увидеть Петра I в новом качестве. В поэме словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Эти противоречия в основателе новой столицы отражаются и в облике самого города. Пушкин нам показал в поэме, как богатство и роскошь соседствуют с бедностью («Город пышный - город бедный»). Именно Петр закрепил это социальное неравенство, закрепил абсолютную монархию в России. 





 Эти два прочтения заложены А. С. Пушкиным изначально.  И он не предлагает выбирать именно одно.

Слайд 20 Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: - во - первых,

и в самых главных, Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь, будучи сложной, но в то же время, интересной личностью, он был привлекателен для А.С. Пушкина; - во-вторых - сам автор, зная историю своего предка - арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с царем. «При имени Петра Великого прежде всего вспоминаем о его преобразованиях; с ним неразрывно связана идея реформы. Звание преобразователя стало его прозвищем, исторической характеристикой…» В.О. Ключевский





Таким образом,  из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: -

Слайд 21Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: «Стансы», «Заметки по русской истории

18 века», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра». Также, используя опыт А.С. Пушкина в работе над темой Петра, многие современники создали произведения, являющиеся литературным наследием.
Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра:  «Стансы», «Заметки по русской истории 18 века», «Моя родословная», «Медный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть