Слайд 1Эпоха Возрождения
Ренессанс
Презентация подготовлена
учителем истории
Гимназии № 6 г. Донецка
Зубковой Ю.Б.
Слайд 3План:
Реалии эпохи
Понятие «Возрождение»
Условия формирования
Предпосылки Возрождения
Общая характеристика
Принципы Возрождения
Раннее Возрождение
Высокое Возрождение
Высокое Возрождение
Северное Возрождение
Социально-политическая
мысль
Философия природы и рождение науки
Литература эпохи Возрождения
Искусство Ренессанса
Архитектура Возрождения
Скульптура
Музыка эпохи Возрождения
Слайд 4Реалии эпохи:
Завершение многовековой борьбы между германскими императорами и папами
Постоянные войны между
итальянскими городами-государствами
Войны между Францией, Испанией, Священной Римской империей за Италию
Внутренние восстания
Реформация с ее вооруженной войной
Война между Англией и Испанией
Национально-освободительное движение в Нидерландах
Слайд 5Возрождение (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной
и Центральной Европы (в Италии 14 - 16 вв., в других странах конец 15 - 16 вв..), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность.
Слайд 6Понятие «Возрождение»
Возрождение (Ренессанс) – эпоха историко-культурного перелома, охватывающая вторую половину 14-16
вв., период перехода от средневековья к модернизму
Период возрождения ценностей античности ( Петрарка, Бокаччо)
Окончательно этот термин в историю культуры ввел Джорджо Вазари, итальянский живописец 16 в.
Иногда этот термин применяется к периодам подъема культуры ( Каролингское Возрождение, Китайское Возрождение)
Слайд 7Культура Возрождения зародилась и расцвела в Италии в 14 в.
В 15-16
вв. она стала развиваться в разных странах Европы
Условия формирования :
Бурный рост городов
Укрепление бюргерства
Ослабление духовного давления церкви
Светская городская культура
Зарождение индивидуализма
Слайд 8Предпосылки Возрождения
Италия :
страна, где сохранилось много памятников римской античности
итальянский язык, близкий
к латинскому
строй языка определил строй мышления, ментальности
язык определил культуру
города – богатые, процветающие ( через них шла мировая торговля)
Слайд 9Новая ментальность:
Светская
Ориентирована на достижений земных целей – богатства, престиж, слава, чувственные
удовольствия
Высшая ценность – активная жизнь
Слайд 11Отличительные черты эпохи Возрождения
светский характер культуры
интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности
появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение».
Слайд 12Рост городов-республик в Италии привёл к росту влияния сословий, не участвовавших
в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.
Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух.
Слайд 13Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его
личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.
Слайд 14Влияние низших сословий
Рост городов
Отказ от средневековых ценностей
Появление гуманизма
человек - личность
деятельность
свобода
активность
созидание
Слайд 15Принципы Возрождения:
Античность
Отрицание традиций церковно-феодальной культуры
Идеал человека – творца
Счастье в земной жизни
Вера
в разум и возможность рационального познания
Провозглашение красоты мира и человечества в качестве главного эстетического идеала
Слайд 16В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых
находилась вне контроля церкви.
Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.
Аскетичный - используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся потерпеть в нем неудачу; находятся в постоянном напряжении, их все время что-то беспокоит, что в конечном итоге значительно ограничивает их жизнь.
Слайд 17
Изобретение в середине XV века книгопечатание сыграло огромную роль в распространении
античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Слайд 18Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё
в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
Слайд 20Период «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по
1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Центром этого периода была Флоренция.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля.
К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Слайд 22 Второй период Возрождения — время самого пышного развития его
стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год.
В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам.
Слайд 23Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся
множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга
Слайд 24Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью.
Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Слайд 27Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в
отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи:
в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства,
меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).
Слайд 29Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о
мире и месте человека в нем.
Слайд 31Центром Возрождения была Флоренция. Здесь была создана Академия, сформировавшая гражданский гуманизм
(развитие идеи правового государства, службы обществу, справедливости как моральной нормы)
Яркий представитель гражданского гуманизма – Никколо Макиавелли.
Он размышлял:
О возможностях создания сильного централизованного государства
О природе государства
О власти
В работе «Государь» раскрыл механизмы достижения и удержания власти ( для этого все средства хороши)
Мир политики аморален
Слайд 32В 16 в. Появились первые сочинения, в которых высказаны идеи организации
общества без частной собственности и социального неравества:
Это – «Утопия» английского
государственного деятеля Томаса Мора
и «Город солнца»
итальянского философа
Томмазо Кампанеллы.
Слайд 33Философия природы
и
рождение науки
Слайд 34Гуманисты признавали возможность существования не одной, различных концепций природы
Это разрушало средневековые
представления о едином знании, о едином творце
Мыслители Возрождения развивали натурфилософию – учение о природе
Природа – универсальная реальность, имеющая свои законы существования
Слайд 35В эпоху Возрождения заложен фундамент нового знания, основанного на опыте
Наука –
особая сфера человеческой деятельности, задача которой является выработка и систематизация знаний о мире и человеке
Это проявилось в развитии гуманитарных наук: этики, истории, педагогики, филологии
Слайд 36Идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений была обоснована Леонардо
да Винчи
Он предположил: Земля не является центром Вселенной
Это подтвердило учение Коперника
Ее развил Джордано Бруно в учении о множественности миров
Галилео Галилей стал одним из основателей экспериментально-теоретического естествознания: заложил основы современной механики
Слайд 37Леонардо да Винчи
Коперник
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Слайд 38Люди начали считать изобретения не порождением зла, а ценностью для себя
Новые
идеи: от конструирования летательных аппаратов до изобретения карданной передачи, без которой невозможно существование современного автомобиля
Совершенствовалась металлургия, изобретены новые навигационные приборы.
Усовершенствована гидравлика ( появились фонтаны)
Изобретение книгопечатания ( Иоганн Гутенберг, середина 15 в.)
Книга стала доступной широким массам
Это привело к новому видению мира, новому стилю мышления
Изменились представления о времени, люди стали его ценить ( часы на башнях)
Изобретение пушек и огнестрельного оружия
Слайд 39Наибольшим был интерес:
к алхимии
астрологии
магии
оккультизму (мистические учения, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе,
утверждающие существование скрытой связи человека с потусторонним миром )
мантике ( прорицание)
демонологии
Слайд 40
А работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были
предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Парацельс
Везалий
Слайд 43Литература Возрождения опиралась на две традиции:
народную поэзию и «книжную» античную
литературу.
Поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.
Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур (в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни).
Широкое распространение получили театр и драма.
Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Слайд 44:
В литературе Возрождения наиболее полно выразились
гуманистические идеалы эпохи,
прославление гармонической,
свободной, творческой, всесторонне развитой личности.
Слайд 45ИДЕАЛЫ
Главное мерило человека – доблесть
Не воинская доблесть, а устремленность человека:
к
познанию
творческой деятельности
истинному благородству
постоянным личным усилиям в самосовершенствовании
Слайд 46Данте Алигьери
У истоков Возрождения был поэт, создатель итальянского языка Данте Алигьери.
Его «Божественная комедия» – итог лучших устремлений зрелого Средневековья. Его гуманизм стал идейной основой культуры Возрождения
Данте Алигьери - создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной»), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры
Слайд 47«Божественная комедия»
Поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321
годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и антологию мира. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и мировой литературы.
Слайд 48В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет.
Любовные сонеты Франческо Петрарки
открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Ему принадлежит самая искренняя поэтическая лирическая исповедь о любви, пронесенной через всю жизнь.
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Слайд 49Франческо Петрарка стал родоначальником гуманизма. Его содержание - светское, рационалистическое мировоззрение.
Оно противостояло корпоративной, церковно-схоластической культуре. Идеал – свобода человеческого духа, гармоничное развитие человека
Слайд 50Лопе де Вега
Испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века
Испании. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.
Слайд 52Знаменитый английский драматург и поэт.
Автор 17 комедий,
10 хроник,
11 трагедий,
5 поэм
и цикла из 154 сонетов
Слайд 53Джованни Боккаччо
Боккаччо считается создателем классической новеллы.
Сын богатого флорентийского купца, он
жил в разных городах Италии, но главным образом во Флоренции, где стал свидетелем великой чумной эпидемии 1348 года. Ее описание и задает обрамляющее повествование в его великой новеллистической книге «Декамерон» (по-гречески "десятидневнике«, 1351 г.).
Боккаччо пишет как очевидец: "Весь город пребывал в глубоком унынии и отчаянии, ореол, озарявший законы божеские и человеческие, померк…"
Из-за страха перед чумой распадаются семейные и дружеские связи, одни пьянствуют в преддверии близкого конца, другие бегут из города, и во Флоренции воцаряется анархия.
Слайд 54В общей конструкции сборника это мрачное начало воспринимается как символ распада
старого, устоявшегося мира, и посреди опустелого города в одной из церквей случайно встречаются семь молодых женщин и трое молодых людей. Все они богаты, миловидны, благовоспитанны, связаны между собою дружбой, соседством, родством, и они принимают решение удалиться из зачумленного города в свои загородные поместья, чтобы там ждать участи, что уготовил им Господь.
Они решают, чтобы скоротать время, рассказывать друг другу каждый день по одной истории, и каждый день выбирают королеву или короля.
Таким образом, в течение десяти дней рассказывается по десять новелл, и всего в "Декамероне" сто новелл.
Слайд 55«Боккаччо верно схватил психологически верную черту — страсть к жизни у
порога смерти» (акад. Веселовский), и в целом сборник носит поразительно жизнеутверждающий, оптимистический характер.
Слайд 56Лудовико Ариосто
Итальянский поэт. Провел всю жизнь на службе у герцогов
д"Эсте, считается, что поэма «Неистовый Роланд» (Orlando Furioso) была написана во славу их рода.
Главные сюжетные линии поэмы — безответная любовь сильнейшего христианского рыцаря Роланда к китайской царевне Анджелике, приводящая его к безумию, и счастливая любовь сарацинского воина Руджьера и христианской воительницы Брадаманты, которым, согласно поэме, предстоит стать родоначальниками феррарской герцогской династии д'Эсте.
Слайд 58Для искусства эпохи Возрождения характерно
сближение художников с природой,
ближайшим проникновением
их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы:
построение объемной композиции,
использование пейзажа на заднем плане.
Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Слайд 61Мадонна Литта
Мадонна Бенуа
Мадонна с гвоздикой
Слайд 68Святой Августин блаженный
Афина Паллада
Слайд 70 Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства.
Особенное значение в этом направлении придаётся
симметрии,
пропорции,
геометрии
и порядку составных частей,
о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера.
Слайд 71Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два
города-памятника: Флоренцию и Венецию.
Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари
Слайд 72Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.
Слайд 76Донателло
настоящее имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Итальянский скульптор,
один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения.
Слайд 81
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства
и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением.
Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
.
Слайд 82Появляются различные жанры светского музыкального искусства
фроттола и вилланелла в Италии,
вильянсико
в Испании,
баллада в Англии,
мадригал, возникший в, но получивший повсеместное распространение,
французская многоголосная песня.
Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров
сольной песни,
кантаты,
оратории
оперы
Слайд 84ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 6-10 учебника,
Составить таблицу: Великие гуманисты Европы (параграф 7)
Составить таблицу:
Культура эпохи Возрождения (параграф 8-10)