Слайд 1тема:
«Мордва и Русь в семье единой»
НОМИНАЦИЯ
«Народы Поволжья»
Автор: Савельева Анастасия
Руководитель:
Алагулова Татьяна Александровна
Слайд 2
Содержание
Введение. Актуальность, методы и проблема исследования
1. Этапы работы над проектом
2. Истоки
мордовского этноса
2.1 История происхождения мордовского народа
2.2 Жилище, национальная кухня
2.3 Характеристика языка и письменности
2.4 Традиции, обряды и праздники
2.5 Промыслы мордовского народа
2.6 Мордовский национальный костюм
3. Знаменитые земляки в развитии Поволжья и России
Выводы исследования
Список источников
Приложения
Глоссарий
Слайд 3Цель проекта
Исследование истоков мордовского этноса, его достижений и перспектив развития
Слайд 4
Задачи работы:
-исследовать историю мордовского народа
- изучить семейный архив и реликвии
нашей семьи
-провести опрос «Портрет мордвы глазами одноклассников» и ознакомить их с историей, традициями и достижениями мордовского народа
рассказать о моей бабушке Алагуловой Татьяне Александровне учительницы-мордовки на моей малой родине в г. Рузаевка Республики Мордовия, которая бережно сохраняет традиции своего народа и рассказывает о них нам, своим внукам.
Слайд 5Объект исследования
Мордовский народ - один из поволжских народов
Предмет исследования
Истоки, традиции,
знатные представители мордвы
и их роль в истории
Поволжья и России
Слайд 6
Методы исследования
Изучение книг из серии «Мой край»; предметов быта мордвы;
семейного
архива
Беседа
Анкетирование
Опрос и обобщение
Впервые о мордве упомянул историк готов
Иордан
Слайд 7Истоки и уникальность мордовского этноса
Мордва – древнее финно-угорское племя.
Оно начало
формироваться в 7- 6 веках до нашей эры на территории Саратовского Поволжья, на правом берегу Волги и её притоках. Название мордва восходит к ирано-скифским языкам (mord — мужчина).
В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступает только под названием мордва
Слайд 8Мордва это бинарный этнос.
Народ состоит из двух главных этнических
групп:
мордва – мокша и мордва – эрзя.
Особыми этническими группами мордвы считаются
каратаи и терюхане.
терюханка
мокшанка
эрзянка
каратайка
Слайд 9 Сведения об этнониме мокша (Moxel) дошло
до нас из записок
фламандского
путешественника
Гильома Рубрука
Известие об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа
Слайд 10В древнерусских летописях мордва фигурирует с XI века и называется «Пургасова
волость».
В мордовской историческографии утвердилось два княжества по именам правителей Пургаза (эрзянского князя) и Пуреша (мокшанского князя)
Слайд 11
Начальной ступенью развития государственности мордовского народа стал Мордовский округ
Слайд 12Конституционное оформление национальной государственности мордовского народа завершилось 21 сентября 1995 года
принятием ныне действующей конституции
Республики Мордовии.
Слайд 13Жилища древней мордвы
Характерные типы мордовских поселений в прошлом, судя по
русским летописям, — сёла, погосты, зимницы и тверди.
Слайд 14
Мордовская народная кухня в основе своей всегда здорова. Ее отличает обилие
рыбных и мясных блюд. Из овощей предпочтение отдается тыкве, которую заготавливают на зиму, пекут в печке.
Ряд специфических черт мордовской кухни:
- пересол пищи,
не применяли острых специй,
обычная подлива - из сметаны, кислого молока, конопляного масла
лук - любимая национальная приправа и даже пища мордвина.
Слайд 15Характеристика языка и письменности
Истоки мордовской письменности уходят в далекое прошлое.
На предметах мордовского быта сохранились знаки пиктографического характера. Кроме своей декоративной функции, эти изображения передавали информацию о происходящих событиях. На свадебных сундуках (парях) встречаются изображения системы родства, своеобразные календари. В конце XIX в. мордва пользовалась идеографическими знаками для передачи сообщений в письменном виде. Например:
Текст письма
«Твой (Никитин) брат Федор (обладающий семейным знаком) приехал домой; по прошествию трёх дней умер; жена его плачет, трое детей сидят голодные. Никита пришли денег. Племянница твоя Цапля «Обручилась с Петром Колесниковым.»
Слайд 16 Народные праздники мордвы тесно связаны с её жизненным укладом. Праздничная
традиция мордвы является могучим средством сплочения народа, приобщения молодежи к культуре предков.
Слайд 17
«Кургоня 2018»
Праздник
дружбы
и
единства
«Кургоня»-2018: праздник дружбы и единства!
«Кургоня»-2018: праздник дружбы
и единства!
Слайд 18Праздники мордвы Ульяновской области
Слайд 19Промыслы мордовского народа
Промыслы и ремесла мордвы
Самыми древними промыслами было бортничество и
плетенее утвари: коробов, туесков, лукошек.
Слайд 20Украшения
Фото из семейного архива
Слайд 21Список использованных источников
Древней мордве были известны металлургия и металлообработка, из болотных
и дерновых руд добывалось железо. Мордовские кузнецы владели способом обработки металла в горячем состоянии, знали
технику термической обработки.
В кон. 1-го тыс. ремесленная
деятельность стала их основным
занятием.
Слайд 22Национальная одежда
Рубаха (панар)
Передник (сапоня)
Наколенники (цюлкат)
Поясное украшение (сёкане)
Набедренное украшение (пулай)
Мокша
Эрзя
Слайд 23Рубаха (панар)
Штаны (понскт)
Пояс
Лапти (карьхть м., карть э.)
Слайд 24
Об особенностях мордовского костюма рассказывает
Алагулова
Татьяна Александровна
Слайд 25Коллекция
«Свадебная песня»
2017 г.
Коллекция
«Сюлгамо»
2018 г.
Слайд 26Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный
с синим оттенком, темно-красный, желтый и зеленый для расцвечивания узора.
Вышивали без предварительного нанесения рисунка. Это Особенность мордовской вышивки.
Орнаменты рисунков, черпались в окружающей природе: "змеиная головка", "куриные лапки", "крылышки", "еловые ветки", "звёздочки".
Слайд 27Панго – эрзянский женский головной убор в виде конусообразного колпака с
загнутым верхом, на каркасе из двух лубяных пластин. Основа – грубый домотканый холст,
обшитая красным кашемиром. Очелье об-
шито кашемиром более старым и потертым, чем остальное покрытие.
Слайд 28
Лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для
мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта.
Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи, сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном.
Ноги обертывали портянками, их было две пары: нижние, которыми обертывали ступни; и верхние, ими обертывали икры. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.
Слайд 29Гордость и Слава
Мордовии! Поволжья! России!
СКУЛЬПТОР
ЭРЬЗЯ
Работы Степана Эрьзи
Слайд 30Список использованных источников
Мой любимый мордовский художник – Федот Сычков и его картины !
Слайд 31Филатов
Владимир Петрович
ученый с мировым именем,
врач-офтальмолог,
Дежуров
Владимир Николаевич
летчик-космонавт
Фёдор Фёдорович Ушаковым, российский флотоводец, адмирал
Слайд 32 Перспективы
развития
Мордовии
Чемпионат мира по футболу
Технопарк
Промышленное производство
Строительство
Сельскохозяйственная продукция
Слайд 33Список использованных источников
Заключение
Гипотеза подтвердилась: мордва вносит огромный вклад в развитие Поволжья
и России. Мы должны гордиться своими родственниками, которые имеют отношение к мордовскому народу. А я всегда буду помнить, что моя бабушка Алагулова Татьяна Александровна мордовка, любящая свой народ. Она много рассказывает нам-внукам о его прошлом и настоящем.
Книги из серии «Мой край мордовский», фотографии и предметы традиционного быта мордвы значительно расширили мой кругозор и позволили сделать вывод: мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага своей республики, России, Поволжья и всего населения, проживающего в Ульяновской области;
Слайд 34Список использованных источников
Список источников
Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / Н. С.
Крутов, - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. — 840 с.
Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / гл.ред. Н.П.Макаркин, А.С.Лузгин, Н.Ф.Мокшин и др. Сост. С.С.Маркова. – Саранск, 2004.
Серия книг «Мой край мордовский». –Саранск, 2015-2018.
Фотоматериалы, предметы культуры и быта из семейного архива Алагуловых.
Интернет издания
«Вестник Мордовии» http://www.vestnik-rm.ru
, «MordovMedia» (http://www.mordovmedia.ru)
«Инфо-РМ» (http://info-rm.com).
Слайд 35Список использованных источников
Глоссарий